ИСТОРИЯ И ТРАДИЦИИ КОРЁ И ДРУГАЯ ИНТЕРЕСНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Сообщений 901 страница 930 из 993
Поделиться902Суббота, 18 июня, 2016г. 08:54:49
11. «Великая победа в битве у о. Хансан»
Исторический фестиваль посвящен победе эскадры корейского адмирала Ли Сун Сина во время Имчжинской войны (1592-1598) над японским флотом. Все, кто посетит удивительный фест, получит шанс поучаствовать в постройке старинного судна-«черепахи», в изготовлении луков по старинным чертежам и в прочих подобных затеях. Можно также посетить выставку, посвященную корейско-японской войне конца XVI века.
Время: 11-15 августа
Место: парк адмирала Ли Сун Сина (г.Тхонён)
Поделиться903Суббота, 18 июня, 2016г. 08:55:30
12. Фестиваль светлячков
Как нетрудно догадаться, главным «героем» этого экологического мероприятия станет светлячок. Посетителям обеспечено неповторимое представление с участием тысяч насекомых, озаряющих ночной небосвод.
Время: 27 августа – 4 сентября
Место: «Банди лэнд», река Намдэчхон (провинция Чоллабук-до)
Поделиться904Понедельник, 20 июня, 2016г. 09:46:12
Наложницы в Корее
Ни для кого не секрет, что многие мужчины хотя бы раз в жизни мечтали иметь гарем с наложницами, не считая тех стран, где наличие гарема является нормой и по сей день. Корея была из тех стран, где было разрешено иметь несколько наложниц и всего одну законную жену. Корейские мужчины выражали своё мнение о наличии наложниц пословицей: «Даже тигр не страшен человеку, у которого есть жена и 2 наложницы». Корейским мужчинам разрешалось иметь столько наложниц, сколько он сможет обеспечить и прокормить. Обычно число наложниц было не больше 3-4 девушек.
Интересным фактом являлось то, что жены и наложницы не были равными. На женской половине дома, куда доступ для мужчин был закрыт, распоряжалась жена. В её подчинение беспрекословно входили и сами наложницы. Конечно, никакой дружбы между женой и наложницами не могло быть. Ревность и страх о разводе не давали спокойно жить корейским жёнам. Больше всего переживаний и борьбы было за благополучное будущее своих детей. Только рождённые дети от законной жены или официально усыновленные и удочеренные могли наследовать отцовское имущество и привилегии.
Наличие наложниц было весьма дорогим удовольствием. Не все корейские мужчины могли позволить себе обзавестись наложницами. В основном наложниц брали из-за того, что в старой Корее было принято, чтобы родители выбирали сами жену своему сыну. Зачастую было так, что жених и невеста впервые виделись у себя на свадьбе. Независимо от того нравились они друг другу или нет, им приходилось жениться. Случались ситуации, когда жена не могла родить мужу наследника, и мужу приходилось брать наложницу, чтобы она родила ему сына. И наконец, в те времена было просто престижно иметь наложниц.
Ситуация начала резко меняться, когда в Корею в начале 20 века пришло такое учение, как христианство. Оно несло с собой новое виденье на отношения между мужчиной и женщиной. Большинство женщин стало отказываться идти в наложницы. А в 1948 году, когда Корея приняла новый корейский кодекс, Страна утренней свежести становится полностью моногамной. С 1953 года содержание наложниц носило уголовно наказуемый характер.
Поделиться905Понедельник, 20 июня, 2016г. 09:47:14
Андрей Ланьков
3.12 БЕДНЫЙ КОРОЛЬ
За время правления династии Ли, с 1392 по 1910 г., на корейском престоле побывало 27 королей. Дольше всего – 52 года – правил страной король Ёнчжо, вступивший на престол в 1724 году, а самое коротким было правление короля Инчжона, который в 1544 году находился на троне в течение всего лишь 8 месяцев. Кстати, Ёнчжо и прожил дольше всех остальных монархов – 82 года. Самым молодым королём был Хончжон, который был возведён на трон в возрасте 7 лет (за него поначалу правили регенты), а самым старым в момент вступления на престол был основатель династии – знаменитый генерал Ли Сон Ге, которому в 1392 году исполнилось 56 лет. Средняя продолжительность жизни в те времена была невелика даже у королей – у властителей династии Ли она составляла всего лишь 46 лет. Впрочем, по тогдашним меркам это было не так уж и мало: простолюдины в среднем не доживали и до 35…
Кроме 27 реально правивших страной королей, в династии Ли было и пять «почётных» королей, которые получили это звание… посмертно, за особые заслуги перед династией (все они тоже были членами правящего рода). В странах Дальнего Востока вообще существовала традиция посмертного назначения на всяческие почётные должности. На наш взгляд она кажется несколько странной, но чем она, по сути, отличается от привычной нам практики посмертного награждения?
По большому счёту, история корейской королевской семьи была довольно спокойной. За пять с лишним веков правления династии в стране произошло только два государственных переворота (причём в обоих случаях свергнутому королю сохранили жизнь), да пару раз властителей отправляли в лучший мир их рвущиеся к власти родственники. Бывали, конечно, и неудачные покушения, и провалившиеся мятежи, и подавленные крестьянские восстания, но в целом корейская история XIV-XX веков выглядит, на счастье живших в те времена корейцев, стабильно и довольно скучновато. В подавляющем большинстве стран в королевских дворцах лилось куда больше крови…
Это миролюбие особенно любопытно, если принять во внимание корейские законы о престолонаследии, которые, казалось бы, должны были провоцировать постоянные столкновения в окружении короля. В Корее не существовало жёстких законов относительно передачи власти, и король, как правило, назначал себе наследника еще при жизни, чаще всего – сразу после вступления на престол. Наследником при этом мог стать любой член правящего рода (разумеется, мужчина), а не только старший сын короля, причём правитель в любой момент мог изменить своё решение и остановить выбор на ком-то другом. Вообще говоря, выбор у короля был велик. Помимо жены, корейские монархи имели в своём распоряжении десяток-другой наложниц. Поэтому число королевских сыновей, братьев и племянников, из числа которых обычно назначались наследники престола, было значительным. У «среднестатистического» короля династии Ли было 9, 8 ребенка (не считая тех, кто умер во младенчестве). Рекорд принадлежит королю Тхэчжону (правил 1400-1418), у которого было 12 сыновей и 17 дочерей.
