Тема для исторических фактов и других интересных сведений
КЕСЕМ СУЛТАН ИСТОРИЯ, ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ, СВЕДЕНИЯ и т. д. 2 часть
Сообщений 631 страница 660 из 692
Поделиться631Воскресенье, 28 мая, 2017г. 18:59:35
Во время съемок в сериале «Кесем Султан. Завоеватель Багдада Мурад» начались отношения у актрисы Фаррах Зейнеп Абдуллах и Джанера Джиндорука. Пара стала появляться в общественных местах и сообщала на всю округу о своих чувствах. Однако отношения не продлились долго, и после того, как звезды покинули проект их любовь закончилась. Фарах записывала вместе с Джанером видео для поклонников, но после разрыва отношений она решила удалить ролик. Девушка улетела в Париж, чтобы отдохнуть после съемочного процесса, а Джиндорук остался пока в Турции.
Отредактировано Эля (Вторник, 13 июня, 2017г. 21:31:40)
Поделиться633Вторник, 30 мая, 2017г. 18:25:05
mcagataytosun поделился этой фоткой и написал : " Уходит властелин моего сердца,последняя сигарета...сегодня в 20:00 "
/metin.akdulger
Поделиться634Вторник, 30 мая, 2017г. 18:59:15
Вчера стала известна информация о новом фильме, а сегодня и о новой фотосессии. Официальный аккаунт модного журнала «Vogue Turkey Man» сообщил нам о том, что наш великолепный Султан украсит их летнюю обложку.
Как мы знаем, Метин закончил съёмки в сериале ВВК, ведь его герой - Мурад умрет в сегодняшней серии. Казалось бы, что наш Метин устроит отдых, ведь он долго работал не покладая рук. Но не тут то было. В сети появилась неожиданная, но чудесная новость! Надеюсь, что вы готовы к такому неожиданному сюрпризу? Тогда, мы рады сообщить, что в фильмографии нашего принца появился еще один новый проект. Метин и его коллега Бушра Девели готовятся к съёмкам нового фильма под названием «Loving Man». Нам не известно больше никаких деталей, но уже доступно два промо для данного проекта.
/metin.akdulger
Поделиться635Среда, 31 мая, 2017г. 12:36:56
(Все живы и здоровы)
kosem_sultan
Поделиться636Среда, 31 мая, 2017г. 17:36:54
ПОПОЛНЕНИЕ КАСТА 2 СЕЗОНА
АЛИ ДЮШЕНКАЛКАР - КАРАБАШЗАДЕ ХУСЕЙН ЭФЕНДИ
Также известен, как Джинджи Ходжа. Знаменитый целитель и знахарь османского дворца в XVII веке. Был назначен самой Кёсем Султан для лечения Султана Ибрагима. Успехи в этом деле сделали его не только владельцем огромной славы и богатств, но и влиятельным человеком в государственном управлении.
/mahpeyker_sultan
Поделиться637Среда, 31 мая, 2017г. 17:42:46
ПОПОЛНЕНИЕ КАСТА 2 СЕЗОНА
ХАНДЕ ДОГАНДЕМИР - ХАТИДЖЕ ТУРХАН СУЛТАН
Главная хасеки Султана Ибрагима и мать Шехзаде Мехмеда с Атике Султан, затем Регент султаната и Валиде султан Мехмеда IV.
Последняя представительница Женского Султаната, устранив Великую Валиде Кёсем Султан, сохранившая сыну жизнь и царство. В дальнейшем, она передала управление государством династии Кёпрюлю и отошла на задний план, чтоб посвятить себя благотворительности.
/mahpeyker_sultan
Поделиться640Среда, 31 мая, 2017г. 18:25:44
Метин Акдюльгер попрощался со всеми поклонниками сериала через Инстаграм, выложив фотку с подписью:
" Дамы и господа, надеюсь, вам полюбилась наша история. Я очень рад и горжусь тем, что показал Султана Мурада в такой истории. Это изменило многое в моей жизни. Это ознакомило меня с совсем неизвестным мне миром. Мы вместе исчезли в нем. А самое лучшее это то, что по ходу повествования этой истории в мою жизнь вошло множество прекрасных людей...
Для меня Султан Мурад значит все это прекрасное. Надеюсь, и я смог сделать что-то прекрасное для него. Благодарю вас всех за поддержку! "
mahpeyker_sultan
Поделиться642Среда, 31 мая, 2017г. 19:55:12
Александр ГОЛУБЕВ
История империй с точки зрения «этической историософии» (Османская империя)
...
10 сентября 1623 г. приближенные султана Мустафы уговорили его отречься от престола в пользу своего племянника Мурада, ставшего султаном под именем Мурад IV. Султану на момент восшествия на престол было четырнадцать лет.
Уникальность правления этого султана в том, что именно им издан эдикт, напрямую нарушавший кораническую норму о запрете употребления спиртного. Как уже говорилось выше, многие султаны злоупотребляли спиртным, но Мурад IV «превзошел всех своих предшественников, предававшихся этому пороку… Он не довольствовался питьем вина в одиночку, но принуждал пить с собой даже муфтиев и главных судей. Его эдикт, о котором упоминалось выше, разрешил людям всех сословий и званий продавать и пить вино» .
