Тема для исторических фактов и других интересных сведений
КЕСЕМ СУЛТАН ИСТОРИЯ, ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ, СВЕДЕНИЯ и т. д. 2 часть
Сообщений 481 страница 510 из 692
Поделиться481Воскресенье, 22 января, 2017г. 18:15:37
Хюлья Авшар
Отредактировано Эля (Четверг, 9 февраля, 2017г. 20:25:49)
Поделиться485Воскресенье, 22 января, 2017г. 19:17:41
Гарем. Завеса тайны
-Статья из National Geographic. Türkiye
Harem-i Hümâyûn (Харем-и Хумаюн, Султанский Гарем) – «Золотая клетка», ограждённая стенами, в которой самые прекрасные девушки мира сражались между собой, дабы завоевать сердце Султана, где проворачивались самые опасные интриги и постоянно ходили сплетни, в которой творились самые безжалостные преступления.
Это и подобные определения принадлежат перу европейцев, которые не видели Гарем даже одним глазком. Для европейцев гарем всегда был местом, покрытым завесой тайны, будоражащим сознание и пробуждающим мечты. Сложно себе даже помыслить, чтобы европейцы могли видеть гарем, в который не могли заходить даже высшие чиновники Османской Империи. И тем не менее, европейцами, которых так интересовало устройство гарема, было записано очень много информации, в том числе и о гареме – но ошибочной! Например, в период правления Мурада IV (1648-1687) секретарь английского посольства Райкот написал, что для того, чтобы выбрать себе девушку на ночь, Султан выстраивает наложниц в два ряда и бросает платок той, которая ему приглянётся, однако это не что иное, как фантазии.
Жена английского посла времём Султана Ахмеда III (1703-1730) Вортлея Монтегю, леди Монтегю, была одной из немногих европейцев, которые могбли бы получить скудные сведение о гареме благодаря своему знакомству с высшими чиновниками Империи.
Леди Монтегю в своём письме от 10 марта 1718 года так описывает правду об истории с платком, которую ей рассказала одна из жён Султана Мустафы II (1659-1703), Хафса Султан:
«Она рассказала, что давняя история о том, что Падишах бросает платок девушке, которая ему понравилась, — это неправда. Девушку, которая ему понравилась, Падишах звал через гаремного агу. Служащие гарема отводили девушку, которую вызвал к себе Султан, в хамам, наносили ей на тело пахучие смеси и одевали в прекрасные одежды. Перед собой Падишах отправлял девушке подарок, а потом уже входил в покои, в которых она обитала. Так же неправда, что девушка шла до кровати на коленях…»
Слово «гарем», пришедшее в арабский язык из аккадского, означает «охраняемое, священное место, вещь». Место в домах, где женщины ведут свою повседневную жизнь, не пересекаясь с мужчинами, называют «гарем».
Информация о порядках первого Османского гарема до наших дней почти не дошла. Во времена второго правителя Османского Государства Османа Гази (1326-1362) параллельно с организацией государственного управления были заложены основы и организации гарема. Орхан Гази был женат на двух византийских принцессах. Во времена Султана Фатиха Мехмеда (1451-1481) параллельно с развитием системы государственного управления, Харем-и Хумаюн наконец обрёл свою организационную структуру. Во времена Мурада III (1574-1595) население гарема выросло, и Султанский гарем разросся. Хотя первое, что приходит на ум при слове «гарем», это сексуальная жизнь, Харем-и Хумаюн – это дом Падишаха и образовательный центр.
Османский дворец состоял из трёх частей: Бирун, Эндерун и Гарем. И Харем-и Хумаюн включал в себя как Гарем, так и Эндерун. По словам историка Османского периода Халиля Иналджика, в то время, как Энерун являлся школой, в которой растили мужчин-управленцев, Гарем был школой, в которой обучали женщин-управленцев.
В гареме проживал Падишах со своей семьёй, прислуживающие им рабыни, то есть наложницы, и гаремные аги. До времён Баезида II (1481-1512) Османские Падишахи женились на византийских и балканских принцессах, или же на княжных из анатолийских княжеств. После Баезида II княжества в Анатолии были упразднены и стало традицией выбирать жён Султанам и Наследникам из наложниц. Исключением были только Осман II (1618-1622) и Абдульмеджид (1839-1861).
Дворцовая потребность в наложницах удовлетворялась за счёт пленных, захваченных во время походов или же благодаря рабыням, купленным на невольничьих рынках. Писательница Лейла Саз, которая в конце 19-начале 20 века была в близких отношениях с правящей династией, так пишет в своих воспоминаниях: «Некоторые черкешенки растили своих дочерей под колыбельные, в которых описывается гаремная жизнь как жизнь в роскоши и достатке среди алмазов».