После того, как король назначал себе наследника, того начинали интенсивно готовить к будущей ответственной работе. Формально наследника тут же зачисляли слушателем в Сонгюнгван – Высшую конфуцианскую академию, в которой готовили будущих правительственных чиновников. Это был чисто символический акт, ведь в действительности наследник не посещал лекций в Академии, а занимался дома (то есть, во дворце). Для обучения наследника назначались пять воспитателей из числа высокопоставленных чиновников, которые славились знанием конфуцианского канона и успешно сдали государственные экзамены. Вся жизнь наследника проходила в чтении книг на древнекитайском языке, которые часто приходилось заучивать наизусть. Образованные корейцы могли по памяти дословно воспроизвести сотни и даже тысячи страниц классических текстов, и будущий король должен был общаться с ними на равных. Большинство книг, по которым занимался принц, составляли конфуцианские философские трактаты, но временами читал он и более прикладные работы по вопросам государственного управления. Стоит отметить, что военной подготовке наследника особого внимания не уделялось: в отличие от европейских дворян, корейская правящая элита всегда относилась к армии и военному делу с пренебрежением. Не в особой чести был и спорт.
Поделиться906Понедельник, 20 июня, 2016г. 09:47:29
Жизнь наследника была довольно монотонной, но и после того, как он всходил на престол, она не становилась интереснее – скорее, наоборот. Быт корейского короля определялся великим множеством традиций и предписаний. Конечно, то же самое можно сказать и о монархах всех иных стран, но правителям конфуцианских государств приходилось в этом отношении особенно тяжело.
«Рабочий день» корейского короля начинался ранним утром. Нежиться в постели Его Величеству не приходилось. Королю полагалось вставать до рассвета (то есть примерно в 4 утра летом, в 5 или 6 утра – зимой). Проснувшись, он должен был отправиться с приветствиями к старшим членам правящей династии, если таковые еще жили во дворце. Кто же мог быть старше короля? Как правило, вдовствующая королева, вдова его предшественника (далеко не всегда она была матерью правящего короля). Иногда во дворце жил и сам предшественник короля, ведь время от времени корейские правители добровольно уходили в отставку, еще при жизни передав дела своему преемнику. После ритуального приветствия, король направлялся на… занятия. Да, традиция требовала, чтобы и после вступления на престол король неустанно повышал свой морально-политический уровень, изучая труды основоположников конфуцианства и многочисленные комментарии к ним. Занятия с королём проводили специально отобранные знатоки конфуцианского канона. Продолжалась эта процедура часа полтора, и только после этого король мог отправиться завтракать.
После завтрака короля ждала аудиенция. Четыре раза в месяц ему полагалось давать «большую аудиенцию», в которой участвовали все высшие и средние столичные чиновники, и которая представляла из себя многолюдное, торжественное, но формальное мероприятие. В остальные дни на утреннюю аудиенцию приглашались только руководители министерств и ведомств, а также высшие чиновники и генералы, с которыми и обсуждались реальные вопросы текущей политики. В обязательном порядке на утренней аудиенции – своего рода «планёрке» – присутствовали главы министерств, которых в старой Корее было шесть: ритуала, юстиции, финансов, администрации, военное, общественных работ.
После аудиенции король отправлялся работать с бумагами, а также принимал представителей различных центральных ведомств. Совещания кончались к полудню, и король отправлялся обедать, а потом – опять на занятия. После дневных занятий король продолжал работать с бумагами, но теперь – с поступившими из провинций, а также встречался с провинциальными чиновниками и военными, которые вызывались в Сеул для доклада о положении дел на местах.
К тому времени уже приближался вечер, и король лично проверял список заступающих на службу солдат и офицеров охраны дворца, обходил посты и утверждал действующие в ночное время пароли. Хотя на протяжении правления династии Ли ситуация в Корее была обычно очень спокойной, но, как говорится, «бережённого бог бережёт», так что пренебрегать своей безопасностью и безопасностью династии королю никак не следовало! На проверку охраны уходило часа полтора-два, и заканчивалась она к заходу солнца. На закате король ужинал, а потом отправлялся на занятия – третьи за день, где опять читал и перечитывал всё те же с детства знакомые древнекитайские тексты. И только после этого у короля наступало «свободное время» – два-три часа перед сном.
Распорядок дня, скорее, напоминает существование солдата первого года службы, а не размерённую жизнь абсолютного монарха, полновластного владыки страны. И, тем не менее, именно так жило большинство корейских королей. Болезнь короля мгновенно нарушала весь ритм работы государственного механизма, ведь решения по всем мало-мальски важным вопросам должны были приниматься или хотя бы утверждаться Его Величеством. Если по болезни король не мог работать хотя бы несколько дней, в канцелярии накапливались груды бумаг, по которым никто не мог принять решения в отсутствие правителя, и тому приходилось, выздоровев, работать с удвоенной энергией. Если болезнь короля оказывалась серьёзной и затягивалась, он передавал свои обязанности заместителю (обычно им был наследник престола).
Поделиться907Понедельник, 20 июня, 2016г. 09:47:50
Конечно, время от времени эта рутина нарушалась теми или иными событиями – в основном религиозными обрядами. По конфуцианским представлениям, король отвечал перед Небом за процветание страны и народа, и должен был лично совершать важнейшие жертвоприношения. Подходили к таким обрядам со всей серьёзностью, ведь считалось, что от правильности исполнения королём всех ритуальных предписаний зависит благосклонность потусторонних сил и, значит, благополучие Кореи.
Впрочем, могли короли и повеселиться -- изредка. Временами во дворце устраивались банкеты для придворных, на которых гостей развлекали певицы и танцовщицы. Однако, особо увлекаться всем этим не рекомендовалось: репутация короля, который слишком уж предавался увеселениям, неизбежно страдала, и всегда находились чиновники, которые говорили монарху об этом прямо. Король в Корее не был хозяином страны – скорее, его можно было назвать Первым Чиновником, который своим поведением должен был показывать пример всем прочим чиновникам и простолюдинам.
Иногда король покидал свой дворец и столицу и отправлялся в поездку по стране. Корейские короли, вообще говоря, путешествовали очень мало, а за границей вообще не бывали никогда. Первые правители династии Ли, люди военные, любили поохотиться в горах, но их штатские преемники со временем отказались от этой забавы, которую сочли неподобающей своему высокому сану. Зато довольно часто выезжали короли полечиться на целебных горячих источниках, которых в Корее имеется немало. Некоторые короли даже специально преувеличивали свои болезни, слегка симулировали, чтобы таким образом получить предлог для частых поездок на источники: это давало им возможность немного отдохнуть от монотонной жизни во дворце. Во время этих поездок королю едва ли удавалось побыть наедине, ведь его сопровождала многочисленная (до 5 тысяч человек!) свита.