Девушек, которым выпал шанс попасть в гарем, прежде всего осматривала повитуха и доктор. Более того, служители гарема в первую ночь внимательно наблюдали за девушками-кандидатами в наложницы: храпит она или нет и насколько глубокий у неё сон. (Историк Чатай Улучай утверждает, что некоторые Падишахи для того, чтобы заполучить к себе в гарем девушку, которая им приглянулась, выходили за рамки закона). В гареме находились не только красавицы. Так же там были карлики, немые и шуты, которые прислуживали Падишаху и его семейству.
После попадания в гарем возвыситься можно было до Валиде Султан, Ханым Султан или же жены визиря. Девушкам, которые попадали в гарем, прежде всего меняли имена. Зачастую это были имена из фарси по типу Дюрришевар, Рухшах или Хошнева. Потом девушек расселяли по многочисленным комнатам гарема комнатам согласно их возрасту. Присматривали за наложницами калфы и уста, под их надзором девушек обучали исламу, турецкой культуре, правилам хорошего тона, красноречию и умению поддержать беседу, рукоделию, грамоте, танцам, игре на музыкальных инструментах и особенному «дворцовому» турецкому, который звучал как «geloorum, gidoorum». Девушка, получив хорошее образование, получала статус наложницы. Наложницы, получив необходимое дополнительное образование, могли стать калфой а потом устой.
Уклад жизни наложницы целиком и полностью зависел от благосклонности Падишаха. Наложницы получали образование в Старом Дворце, который находился на месте современного Стамбульского Университета. Потом их отводили к Султану на смотрины. Если Падишаху нравилась предоставленная ему наложница и он пускал её в свою постель, наложница переезжала на новое место жительства – во дворец Топкапы. Наложница теперь становилась одной из «любимиц» и с нетерпение ожидала в Харем-и Хумаюн дней, которые она проведёт с Правителем. Наложница, которая во время проживания в Топкапы забеременеет от Султана, начинает возвышаться по карьерной лестнице.
Те их наложниц в Топкапы, которые выделялись своей красотой и смекалкой, после рождения сына могли возвыситься до Валиде Султан. Валиде Султан, то есть мать Падишаха, — руководительница гарема. Тех же, кто проводил ночи с Падишахом, но никак не мог забеременеть, выдавали замуж за одного из подчинённых Султана и высылали из дворца.
Чтобы убить время, наложницы играли друг с другом в разнообразные игры. В 19 веке под влиянием Запада одной из популярных игр была игра «Поп сбежал» (карточная игра, по-английски называется old maid). Самой интересной из всех игр для наложниц были танцы под аккомпанемент саза. Под надзором главного, девушки, окончившие танцевальные курсы, имели возможность продемонстрировать свои таланты. Так же во время таких развлекательных мероприятий помимо танцовщиц девушки играли в игру кёчек (köçek oyunu), переодеваясь в мужчин, или же играли в активную «заячью игру».
В 19 веке влияние Запада отразилось даже на гаремных играх. Самой большой популярностью в то время пользовался театр.
Ежедневные занятия и развлечения не ограничивались рамками гарема. Мероприятие, которое называется «хальвет», имело для народа во дворце особое значение. «Хальветом» называли развлечение жителей дворца в саду и на прогулочных тропинках. Хальвет, проводимый в главном дворцовом саду заблаговременно оглашался письменным приказом Падишаха. Главный Сад превращался в место развлечений. Гаремный ага кричал «Хальвет» и все бежали в сад, где всё уже было заранее приготовлено. Там они целый день веселились от души. Вечером гаремный ага опять кричал «Хальвет» и все возвращались в гарем.
Так же одно из мероприятий, которое позволяло населению гарема выходить за его пределы, — это прогулки по окрестностям. Для подобных прогулок в Стамбуле больше всего предпочитали Садабад. К таким прогулкам начинали готовиться за много недель вперёд и на месте гуляний заблаговременно устанавливали шатры. Колонна карет во главе с Валиде Султан выезжала в путь. Когда она достигала шатров, начиналось небывалое веселье.
Одним из событий, которые рассеивали унылое дворцовое настроение, было обручение или свадьба дочери или же племянницы Султана. Наложницы веселились от души до поздней ночи. А с первыми лучами солнца дворцовая суета возобновлялась с того же места, где была покинута вчера, и гости готовились к приёму у невесты.
Гарем видел множество Валиде Султан, множество влиятельных дам. У некоторых мужья или сыновья умерли, у некоторых – свергнуты с престола. После этого они были обязаны вернуться в Старый Дворец. В разрез общепринятому мнению, гарем не был место без горя и несчастья. Здесь плели интриги, более того – иногда невестки и свекрови организовывали заговоры, чтобы поубивать друг друга.
Но это не была исключительно женская борьба, это была борьба за то, кто следующим сядет на трон Империи. Проиграть – это вернуться в Старый Дворец, и, и того хуже, увидеть смерть собственных сыновей. Но Валиде Султан, которой таки удалось посадить на престол своего сына, в первую очередь должна была позаботиться о наследнике.
Случалось такое, что Шехзаде, всю жизнь прожившие в страхе за собственную жизнь, напрочь теряли интерес к противоположному полу. Стоит отметить Кёсем Султан. После того, как её сын Ибрагим стал Падишахом в 1640 году, она сделала всё возможное, дабы возбудить в нём интерес к женщинам. В итоге добилась желаемого. Только лишь Ибрагим стал слишком падок на женщин, стал игнорировать мать и отбросил её на второй план. Потом ему это аукнулось неприятностями в гареме.
Дворцовые дамы до 16-го века особо не выходили на первый план. Первыми гаремными женщинами, которые показали себя, были жена Султана Сулеймана Хюррем и её дочь – Михримах. После Кануни во времена Селима II (1566-1574) его жена Нурбану Султан, во времена Мурада III (1574-1595) его жена Сафие Султан играли активную роль в управлении государством.
В 17 веке Падишахи стали приходить к власти детьми и в государственном управлении образовался пробел. В это время государственное управление в свои руки взяли Валиде Султан и гарем. Поскольку на тот момент в государстве не было традиции перехода власти в Королеве, на подобии европейской, это поставило Османскую Империю в трудное положение. Историкам того периода кажется странным, что женщины могут взять на себя управление государством, поэтому участие Валиде Султан в государственных делах критиковали. Среди причин упадка Османской Империи в 17 веке историки называют «Женский Султанат». Если взять во внимание всю информацию Османской истории, не поддав её никакой критической оценке, то перед нами вырисовываются крайне негативные портреты Валиде Султан того времени, которые только и делали, что плели интриги.
Однако представляя себе эти негативнее образы, все забывают, что в период, когда у правящей династии не было совершенно никакого авторитета, Кёсем Султан и Турхан Султан взяли управление государством в свои руки и хоть каким-то образом спасли авторитет Османской Империи. Эти Валиде Султан ставили превыше всего продолжение правления династии и именно благодаря им государство продолжило своё существование.
Чтобы пресечь все ссоры и недопонимания среди девушек, Падишахи каждой из девушек, с которой они будут вместе, назначали свой день. Кануни Султан Сулейман ещё до смерти Хюррем Султан сблизился с девушкой по имени Гюльфем. Эта любимица Кануни строила мечеть в Стамбуле, в Ускюдаре. Но никак не могла её закончить из-за нехватки средств. Хасеки, которая совершенно не могла выносить Гюльфем, предложила ей помощь – купить ночь, которая назначена ей для близости с Падишахом. Провести с Султаном ночь – это было отличной возможностью рассчитывать на его благосклонность. Однако Гюльфем хотела закончить мечеть как можно скорее и согласилась на предложение Хюррем. Когда настала ночь, Кануни ожидал Гюльфем в своих покоях, мечтая именно о ней, и удивился, когда увидел перед собой свою Хасеки. Кануни послушав наговоры на Гюльфем от Хюррем, которая страшно ревновала, позвал гаремного агу и приказал: «От той, которая готова продать другой ночь со мной, ничего хорошо не жди. Голову с плеч!». Прошло немного времени, Кануни узнал правду. Хоть он очень огорчился, времени назад не вернёшь. И он позвал архитектора Синана, чтобы тот закончил начатую Гюльфем мечеть в Ускюдаре.
Ревность наложниц друг к другу могла заканчиваться и собственноручным убийством. Гюльнуш Султан – главная жена Мехмеда IV (1648-1687) – очень сильно ревновала мужа к наложнице по имени Гюльбеяз. Гюльнуш Султан составила план и отвезла Гюльбеяз во дворец Кандилли. И убила там Гюльбеяз, столкнув её в море со скалы, когда та наблюдала за пейзажем.
Дворцовую атмосферу, полную секретов, создавали так же и гаремные аги. Назывались они евнухами. Когда в Османский дворец принимали евнуха, он должен был быть полностью кастрированным и уродливым, чтобы наложницы не проявляли к нему интерес. (Служители гарема, несмотря на то, что бы кастрированы, полностью своего мужеского чувства не теряли. Поэтому жена Халифа Муавие повелела принимать на службу только пожилых евнухов.)