И, тем не менее, при всей ответственности, неудобствах и проблемах, власть манила к себе, и добровольно расставались с нею очень редко (хотя такие случаи и бывали). Впрочем, относиться это не только к Корее.
Поделиться908Понедельник, 20 июня, 2016г. 09:48:58
Андрей Ланьков
3.11 ПОЧЕМУ “КОРЕЯ” НАЗЫВАЕТСЯ ”КОРЕЕЙ”?
Названий у Кореи – много. При том, что почти во всех языках мира эта страна именуется примерно одинаково – «Корея», «Кориа», «Кореа» и т.п., такое единство проявляют только иностранцы. Сами же корейцы и, заодно, их ближайшие соседи на протяжении веков пользовались самыми разными названиями своей страны.
Даже сейчас названия у Северной и Южной Кореи – неодинаковые. Я имею в виду вовсе не официальные названия этих государств, по-разному звучит сам термин «Корея», который, разумеется, входит и в название Севера, и в название Юга. В Германии и Восточная и Западная Германии включали в своё официальное наименование слово Deutchland. В Корее дела обстоят иначе: Северная Корея именуется «Чосон» (официально – Демократическая Народная Республика Чосон, на русский по традиции переводится как «Корейская Народно-Демократическая Республика»), а Южная – «Хангук» (официально – Республика Хангук, русский перевод – «Республика Корея»). Действительно, эти названия даже на слух ничего общего друг с другом не имеют. Как же так получилось?
Истоки этой ситуации лежат в делах давно минувших дней. Когда-то, примерно три тысячи лет назад, жили у северо-восточных границ Китая некие племена, далёкие предки современных корейцев. Читать-писать они, конечно, не умели, ведь в те времена этим искусством владели немногие жители немногих стран, но как-то они себя называли. С течением времени племена эти стали объединяться в союзы и постепенно там возникло княжество, по уровню своему более или менее напоминающее Киевскую Русь веке в IX, перед приходом Рюриковичей. Произошло это примерно два с половиной тысячелетия назад (правда, многие националистически настроенные корейские историки утверждают, что случилось это гораздо раньше, но никаких серьёзных доказательств они не приводят, так что мы лучше будем придерживаться фактов).
Около V века до н.э. узнали об этом княжестве и китайцы. Узнали – и записали его название теми китайскими иероглифами, которые звучали более или менее похоже на это название. Выбраны для этого были два иероглифа, которые в современном китайском языке, в его северном (пекинском) диалекте, произносятся как «чао» и «сянь», В современном корейском, соответственно, эти же иероглифы читаются как «чо» (означает, среди всего прочего, «утро») и «сон» (у него тоже несколько значений, одно из них – «свежесть»). Так и получилось – «Страна утренней свежести», поэтическое название Кореи, о котором знает, наверное, любой человек, хотя бы раз в ней побывавший. Звучит действительно совсем неплохо, но вот беда – это замечательно красивое словосочетание ни малейшего отношения к изначальному названию древних корейских племён не имеет. Дело в том, что китайские иероглифы, которыми (наряду со своей письменностью) пользуются также корейцы и японцы, передают не только звучание слова, но и его смысл, поэтому абсолютно любой иероглиф обязательно имеет хоть какое-то значение. Поскольку падежей (а, строго говоря, и частей речи) в древнекитайском нет, это означает, что любое произвольное сочетание иероглифов, в том числе и любую записанную китайскими иероглифами транскрипцию иностранного названия всегда можно «перевести», исходя из этих значений. Например, Москву китайцы именует «Мосыкэ», что означает что-то вроде «спокойного разрезания злаков», но понятно, что ни со злаками («кэ», другое, более распространённое, значение – «наука»), ни с разрезанием («сы»), ни со «спокойствием» («мо») китайское название российской столицы никак не связано. Просто-напросто в современном китайском языке эти иероглифы звучат похоже на название первопрестольной, вот их и использовали – по принципу ребуса. По тому же самому принципу ребуса и записали китайские писцы три тысячи лет назад некое неизвестное нам древнекорейское название двумя похожими по звучанию китайскими иероглифами.
Поделиться909Понедельник, 20 июня, 2016г. 09:49:17
Вдобавок, надо учесть, что произношение иероглифов не оставалось постоянным: с течением веков оно менялось, и весьма значительно. После того, как корейцы заимствовали китайские иероглифы, в корейском языке их произношение тоже стало эволюционировать, и в конце концов корейское произношение весьма отдалилось как от древнекитайского оригинала, так и от современного китайского чтения этих же иероглифов. Правда, современные методики позволяют приблизительно реконструировать древнекитайские произношения, так что путем сложных расчётов лингвисты установили, что три тысячи лет назад два иероглифа, о которых идёт речь, читались как «*trjaw» и «*senx» (запись фонетической транскрипцией, звездочка «*» означает, что слово реконструировано). Как видите – немного общего с их современными чтениями! Таким образом, неизвестное нам название, некогда записанное этими иероглифами, должно было звучать как-то отдалённо похоже на «Тряусенх». Тем не менее, сейчас уже практически невозможно понять, что же оно, собственно, значило.
О проблемах со «Страной утренней свежести» я рассказал так подробно потому, что все остальные названия Кореи, о которых пойдет речь дальше, возникли по примерно такой же схеме: некое (точно неизвестное) самоназвание какого-то древнекорейского племени ==> его приблизительная транскрипция теми китайскими иероглифами, которые тогда произносились более или менее похоже на это название ==> эволюция произношения этих иероглифов (в корейском, в китайском, в японском – своя).
Итак, вернёмся к нашему рассказу. Древнекорейское государство Чосон (в действительности, как мы помним, его название звучало скорее как «Тряусенх») было захвачено китайцами в конце II в. до н.э., однако память о нём осталась в Корее надолго. Примерно в то же самое время на территории Корейского полуострова и в прилежащей к нему части Маньчжурии жили другие древнекорейские племена (впрочем, среди них могли быть и представители иных народностей, впоследствии растворившиеся среди корейцев). Названия тех племен, что жили на севере, записывались иероглифами, которые в современном корейском произносятся как «Когурё», хотя в те времена они звучали иначе. Вскоре эти племена образовали мощное и воинственное княжество, которое заняло весь Север полуострова и прилегающую к нему территорию Маньчжурии. Тем временем на Юге полуострова жило множество других племен. На побережье Корейского пролива обитали племена Хан (опять-таки современное корейское чтение), на юго-востоке же быстро крепло княжество Силла.
Разумеется, все эти племена и княжества постоянно воевали друг с другом. В конце концов победа досталась Силла, которое в конце VII века и объединило Корейский полуостров под своей властью. Так возникло первое единое корейское государство, которое именовалось Силла. Что это значит? Вопрос сложный. Если «переводить» по иероглифам, то получится... «новая сеть». Думаю, что читателю теперь понятно: к «сетям» отношение это название имело ровно столько же, сколько Москва – к «спокойному разрезанию злаков». Этими иероглифами просто затранскрибировали какое-то древнекорейское (древнекорейское ли?) слово. Какое? Гипотез на сей счёт много, но ни одна из них не является общепризнанной.
Однако «не вечны времена монархий и царей»... В начале X века после короткого периода гражданских войн к власти в стране пришла новая династия. Её основатель Ван Гон происходил из тех земель, на которых когда-то процветало княжество Когурё. Он – сам боевой генерал – очень гордился своими родовыми связями с наиболее воинственным из всех древнекорейских княжеств, поэтому он и решил назвать свою династию «Корё». Слово это часто считается сокращённой формой Когурё, но в действительности это, кажется, даже не сокращение, а транскрипция того же самого слова, только в его более позднем произношении. Просто в неизвестном нам корейском оригинале, который китайскими иероглифами поначалу записывался как Когурё, где-то в VII-IX веках «выпала» (перестала произноситься) та согласная, которая передавалась иероглифом «ку».
Поделиться910Понедельник, 20 июня, 2016г. 09:49:28
В те времена в Восточной Азии страну часто именовали по названию правившей в ней династии, так что и сама Корея за границей с X века стала называться Корё. Именно в те времена слухи о существовании этой страны достигли Европы, поэтому все европейские названия Кореи звучат очень похоже на «Корё»
Однако время шло, и далёкие потомки Ван Гона тоже потеряли власть. Другой генерал, Ли Сон Ге, совершил переворот, и в 1392 г. основал новую династию. Название для неё он решил взять самое древнее – «Чосон» (в других странах её часто называли по фамилии правящего рода – «династия Ли»). Как Вы помните, эти иероглифы использовались для китайской записи названия самого первого из корейских государств, которое существовало двумя тысячелетиями раньше. Это название сохранилось до конца прошлого века. После того, как в 1910 г. Корея стала японской колонией, японцы продолжали называть её так (конечно, сами японцы читали эти же иероглифы по-своему – «Тёсэн»). После 1945 г. новое коммунистическое правительство, которые с помощью Советской Армии пришло к власти на Севере страны, решило не отказываться от ставшего привычным за пять с лишним веков названия, и сохранило его. Поэтому Северная Корея и называется «Чосон», ну а если использовать полное название – «Демократическая Народная Республика Чосон». Понятно, что на русский язык «Чосон» переводится как «Корея», а всё название – как «Корейская Народно-Демократическая Республика».
Ну а что же с Южной Кореей, с Республикой Корея? В конце XIX века в Корее была предпринята попытка сменить официальное название страны. Она стала называться «Империей Хан». Как вы, наверное, уже догадались, название это происходит от названия древнекорейских племен, которые жили на самом юге Корейского полуострова два тысячелетия назад. В 1910 г. колонизаторы вернули старое название «Чосон», однако многие руководители национально-освободительного движения этого переименования не признали и в пику японским правителям продолжали называть свою страну «Хангук», то есть – «Страна Хан». Когда в 1919 г. лидеры антиколониального движения создали корейское правительство в изгнании, они и его назвали: «Временное правительство Республики Хан». Со временем многие из руководителей этого правительства установили связи с США, и в 1945 г. при помощи американской военной администрации они оказались в Южной Корее. Именно эти люди и стали основателями нынешнего южнокорейского государства, которое также унаследовало это название – «Республика Хан». На русский язык и это слово, опять -таки, переводится как «Корея».
Поделиться911Понедельник, 20 июня, 2016г. 09:50:05
Андрей Ланьков
3.10 РОЖДЕНИЕ КОРЕЙСКОГО КИНО
Когда же начинает свою историю корейский кинематограф? К счастью, сейчас дата эта известна вполне достоверно. На Западе "движущиеся картины" появились в 1895 году, а всего лишь через четыре года после первого сеанса братьев Люмьер технология с бульвара Капуцинов добралась и до Кореи. В 1899 г. Корею посетил американский писатель, журналист и фотограф Бартон Холмс, который в те времена был одним из самых известных "пишущих путешественников" мира и автором первых документальных лент о дальних странах (так сказать, далёкий предшественник Юрия Сенкевича). Именно Холмс показал королю Кочжону и его придворным несколько коротких лент, которые он снял во время своих странствий по планете. Кстати, именно Холмс несколькими годами позже стал первым иностранцем, познакомившим корейцев с автомобилем – случилось это в 1901 г. Впрочем, первый киносеанс преднзначался для избранных и не получил особой огласки, хотя королю, большому поклоннику новых технологий, нововведение понравилось.
Правда, историкам удалось найти на страницах старой газеты рекламу, относящуюся к более ранней дате – к 1898 году. В этой рекламе упоминаются некие “живые картины”, которые, дескать, будут демонстрироваться для желающих. Что это значит – не совсем понятно, но возможно, что речь идёт о первой попытке провести в Корее киносеанс (хотя нельзя исключать и того, что речь шла просто о слайд-шоу или, как тогда говорили, "волшебном фонаре").
В 1901 году корейский журналист, рассказав своим читателям о тогда ещё новой технологии кинематографа, закончил статью грустным замечанием: "Кто знает, когда и мы, корейцы, будем в состоянии пользоваться этим техническим чудом?" К счастью, его пессимизм не оправдался, и первый коммерческий киносеанс состоялся в Сеуле всего лишь два года спустя, в 1903 г.
Первые фильмы демонстрировались на рынке Тондэмун, сеанс начинался в 8 вечера. Так как “кинотеатр” представлял из себя просто огороженную забором площадку, в дождливый день фильмов не показывали. Понятно, что самые первые картины, которые демонстрировались в Корее, были, во-первых, иностранными, а, во-вторых, документальными или видовыми. Так, в общем-то, начиналось кино везде. И во Франции братья Люмьер сняли сначала “Прибытие поезда”, а уж потом – первые игровые фильмы.