Евнухи в душе оставались детьми, поэтому много времени тратили на игры с животными, еду и сплетни.
Иногда историки называют евнухов «арабами с кровавыми руками», поскольку они играли значительную роль в государственных делах. Евнухи существовали так же и в других тюркских исламских государствах, Китае, Месопотамии, Риме и Византии. Во времена Мурада III гарем значительно вырос, соответственно выросло и количество евнухов, а так же их прибыли.
Евнухи управляли гаремом, в котором было более 250-ти комнат, десятки хамамов и дворов. Гаремные аги стали особенно влиятельными в 17 веке, когда авторитет государства значительно упал. Тогда они могли ставить угодных себе людей на любые высшие посты государства, включая пост главного визиря.
До сегодняшнего дня вместо того, чтобы проявить уважение к личной жизни Падишаха, Османский гарем в основном являлся средством для воплощения личных эротических фантазий. Однако на самом деле он был не только жилищем Султана, но и важным государственным органом.
Поделиться486Воскресенье, 22 января, 2017г. 19:55:44
Дворцы турецких султанов
Дворец Топкапы был официальной резиденцией турецких султанов почти 400 лет - с 1465 года до 1853 года. За это время 25 султанов управляли Османской империей из дворца Топкапы.
С 1923 года дворец стал музеем. Здесь сосредоточены несметные культурные сокровища - старинные рукописи и образцы арабской каллиграфии, коллекции китайского и японского фарфора, турецких миниатюр, драгоценностей, оружия, тканей, парадных одеяний. Здесь хранятся мусульманские и христианские религиозные реликвии.
Дворцовый комплекс Топкапы расположен на мысу, с которого открывается великолепный вид на залив Золотой Рог, Мраморное море и Босфор.
Строительство дворца началось в 1459 году при султане Мехмеде Завоевателе, на том месте, где находился акрополь древнего греческого города Византия.
Все последующие султаны что-то достраивали или восстанавливали дворец после многочисленных пожаров, но сохраняли неизменным основной принцип построения дворца - четыре двора.
Фонтан султана Ахмеда III, расположен перед Императорскими воротами- главным входом во дворец Топкапы.
Императорские ворота. За воротами Первый внутренний двор, его еще называют двор Янычаров. Это самый большой двор Топкапы.
В Первом дворе расположена церковь Святой Ирины. Это одна из наиболее ранних христианских построек Стамбула, построена в начале IV века. Церковь не была разрушена турками, а использовалась как оружейный склад. Сейчас это концертный зал.
Изразцовый павильон (в настоящее время - музей керамики).
Первоначально здесь находился гарем. Позднее Роксолана — украинская наложница, а затем жена султана Сулеймана I, добилась от него переноса гарема поближе к личным покоям султана.
Рядом с Изразцовым павильоном находятся еще несколько музеев - Археологический музей, музей Античной культуры, музей древнего Востока.
После прохождения следующих ворот - Ворот Приветствия посетители дворца оказывались во Втором Внутреннем дворе. Это был парк, полный павлинов и газелей, используемый как место сбора для придворных. Чиновники двора и янычары в роскошных одеждах выстраивались в линию и ожидали появления султана.
Второй двор - это место расположения Дивана (Верховного Собрания), где решались все вопросы управления государством.
Во втором дворе также располагались дворцовые кухни. Здесь в 10 куполообразных зданиях трудилось более тысячи человек, чтобы накормить многочисленных постояльцев и посетителей. Во времена султанов во дворце проживало от 4 до 5 тысяч человек и приходило столько же.
Сегодня в помещении кухонь выставлена коллекция китайского, японского, турецкого фарфора, изделий из венецианского стекла и серебра.
В Третий Внутренний двор ведут Ворота Счастья. За воротами располагалась личная резиденция Султана, его личная казна и тронный зал. Никто не мог пройти через эти ворота без разрешения Султана. Даже Великий Визирь имел разрешение только в определенные дни и при определенных условиях проходить через эти ворота.
Дворцовая сокровищница, расположена в бывшей резиденции Мехмеда Завоевателя.
Большая часть Третьего двора по периметру окружена мраморной колоннадой.
Только Султану разрешалось проезжать на лошади по этим, выложенным гравием, дорожкам.
Гарем находится внутри дворца Топкапы. Там жили там не только жены и наложницы султанов, но и сами султаны и их дети.
Гарем - дворец, имеющий более 300 комнат, здесь проживало 300-500 женщин
(жены, наложницы, рабыни).
Управляла гаремом мать Султана (Валиде Султан) с помощью евнухов (как правило чернокожих).
Двор Валиде Султан.
Мать султана имела отдельный особняк внутри гарема, в котором было более 40 комнат.
Двор наложниц.
Этот двор окружают комнаты, где жили рабыни, здесь были общие бани, кухня и фонтаны для стирки. Это самый маленький двор во всем гареме.
Императорский зал.
Сюда султан приглашал своих самых близких друзей. Кроме них в этот зал имели право заходить только мать султана, жены и дети.
Законные жены султана и любимые наложницы имели свои отдельные покои. Стены этих помещений украшены изразцами, окна выходят на залив Золотой Рог.
Вот эти окна ...
Золотая клетка - резиденции наследных принцев, каждая из которых состоит из двух-трех комнат. Принцы никогда не встречались друг с другом, у каждого из них были свои слуги. Во дворце принцы воспитывались до 18 лет, а потом их отправляли наместниками в различные провинции Османской империи.
Покои принцев богато украшены - росписи, изразцы, витражи, ковры.
Окна Золотой клетки. Снаружи покои принцев украшены не меньше, чем изнутри.
Дворец Топкапы постепенно стал терять свое значение к концу 17 века. Строительство нового дворца на берегу Босфора было закончено в 1854 году.
Дворец получил название Долмабахче - Насыпной сад, поскольку был построен на месте небольшого залива,засыпанного землей.
Дворец построен при участии европейских архитекторов и в европейском стиле, однако содержит все традиционные части дворцов турецких султанов - покои султана, церемониальную часть и гарем.
Во дворце 285 комнат, 46 залов и галерей, 6 хамамов, 68 туалетных комнат.
Интерьеры дворца разработаны французскими дизайнерами. Мебель, ткани, фарфор привезены из Франции.
Люстры - из Германии
В убранстве дворца очень много хрусталя ...
...и золота
Один из хамамов, выполненный из оникса
Парадный церемониальный зал с хрустальной люстрой, весящей более 4 тонн.
-fototerra.ru
Поделиться487Воскресенье, 22 января, 2017г. 20:14:20
Путешествие по Стамбулу
Босфор - пролив длиной около 33 километров соединяет Черное море с Мраморным и отделяет Европу от Азии. Минимальная ширина Босфора - 750 м, максимальная - около 3,7 км. Средняя глубина - 60 м.
Маршрут начинается у Галатского моста, сначала мы плывем вдоль Европейского берега.
Район Галата в византийский период был заселен в основном генуэзцами и венецианцами. Это был торговый центр города.
Башня Галата построена генуэзцами в 134 году.
Галатская башня видна почти со всех точек Стамбула.
Вид на башню со стороны дворца Топкапы.
Галатский мост.
Это двухярусный мост - наверху едут машины и трамваи, а внизу расположились кафе и рестораны.
На мосту постоянно стоят рыбаки.
Можно купить свежевыловленную рыбу.
Морской порт.
Музей современного искусства, открытый в старых портовых складах.
Дворец Долмабахче.
Босфорский мост, построен в 1973 году.
Босфорский мост - один из самых длинных и красивых подвесных мостов в мире. Его длина - 1560 м, высота над водой - 64 м, расстояние между опорами - 1074 м, высота опор - 165 м.
И снова рыбаки...
Дачные поселки.
Прижавшиеся друг к другу дома старой застройки.
Крепость Румели. Построена султаном Мехмедом Завоевателем в 1452 году с целью обеспечения полного контроля за движением судов по Босфору.
Поделиться488Воскресенье, 22 января, 2017г. 20:21:16
Мост Мехмеда Завоевателя, построен в 1988 году.
У моста Мехмеда Завоевателя мы повернули на Азиатскую сторону.
Дворец Бейлербей - летняя резиденция султана.
Потрясающие виллы на берегу Босфора.
Земля вдоль побережья Босфора безумно дорогая. поэтому оцените размах и стоимость этих владений.
Район Султанахмет - это место между заливом Золотой Рог и Мраморным морем, где расположены самые главные исторические памятники Стамбула - Святая София, Голубая мечеть, дворец Топкапы.
Святая София. Символ христианства на протяжении 916 лет.
Первый деревянный храм на этом месте был построен императором Константином в 360 году. Строительство существующего ныне каменного храма было закончено в 537 год.
Айя София.
29 мая 1453 года Константинополь был захвачен турками. Султан Мехмед Завоеватель решил превратить Св.Софию в мечеть. Позднее к мечети были пристроены четыре минарета.
Фонтан перед входом в Св. Софию.