В Корею первые художественные ленты проникли около 1910 года, и скоро кино завоевало огромную популярность. Любопытно, кстати, что и европейский драматический театр попал в Корею примерно в те же самые годы, но, в отличие от кинематографа, особого развития он не получил. Мне всегда казалось, что в Корее более дешёвое и более эффектное кино если и не убило драматический театр в зародыше, то существенно отсрочило его появление на свет. Только в самые последние годы драматический театр начинает играть некоторую роль в культурной жизни страны, однако по популярности ему далеко до кинематографа.
Поделиться912Понедельник, 20 июня, 2016г. 09:50:19
Поначалу на корейских экранах почти безраздельно господствовали американские кинокартины, однако после того, как в 1910 г. Корея стала японской колонией, новые хозяева превратили её в рынок для своих фильмов. Языковой проблемы в те времена ещё не существовало: кино было немым, а перевести те немногочисленные субтитры, которые иногда вставлялись между эпизодами, было куда легче и дешевле, чем дублировать фильм.
Примерно с 1918 года кое-какие документальные фильмы и рекламные материалы стали снимать и в самой Корее, однако первый корейский художественный фильм был поставлен только в 1923 году.
Первым собственно игровым фильмом в Корее стала "Граница", снятая в 1923 г. Речь в ней шл о чрезвычайно популярных тогда темах: женской эмансипации (она как раз тогда начиналась в корейской элите), связанных с ней изменения в семейной жизни, появлении "новых женщин" – то есть, женщин с современным западным образованием и соответствующими ценностями. Однако особого внимания фильм не привлёк. Более успешным оказался фильм "Сказание о Чхун Хянъ", снятый совместной корейско-японской группой в том же 1923 г. Именно его, кстати, часто считают первым корейским художественым фильмом, хотя последние исследования историков кино показывают, что приоритет, кажется, следует отдать “Границе”.
Сюжетом для “Сказания” послужила “Повесть о верной Чхун Хян” – самое, пожалуй, популярное произведение корейской традиционной литературы. Мелодраматическая история о прекрасной девушке, которая среди всех испытаний сохраняет верность своему пропавшему без вести возлюбленному и в конце концов соединяется с ним, всегда была любимым материалом для корейских кинематографистов. Роль Чхун Хян в этой, самой первой, экранизации исполняла красавица Хан Рёнъ, знаменитая сеульская куртизанка (в те времена многие актрисы в Корее были выходцами из куртизанок). Впрочем, фильм 1923 г. не был чисто корейским. Сценарий фильма написал японец, режиссёром тоже был японец Хаягава, да и предназначался фильм в основном для проката в Японии.
Конечно, это были ещё немые фильмы. Любопытно, что первый звуковой фильм, снятый в Корее уже в тридцатые годы, также был очередной экранизацией всё той же “Повести о верной Чхун Хянъ”.
Однако по-настоящему история корейского кино началась с выхода на экраны в 1926 г. фильма ”Ариран”, в котором речь шла о жизни корейской деревни тех лет. Режиссёром фильма стал На Ун-гю, который к тому времени успел накопить более чем разнообразный жизненный опыт. В конце 1910-х гг. он участвовал в антияпонском сопротивлении, эмигрировал в Россию, где, подобно многим корейцам, принимал участие в Гражданской войне на стороне красных, а потом вернулся в Корею, был арестован и провёл полтора года в японской тюрьме. После освобождения, в 1924 г. На Ун-гю, которому тогда было 22 года, приехал в Пусан и стал работать в одной из первых экспериментальных киностудий, возникших в этом городе.
Поделиться913Понедельник, 20 июня, 2016г. 09:50:46
Ариран” прошёл по экранам с невероятным успехом – только в 1926 г. его посмотрело 1,2 млн. зрителей. Фильм сделал На Ун-гю национальной знаменитостью, главным персонажем светской хроники и весьма обеспеченным человеком. Впрочем, На Ун-гю продолжал успешно работать вплоть до своей ранней смерти в 1937 г. (основатель корейского кино дожил только до 35).
Где-то около 1920 года появились в Корее и первые постоянные кинотеатры. До этого фильмы показывали в передвижных палатках-балаганах. Особо роскошными интерьерами первые кинотеатры не отличались, зрители сидели на простых деревянных скамейках. Когда заканчивалась одна катушка с пленкой и в аппарат вставляли следующую, на несколько минут в зале загорался свет. В те времена в киноаппаратах не было моторов, и приводил их в движение сам механик, который крутил ручку аппарата. Разумеется, делал он это не всегда с равной скоростью, и постепенно даже возникла традиция: к концу сеанса киномеханик вертел рукоятку медленнее, так что неизбежный для фильмов тех времён “хэппи энд”, “счастливый конец” (злодеи посрамлены, герои торжествуют), всегда показывали замедленно, и уже по этому признаку зрители понимали, что сеанс подходит к концу. Поэтому когда в 1925 году корейские зрители впервые столкнулись с замедленной съёмкой, они поначалу решили, что дело в том, что киномеханик просто очень устал и медленно крутит свою ручку.
И ещё одна особенность тогдашних корейских кинотеатров. Когда зал был переполнен, в кассе можно было купить специальные, очень дешёвые, билеты, и потом сесть... за экраном, сзади экрана! Экран висел на сцене, и за ним было небольшое пространство, на котором можно было разместить десяток-другой зрителей. Конечно, фильм при этом они смотрели, так сказать, в “зеркальном варианте”.
Дела давно минувших дней...
Поделиться914Среда, 22 июня, 2016г. 13:50:14
В последнее десятилетие корейские телесериалы, в которых так или иначе затрагивается тема традиционной медицины, стали чрезвычайно популярными практически во всем мире. При более пристальном внимании к данному феномену оказалось, что повышенный интерес вызвала именно показанная в сериалах медицина.
Как свидетельствует статистика, иностранные клиенты центров корейской традиционной медицины больше всего интересуются процедурой иглоукалывания. Так, в авторитетном американском издании «The New York Times» в 2007 г. была опубликована статья, посвященная косметологическим процедурам с использованием техники акупунктуры. Одновременно на популярном телеканале Fox TV была продемонстрирована реклама о проведении косметологической операции с применением иглоукалывания.
В самой Корее сегодня операции по коррекции лицевого контура и устранения проблем с кожным покровом становятся все более и более популярными. Вполне естественно, что клиники в регионе Каннама, применяющие методы традиционной корейской медицины, привлекают все большее и большее внимание многочисленных клиентов.