Поделиться489Воскресенье, 22 января, 2017г. 20:29:06
Фрески, мозаики были заштукатурены, христианские иконы и изваяния были удалены из храма.
В интерьер храма были добавлены традиционные для мечетей михраб и мимбар, крест на вершине купола заменили полумесяцем.
На стенах висят огромные круглые щиты с надписями на арабском языке.
Михраб.
Сохранившиеся византийские мозаики на правой галерее храма.
Деисус (моление) - Богоматерь и Иоанн молят Христа о спасении рода человеческого.
Богоматерь с младенцем Иисусом в полукуполе апсиды (IX век).
Мечеть Султана Ахмеда - Голубая мечеть.
Мечеть была построена между 1609 и 1616 годами во время правления султана Ахмеда I на месте дворца Византийских императоров напротив мечети Айя София.
У мечети Султан Ахмеда шесть минаретов, столько же сколько было минаретов в то время у главной мечети Мекки - Кааба . Его критиковали и тогда султан Ахмед оплатил строительство седьмого минарета Каабы.
До недавнего времени муэдзин должен был подниматься по узкой винтовой лестнице минарета пять раз в день, чтобы объявить призыв к молитве.
Сегодня просто стоят громкоговорители....
-Turtsija/Stambul/
Поделиться490Вторник, 24 января, 2017г. 19:50:03
Вышли новости о том, что между Джанером Джиндоруком и Фарах Зейнеп Абдуллах, играющих в сериале «Великолепный век: Кёсем», развиваются любовные отношения.
Согласно слухам, актеры ранее не были знакомы, познакомились на съемках сериала и около месяца встречаются. Пара также вместе отпраздновала Новый год в одном доме с группой друзей. Джанер Джиндорук и Фарах Зейнеп Абдуллах в социальной сети поделились фотографиями с того вечера.
Отредактировано Эля (Вторник, 24 января, 2017г. 20:21:33)
Поделиться493Четверг, 2 февраля, 2017г. 18:27:58
Турецкий актер и исполнитель одной из ролей в сериале «Кесем Султан. Завоеватель Багдада Мурад» Джанер Джиндорук решил поделиться видео, которое подтвердило отношения артиста со своей коллегой Фаррах Зейнеп Абдуллах. Девушка на видео проводит экскурсию по съемочной площадке, а затем к ней подходит Джанер и целует ее. Ролик за короткое время набрал большое количество просмотров, многие подписчики пожелали паре удачи и любви. Фарах также поставила лайк под постом, и добавила знак любви в комментариях.
Поделиться494Четверг, 2 февраля, 2017г. 18:30:32
На последнем концерте актриса и певица Хулия Авшар шокировала всех поклонников своим откровенным нарядом. Даже тот факт, что звезда находится в отличной физической форме не смотря на свой возраст, фанаты все же в комментариях к снимкам, которые появились в социальных сетях, раскритиковали артистку. Выступление прошло как всегда на высшем уровне, Хулия спела на бис несколько композиций. Платье звезды уже сравнили с нарядом супермодели Ирины Шейк, в котором последняя предстала на церемонии «Оскар 2015».
Поделиться504Четверг, 9 февраля, 2017г. 20:23:11
Вильдан Атасевер(Хюмашах. 1 сезон)
Поделиться506Четверг, 9 февраля, 2017г. 20:36:14
Как сообщает Uçankuş, запись песни Рафета Эль Романа и Хюльи Авшар «Если не будет тебя» прошла в городе Карлсруэ в Германии. Ожидается, что съемки клипа начнутся на следующей неделе.
Поделиться508Суббота, 11 февраля, 2017г. 17:45:55
Отредактировано Эля (Воскресенье, 12 февраля, 2017г. 18:11:20)
Поделиться509Воскресенье, 12 февраля, 2017г. 17:54:17
Самая богатая женщина Османской империи Роксолана и мифы о бесправии мусульманок
Европейцы привыкли считать женщин времен Османской империи бесправными существами, изолированными от мира в гаремах мужчин. Но так ли это было на самом деле?
Чтобы ответить на этот вопрос, предлагаем рассмотреть протоколы османских судов, касающиеся имущественных и семейных споров женщин.
Судебная статистика
Cемейное право османов основывалось на принципах не только мусульманского, но и местного обычного права, в основе которого лежат предписания духовных лиц и судей (фетвы), воспринимающиеся как прямое руководство к действию. Изучая реестры судебных дел османских судов, исследователи отмечают наличие большого количества споров с участием женщин в качестве истцов. «В подавляющем большинстве они показывают, что эти женщины были осведомлены о своих законных правах и активно отстаивали их в судах», — говорит турецкий историк, писательница американского происхождения Аслы Санджар.
В основном женщины обращались в суд для урегулирования вопросов, связанных с браком и его расторжением (Коран разрешает развод супругов), решения имущественных споров и получения гарантии своего финансового обеспечения. Когда они не добивались справедливости в местных судах, отправлялись в Стамбул со всех уголков Османской империи, чтобы подать жалобу в Высший государственный совет непосредственно султану.
Израильский профессор Хайм Гербер, исследовавший судебные реестры османов XVII и XVIII веков,Османская миниатюра "Женщины жалуются кадию на мужчин" утверждает, что 77% всех
судебных разбирательств с участием женщин выигрывали именно женщины. Одной из причин такого доверия было то, что суд являлся их покровителем. «Женщины в Османской империи нуждались в защите и поддержке своих прав, — считает австралийский профессор-востоковед Ивон Сенг, — а у кадиев (местных османских судей) была такая обязанность, как защита слабых и беззащитных. Поэтому неудивительно, что суды поддерживали женщин в эффективном отстаивании ими своих прав».
В Османской империи по традиции девушку выдавал замуж отец, в его отсутствие это мог делать дед, брат или другой родственник мужского пола. Если у невесты их не было, такие обязанности исполнял кадий, то есть османский судья. Взрослая женщина могла делать это без каких-либо представителей. Во всех случаях для юридической действительности брака обязательно требовалось согласие невесты. В судебной практике османских судов активно рассматривались споры женщин, которые не желали выходить замуж против своей воли.
Писарь прошений
Вот один из таких примеров из судебного реестра кадия Амасьи 1624 года. Суть дела такова: отец девушки Хиджи Боли бинт Хусейн из села Салурджу Дере провинции Амасья выдал ее замуж за Сипахи Мехмед-бея (кавалериста, представителя служивого дворянства). Узнав об этом, девушка тут же пожаловалась кадию, желая расторжения этого брака, согласия на который она не давала, так как хотела выйти замуж за другого молодого человека — Ибрагима-челеби бин Кейван (скорее всего, представителя османской интеллигенции или духовенства). Кадий Амасьи в своей фетве признал такой брак недействительным на основании того, что девушка в зрелом возрасте, и отец не может выдать ее замуж против ее воли. Истице также было разрешено выйти замуж за Ибрагима-челеби.
Примечательно, что сватали дочек османские родители еще в детском возрасте. Потом, став девушками, они могли отказываться от предложенного им жениха. Если родители были против, дочери обращались в суд, как это сделала Аиша бинт Мустафа Баша. В своем иске, поданном в 1618 году, она указала, что достигла совершеннолетия. «Не признаю брак, подготовленный моим дядей Махмудом, и хочу прекратить его действие. Я назначаю своим представителем (опекуном) по всем вопросам Эмира Али бин Хамди. Али согласился быть моим представителем», — пишет она (20 41-2; 12 Джумадиуль-авваль 1017).
Брачный контракт
Еще одной важной чертой семейных отношений османов было заключение брачного контракта. Без него ни один брак в Османской империи не считался действительным. В нем нужно было указать имена невесты, жениха, родителей или опекунов, а также свидетелей. Наряду с этим обязательным было обозначение суммы махра (подарка жениха невесте) и таких условий супружества, как место семейного проживания, принятие мужем жены детей от прежнего брака и взятие им на себя обязанностей по их содержанию или обещание мужа прожить в моногамной семье (по законам ислама мужчина мог иметь четыре жены).
Османская миниатюра "Женщины жалуются кадию на мужчин"
Нарушение этих условий может стать для женщины основанием для развода без потери права на материальное обеспечение. Ведь им муж дарил махр, который состоял из двух частей: первая — «махр-и муаджель» (немедленный) выплачивалась невесте во время бракосочетания, вторая — «махр-и муэджель» (отсроченный) — после развода или смерти мужа. «Для предотвращения возможных недоразумений в будущем, в брачном договоре подробно указывалось, сколько и в какой форме будет выплачиваться махр», — утверждает Аслы Санджар.
Как правило, мужья дарили невестам золото, серебро, а те, кто побогаче — драгоценные камни, товары или недвижимость. Без разрешения жен они не могли пользоваться этими подарками.
Помимо этого, именно мужчина был обязан нести все расходы жены и детей на питание, одежду, проживание, кров, прислугу, медицинские услуги и т. п. Если он отказывался это делать, жена могла пожаловаться в суд. Анализируя решения по таким делам анатолийских кадиев за 1880–1906 годы, турецкий ученый Рифат Оздемир пришел к выводу, что они применяли закон буквально, вынося решение о назначении истцам-женщинам ежедневной денежной помощи, за выплату которой был ответственен муж. Невыполнение решения кадия, как и невыплата первой части махра, наказывалось тюремным заключением.