Поделиться915Среда, 22 июня, 2016г. 13:51:08
Так что же такое это полутаинственное косметологическое иглоукалывание?
На теле человека особые энергетические точки пересекаются с энергетическими меридианами, вдоль которых циркулирует энергия, получившая название «ци». Причем из 14 меридианов большая их часть – 8 – находится как раз на лице человека. Это значит, что в случае появления на лице какой-либо асимметрии можно говорить о той или иной кожной проблеме, а также о возникновении дисбаланса в целом в человеческом организме.
Акупунктура основательно стимулирует активность лицевых энергетических меридианов. В результате восстанавливается симметрия лица, кожа приобретает хорошую упругость. Иголки позволяют уменьшить визуально лицо, разглаживают морщины, улучшают общее состояние кожного покрова. В итоге акупунктура не только расслабляет огрубевшие мышцы, выравнивает линию подбородка, предотвращая его «квадратность», но и активизирует саму энергию «ци».
Так, активация определенных точек вокруг глаз благоприятно сказывается на состоянии кишечника и печени. Точки вокруг носа, «пробужденные» с помощью специальных иголок, благотворно влияют на работу дыхательной системы, предотвращают синуситы и риниты. И при этом, что крайне важно, иглоукалывание после окончания процедур не дает каких-либо побочных эффектов.
Это позволяет пациенту очень быстро восстановиться и вернуться к нормальной жизни. В крайнем случае, возможно появление незначительных синяков или отеков. Но все они обычно без проблем исчезают за 1-3 дня.
Поделиться916Среда, 22 июня, 2016г. 13:51:27
Конечно, иглоукалывание известно не только в Корее. Сегодня оно практикуется почти в 80 странах. Но многие пациенты по-прежнему стремятся в Страну утренней свежести, что еще раз доказывает высочайший уровень корейских врачевателей. Глубокое теоретическое осмысление плюс богатейший вековой опыт местных целителей объясняют, почему так успешна и популярна традиционная медицина в Корее.
К этому стоит добавить относительно невысокие цены, делающие медицину высочайшего качества особенно привлекательной для многочисленных клиентов. Поэтому понятно, почему медицинские «туристы» из Китая, Японии и других соседних государств так хотят попасть в Корею.
Поделиться917Среда, 22 июня, 2016г. 13:52:23
Медицинский тур в Корею: не можешь похудеть – езжай в Корею
Что известно о Корее? У многих наших соотечественников при упоминании этой страны на ум приходит единственная ассоциация, связанная с кулинарией – корейская морковь, о которой сами корейцы никогда не слышали. Между тем, Корея очень привлекательна с точки зрения исцеления от множества заболеваний старыми, веками проверенными методами. Не будем распространяться обо всех лечебных возможностях этой страны, остановимся лишь на лечении ожирения.
Ожирение – бич современного человека, закономерная плата за комфортное существование. И вот когда уже все перепробовано, когда отказ от еды, попытки вести правильный образ жизни не дают ровно никакого результата, тогда и приходит самое время ехать в Корею.
Поделиться918Среда, 22 июня, 2016г. 13:52:56
История Хирото
Показательным в этом плане оказался пример молодого человека из Японии, назовем его Хирото (одно из самых распространенных мужских имен Страны восходящего солнца). В свои 35 лет, веся 100 кг, в сопровождении постоянных запоров и отеков, имея объем жира, составляющий примерно половину объема всего тела, Хирото чувствовал себя стариком. Не получив помощи у себя на родине, мужчина отправился в Корею. Выбранная им клиника, специализирующаяся на лечении ожирения, располагалась в Мендон. Специалисты клиники, проанализировав особенности конституции Хирото, изучив пульс своего пациента, установили диагноз и назначили лечение. Система лечения Хирото основывалась на использовании электрофореза, иглоукалывании и приеме специального снадобья, примерное произношение которого на русском языке звучало бы как «хванчжегамбитхан».
Поделиться919Среда, 22 июня, 2016г. 13:53:21
Лечебный отвар
Прием отвара стимулирует организм тратить много энергии и сжигать при этом жир, чистит его от зашлакованности и активизирует обмен веществ. Лечение оказалось настолько интенсивным, что уже на следующий день после начала приема отвара и процедур отеки и запоры перестали беспокоить Хирото. По истечении месяца вес японца уменьшился на 12 кг, а через полгода лечения – на 30 кг. Стоит отметить, что после возвращения в Японию Хирото по мере необходимости продолжал общение с лечащим врачом по электронной почте, получая необходимые инструкции.
Итогом поездки Хирото в Корею стало полное исцеление от ожирения и возврат к нормальной полноценной жизни.
Поделиться920Понедельник, 18 июля, 2016г. 17:04:06
Как и везде в мире, население Кореи до начала нашего века было очень молодым. Рождаемость была очень высокой, женщина за свою жизнь обычно рожала 7-10 раз, но примерно треть детей умирала, не дожив до года, и еще треть не доживала до десятилетнего возраста. В Корее в 1910 г. средняя продолжительность жизни мужчин составляла всего лишь... 24 года. Женщины жили немного дольше - 26 лет. Эти цифры кажутся ужасающе низкими, но для тех времен они являются вполне обычными. К 1945 г. средняя продолжительность жизни для мужчин составила 43, а для женщин - 44 года. С течением времени рождаемость быстро увеличивалась, а смертность быстро снижалась. В шестидесятые годы темпы роста населения вызывали в Корее немалое беспокойство. Власти даже проводили кампанию по ограничению рождаемости «3-3-35!» (рожайте три раза, с интервалом в три года, и прекращайте рожать после 35!). Семьи, в которых было более трех детей, платили дополнительные налоги и лишались некоторых привилегий. Однако благодаря экономическому развитию страны, по мере роста уровня жизни и образования, рождаемость в Корее стала быстро снижаться. Всего лишь за два десятилетия Корея из типичной развивающейся страны превратилась в типичную высокоразвитую: с низкой рождаемостью, низкой смертностью, высокой продолжительностью жизни.
Поделиться921Воскресенье, 7 августа, 2016г. 12:53:41
Сеул – это крупный, современный, капиталистический город. А с чем такой город ассоциируется в первую очередь? Конечно же, с небоскребами!