Портрет Роксоланы из архива турецкого историка Е. Кочу
О том, как выплачивалась вторая часть махра, мы расскажем в следующей публикации, посвященной теме развода в Османской империи. А сейчас уделим внимание праву женщин того периода на собственность. Ведь они могли по своему усмотрению приобретать, контролировать и распоряжаться движимым и недвижимым имуществом. В качестве примера приведем хозяйственную деятельность султанши-украинки Роксоланы, которая из рабыни превратилась в супругу османского султана Сулеймана Великолепного.
Кроме денег он дарил ей земли, села и фермы в Иерусалиме, Египте, Мекке, Омане, Стамбуле, которые приносили немалую прибыль. Известно, что годичный доход только с полей и сел провинции Траблус (территории нынешних Сирии и Палестины) составлял 97 978 акче (османская серебряная монета), то есть 293 934 американских долларов (в основе подсчетов — цена 1 грамма золота в марте 2016 года). В то время Роксолана была самой богатой женщиной Османской империи. Но не занималась накоплением огромного состояния, а большую часть своих доходов отдавала на благотворительность. Для этого свое имущество — земли, имения, фермы, торговые лавки, доходные дома — она завещала специальным благотворительным фондам наследования — вакфам.
Примечательно, что в Стамбуле 36% вакфов основали в 1546 году именно женщины, среди которыхМечеть кюлие Хасеки крупнейшие принадлежали Роксолане.
Первым ее благотворительным проектом стал построенный до 1550 года в Стамбуле комплекс (кюлие) Хасеки, то есть любимой фаворитки султана, состоящий из мечети, школ (для детей — сибьян мектеби и духовенства — медресе), столовой для бедных (имарета) и больницы (даррюшшифа).
В османских архивах имеются документы вакфа, в которых Роксолана описывает, сколько денег следует выделять на содержание ее кюлие и выплату жалования обслуживающему персоналу. Отдельно она указала требования к работающим там сотрудникам — учителям, врачам, поварам и т. п. В год только на столовую для бедных (имарета), в которой ежедневно кормили бедных и бездомных посетителей рисом, мясом с маслом и специями, сезонными овощами и фруктами, а на праздники — еще и сладостями, уходило 120 тысяч акче, то есть 360 тысяч долларов. Ее храмовый комплекс на то время стал третьим по значимости после комплекса султана Мехмеда Фатиха (Завоевателя) и Сулеймана Великолепного.
Подобные благотворительные комплексы Роксолана построила в Иерусалиме, Мекке и Медине. А еще она за свой счет возводила хамамы (общественные бани), фонтаны, караван-сараи (постоялые дворы) во многих провинциях Османской империи. Детальнее об этом можно прочесть в книге автора этих строк «Роксолана: мифы и реалии».
Примечательно, что большинство благотворительных комплексов этой султанши дошло до наших дней, а некоторые до сих пор выполняют свои функции. Так, в больнице кюлие Хасеки, построенной Роксоланой в Стамбуле, до сих пор лечат людей, в ее школах обучают богословов Турции, а в имарете (столовой) Иерусалима кормят бесплатно бедняков.
Титульная страница документов вакфа Роксоланы в Иерусалиме
Известно, что в Стамбуле из 183 вакфов, основанных для возведения школ (сыбьян мектеби), 39 принадлежали родственницам султана и женщинам его гарема. Среди них была и наложница султана Сулеймана Гюльфем, которая на 20 лет позже его законной жены Роксоланы построила в районе Стамбула Ускюдар мечеть для женщин со столовой для бедных, медресе и сыбьян мектеби. Для этого она пожертвовала в вакф в районе Саманвиран Стамбула 24 комнаты, 10 комнат вокруг блошиного рынка, в районе Хаджи Ювейса — один дом, четыре магазина, шесть домов вокруг хамама Аладжа и многое другое.
Такие комплексы в провинциях строила и мать султана Сулеймана Айше Хафса, а также другие султанши, жившие на протяжении 600 лет. Ведь ислам велит мусульманам делать добрые дела.
Мечеть кюлие Хасеки
Благодаря активной благотворительной деятельности женщин Османской империи, которые отдавали свое имущество в вакфы, нищие в Стамбуле и провинциях Османской империи не умирали от голода и холода, а дети простолюдинов бесплатно получали начальное образование. О таком могли только мечтать бедняки и аристократки европейских монархий.
-racurs.ua