Первый многоэтажный жилой дом современного типа в корейской столице появился не так давно, только в 1960 году. Это был жилой комплекс Мапхо, в состав которого входило несколько пятиэтажных жилых корпусов. В 1960 г. в городе не было ни одного здания высотой более 20 этажей. В 1970 г. таких зданий насчитывалось уже 8, в 1980 г. – 25. Если же говорить о зданиях высотой более 10 этажей, то в 1990 г. их было уже 5.731, а сейчас, когда обычный многоквартирный дом редко имеет меньше 12 этажей, их раза в два больше.
До 1983 г. в Сеуле действовали ограничения высотности. Сразу же после их отмены началось строительство ряда высотных зданий.
На острове Ёыйдо возвышается самое высокое здание Кореи – 63-этажный небоскреб страховой компании "Тэхан Сэнмён" (Taehan Saengmyong). Впрочем, это официальное название, жители Сеула используют очень редко.
Большинству из них небоскрёб на Ёыйдо известен просто как "63-этажное здание".
Поделиться922Понедельник, 5 сентября, 2016г. 17:00:49
Чем руководствуются Корейцы выбирая будущую профессию и работу?
Для корейского сознания, в отличие от, например, американского, понятия «высокооплачиваемая работа» и «престижная работа» – не синонимы.
Во-первых, помимо доходности, для корейцев важна стабильность рабочего места. Престижность работы в Корее не всегда совпадает с её доходностью.
Многие "выгодные" с финансовой точки зрения места не пользуются среди корейцев особым престижем, и наоборот, многие престижные места отнюдь не являются высокооплачиваемыми.
Как правило, работать в государственной организации престижнее, чем в частной, в крупной – престижнее, чем в мелкой, в некоммерческой – престижнее, чем в торговой.
Как показывают социологические опросы, наиболее уважаемые профессии в современной Корее – это профессор, юрист, врач, государственный служащий.
Однако такие профессии как профессор или государственный служащий не являются выгодными в плане заработной платы.
Поделиться923Четверг, 8 сентября, 2016г. 18:09:08
Знаменитое боевое искусство тхэквондо (taekwon-do, 태권도) знаменито как древнее и исконно корейское. Однако его древность сильно завышена. Окончательно сформировано искусство тхэквондо было лишь в 60-70-е годы ХХ века. Конечно, в Корее издавна существовали боевые искусства, такие как тэккён, тхэсудо, субак и чарёк, но они имеют очень отдаленное отношение к тхэквондо. Да и корейскость тхэквондо многими ставится под сомнение, поскольку многие его элементы были заимствованы из японского каратэ.
тхэквондо 5Развитие тхэквондо пришлось на авторитарный режим правления президента Южной Кореи Ли Сын Мана, который хотел опираться в борьбе с коммунистическим Севером на сплоченность нации. Важным элементом патриотического воспитания должна была стать новая единая национальная школа единоборства. Известно даже имя главного куратора разработки этого компиляционного единоборства – это генерал Чве Хон Хи.
Боевое единоборство получило имя, означающее в переводе «Путь ноги и кулака» или просто «Рукопашный бой». На русский язык сложно передать все особенности корейского произношения, поэтому существует множество вариантов написания названия этого боевого искусства («тэквондо», «таэквондо» и т.п.), но ближе всего к оригиналу именно «тхэквондо».
тхэквондо 2Тхэквондо учит дисциплине, тренирует тело и мышцы, улучшает координацию, закаляет характер. Тхэквондо − это и боевое искусство, и вид спорта, и философия. Отличительная черта тхэквондо − это мощные и резкие удары ногой (что в основном и отличает это боевое искусство от каратэ), но тем ни менее считается, что это вид оборонительной борьбы. Удары в тхэквондо резкие и незаметные, их трудно предугадать и отразить без специальной подготовки.
Поделиться924Четверг, 8 сентября, 2016г. 18:09:29
В Корее тхэквондо занимается практически каждый, так как этот вид спорта, по сути, заменяет маленьким корейцам уроки физкультуры в школе и нередко даже в детском саду. Комплексы упражнений этого боевого искусства неплохо развивают координацию, гибкость и силу корейских детишек. Также тхэквондо активно используется на занятиях по подготовке бойцов корейской армии, а в армии в Южной Корее служит каждый кореец мужского пола, косить не принято.
тхэквондо 6В тхэквондо используется специальный комплекс упражнений «пхумсэ», который составляет основу техники этого боевого искусства. Пхумсэ – это отдельные приемы защиты и нападения, выполняемые по особым траекториям и в определенной последовательности. Эти упражнения также имеют глубокий символический смысл, так как при их выполнении тело как бы выписывает в воздухе определенные иероглифы. Каждый боец тхэквондо обязан знать и уметь выполнять комплексы упражнения пхумсэ, которые сдаются на аттестационных экзаменах для подтверждения достигнутого уровня (дана) владения боевым мастерством.
Такая аттестация включает в себя спарринг (кёруги) с обладателем дана, на который претендует аттестуемый, выполнение комплекса пхумсэ и, иногда, демонстрационное разбивание дощечек или черепицы (кёкпха).
тхэквондо3В настоящее время наиболее распространены три основных версии тхэквондо: ITF (ИТФ), WTF (ВТФ), GTF (ГТФ). Основоположником ITF был непосредственно автор тхэквондо − генерал Чве Хон Хи, но из-за его эмиграции в Корее было создано собственное направление тхэквондо − WTF. Сейчас ITF и GTF тхэквондо развиваются преимущественно при поддержке КНДР, тогда как WTF активно продвигается Южной Кореей.
Поделиться925Четверг, 8 сентября, 2016г. 18:14:43
В настоящее время тхэквондо (WTF) является олимпийским видом спорта.
В Корее действует Всемирный центр культуры тхэквондо (WTF) − Куккивон. Расположен он в Сеуле, в Гангнаме. Подробнее о нем можно почитать на официальном сайте (на англ. языке). В Куккивоне также расположена Академия Тхэквондо.
В городе Мучжу (Muju) также работает огромный центр тхэквондо и парк тхэквондо. Там действуют обучающие и тренировочные центры тхэквондо
Поделиться926Пятница, 30 сентября, 2016г. 17:39:07
Фиолетовая морковь, фиолетовый картофель и даже бордовая редька. Что только не встретишь в универмагах Кореи. Ежедневно в универмаге «Синсеге» (서울 충무로 신세계백화점) продается по 300 - 400 упаковок фиолетового картофеля, выращенного фермером Им Гын Соном (임근성) Фиолетовый картофель очень чувствителен к удобрениям и химикатам и может выращиваться только экологически чистыми методами. Он богат витамином С, а также антоцианом – природным красителем из группы флавоноидов, обладающим высокой антиоксидантной активностью.
Большой популярностью у покупателей также пользуются фиолетовая морковь и редька цвета бордо. Фиолетовая морковь была завезена в Корею из Афганистана. Корейским фермерам пришлось изрядно потрудиться, прежде чем этот необычный овощ прижился на местной почве.
Поделиться927Пятница, 30 сентября, 2016г. 18:04:34
В Корее можно переночевать не только в стандартной гостинице европейского типа, но и в традиционном корейском доме «ханок«. Это невысокие деревянные домики, стоящие на каменных опорах, с черепичной крышей с загнутыми вверх углами. Обычно перед входом в жилое помещение есть небольшой дворик за высокой каменной стеной.
В ханоках раньше проживали знатные и богатые корейцы, тогда как простые крестьяне ютились в простых домиках с соломенной крышей. Знатность владельца дома выражалась не только добротностью постройки и красотой отделки дома, но и высотой порога. Считалось, что чем выше был порог ханока, тем более высоким статусом обладал хозяин. Особым шиком было правильное размещение дома — с фасадом, выходившим на проточную воду и с горой позади ханока.
Размещение в таком корейском доме называется «ханокстей» — Hanok Stay. При бронировании номера в ханоке нужно быть готовым к тому, что удобства могу находиться на улице (если дом совсем уж традиционный). Эта проблема может быть отчасти компенсирована системой подогреваемых полов (ондоль), которыми обычно оснащен любой ханок. Раньше полы отапливались с помощью горячего воздуха, который расходился от печи под каменным полом. Сейчас пол в ханоке подогревается обычной системой отопления с горячей водой.
Климат и погода в КорееПри входе в ханок принято сразу разуваться. В комнатах обычно минимум мебели, стульев и кроватей нет точно. Корейцы предпочитают сидеть на полу (как вариант, на подушке), а спать на матрасе, положенном прямо на теплый пол.
Кондиционеров в обычном ханоке тоже нет, хотя и попадаются комфортабельные исключения.
Ночевка в таком месте обязательно запомнится!
Пожить в старых ханоках можно в традиционной деревне в Андоне, в Чонджу, в фольклорной деревне, в Чирё и других городах.
Поделиться928Пятница, 30 сентября, 2016г. 18:18:05
Традиционный ханбок, носимый и сегодня, шьется по образцу одежды, которая была распространена во времена династии Чосон (1392-1910), ориентированной на конфуцианство. Представители янбан (наследственный аристократический класс, опирающийся больше на образование и социальный статус, чем на материальные ценности) носили ханбок ярких цветов, сшитый из простого шелка, и шелка ручной выделки в холодную погоду, а в жару - из легких, проницаемых материалов. Людям незнатного происхождения было запрещено законом (также как и людям, владеющим капиталом) отбеливать пеньку и хлопок, чтобы носить одежду белого и иногда бледно-розового цвета. Поэтому они могли носить только светло-зеленый, серый или угольно-черный ханбок.
Глубокий символический смысл имеет в национальном костюме цвет. Основных цветов, включая белый, было пять. Красный означал удачу и богатство. Красной была церемониальная одежда короля и королевы, и юбки невест (с зеленой блузой). Юбки придворных дам и официальные костюмы чиновников окрашивали цветом индиго (синим), означавшим постоянство. Черный воплощал бесконечность и творческое начало, и мужские головные уборы корейцев были черными. Желтый цвет - цвет центра вселенной - символизировал короля и королеву и во время придворных церемоний был допустим исключительно для их одежд.
Поделиться929Пятница, 30 сентября, 2016г. 18:18:23
Существовала и другая, социальная символика цвета.
Ханбок, который одевали молодые девушки на брачную церемонию, был преимущественно красно-желтого цвета (чхима - красного цвета, чогори - желтого). После обряда венчания, когда проводился обряд поклонения "новым родителям" и во время медового месяца девушки меняли костюм, то есть чхима оставалась ярко-красной, а чогори - зеленым. На свадьбе мать жениха всегда носила одежду синего или близкого к нему цвета, а мать невесты - розового. Пурпурный цвет воротника блузы означал, что женщина замужем, а голубые манжеты - что она имеет сына.
На сегодняшний день, девушки на церемонию помолвки надевают ханбок преимущественно розового цвета. Помимо этого также используются свадебные платья западного стиля, а также традиционные красная чхима и зеленый чогори. В остальных случаях они надевают ханбок другого цвета, или украшенный вышивкой, или с росписью (по ткани, сделанной вручную), или тканный золотом. Но при этом следует обратить внимание на то, что одежду белого цвета имеют право носить люди только пожилого возраста, или она может использоваться лишь только как утренняя одежда (некое сравнение можно провести с нижним бельем).
Основные цвета относились к категории ян и воплощали очевидные, явные достоинства. Они чаще применялись для верхней одежды. Другие цвета, инь симвользировали скрытые достоинства, и шли на отделку или на нижнюю часть ханбок.
Поделиться930Пятница, 30 сентября, 2016г. 18:18:52
Жены янбан (дворян) носили преимущественно 12 юбок, оборачиваемых вокруг тела, со складкой (завязкой) по левой стороне, что было запрещено в использовании людям незнатного происхождения. То есть они не должны были носить более 10 или 11 юбок, и существовал приказ, что те, кто имеет общинные права должен оборачивать юбку на правую сторону. Под ханбок женщины эпохи Чосон носили (также эта одежда используется и современными девушками) пару длинных брюк, а также длинное, цельнокроенное платье с корсажем (подобное чхима), и жакет, немного меньше по размеру, чем чогори. Полнота чхима напрямую зависит от количества надетого нижнего белья, а также, естественно от погодных условий (в зимнее время надевается теплое нижнее белье), и от физиологического состояния женщины (период беременности).
На сегодняшний день женщины продолжают носить одежду с двойной или полуторной шириной, т.е. одежда, по сравнению с древними временами, стала в два или полтора раза шире (имеется в виду расход ткани). Сегодня большинство юбок чхима имеют лямочки, которые надеваются на плечи. Это предусмотрено для облегчения носки. Для лучшего внешнего вида чхима должна быть очень туго затянута на груди, и запах должен находиться точно ровно под лопатками. При ходьбе, необходимо приподнимать левый край чхима, но делать это следует осторожно, чтобы окружающие не могли заметить под полой нижней юбки. Пожилые женщины обычно приподнимают левую сторону чхима под грудью.