Неудивительно, что при таком султане дела империи быстро шли под гору. Постепенно деградировала и армия, что было связано не только с отвратительным правлением, но и упадком тимарной системы.
Тимариоты разорялись и попадали в разряд деклассированных элементов. Часть из них уходила в военные отряды, которые создавали правители санджаков. Нередко они создавали разбойничьи шайки. Впрочем, разницы между первыми и вторыми было мало, поскольку санджак-беи и турецкие чиновники мало отличались от разбойников по своим повадкам. Некоторые правители санджаков даже ставили главарей разбойничьих шаек на официальные должности.
Как и в любом разлагающемся государстве, в Османской империи особое значение начали получать спекулянты (в империи они назывались «аянами»), которые путем купли-продажи уже в начале XVII века сосредоточили в своих руках огромные земельные владения и огромное недвижимое имущество в городах.
Сам султан Мурад IV не отставал от своих безнравственных подданных. Несмотря на свое пьянство, он все-таки оставался коварным царедворцем, что неудивительно, ведь до своего воцарения Мурад почти шесть лет провел в старом дворце — этом котле дворцовых интриг. Так, однажды во время просветления, когда Мураду удалось, пересилив себя, на время бросить пить, он, возглавив войско, отвоевал у персов Эривань (Ереван). «Гонцы, доставившие в Стамбул депешу об этом успехе, вместе с ней привезли секретный приказ Мурада казнить его братьев Баязида и Сулеймана и сделать это во время торжеств по случаю победы турецких войск, чтобы на их смерть никто не обратил внимания» .
После смерти всех своих сыновей от чумы совсем спившийся Мурад IV решил передать власть татарским ханам . Для этого ему надо было убить двух оставшихся в живых своих братьев. Оба они содержались в так называемой «Клетке» (двухэтажном здании расположенном во Внутреннем дворце).
Старший из них, Касим, был удавлен по приказу султана 17 февраля 1638 г., но младшего, Ибрагима, которого Мурад приказал убить, уже лежа на смертном одре, спасла его мать Кесем, убедившая «великого визиря Кара Мустафу-пашу и других членов султанского совета в том, что он является законным наследником».
Ибрагим являлся типичным представителем деградирующей династии на троне деградирующей империи. Недаром он получил прозвище «Дели» («Безумный»). Да и какой правитель мог получиться из двадцатичетырехлетнего человека, практически всю свою жизнь проведшего взаперти — «сначала в Старом дворце, а затем в гареме дворца Топкапы, где четыре года, предшествовавшие его восшествию на трон, он был заперт в Клетке» .
Мало того, постоянный страх за свою жизнь во время пребывания в клетке и врожденная душевная болезнь настолько повлияли на его здоровье и половые возможности, что империя рисковала остаться без наследника. Однако постоянная накачка Ибрагима лекарствами, усиливающими половое влечение, а также стимуляция его половых функций с помощью… порнографии сделали свое дело. За семь месяцев наложницы султана родили ему девять мальчиков и девять девочек. Но благодаря этому «лечению» слабоумный Ибрагим полностью утратил самоконтроль. Он «мало вникал в государственные дела как по недостатку способностей, так и по причине проявившегося у него пристрастия к роскоши, которому он потворствовал, предаваясь всяческим чувственным наслаждениям; ибо привыкнув в тюрьме к стеснениям, он не знал иного пути наслаждения свободой, которую он обрел, кроме как сделать ее рабской служанкой своих вожделений. Эту склонность визирь и великие министры взлелеяли в нем постоянными банкетами, празднествами и развлечениями, в которых он всегда находил огромную радость и удовлетворение» .
В конце концов султан дошел до крайней степени морального падения78 , начав раздавать высшие посты в империи «людям самого низкого происхождения и своим любимым женщинам. Банщика он возвысил до поста генерала янычар в чине паши с тремя бунчуками* [это равносильно современному званию генерал-полковника]; а чтобы порадовать фаворитку Шекер Пара, он сделал сына торговца рисом агой янычар. В то же достоинство он намеревался возвести и Ахмеда Кули, по происхождению цыгана, который был знаменитым борцом и жонглером и в этом качестве доставлял султану немалое удовольствие» .
Так дальше продолжаться не могло, и 7 августа 1648 г. вспыхнул мятеж янычар, а на следующий день муфтий вручил им фетву, в которой объявлялось о низложении султана, поскольку он являлся «дураком, тираном и негодным к правлению». 17 августа 1648 г. Ибрагим был удавлен главным палачом империи. На трон вступил его сын Мехмед IV, ставший самым юным султаном в истории Османской империи (на момент вступления на трон ему было всего шесть с половиной лет). Период женского правления в империи продолжился, сменилась только валиде-властительница: ей стала мать Мехмеда — Хадидже Турхан. Ее тяга к власти оказалась не меньшей, чем у предшественниц, поэтому юного султана совершенно не готовили к государственному правлению. Детство он провел в играх, а в юности увлекся охотой. Он не прислушался к последнему совету мудрого великого визиря Кепрулы Мехмед-паши80 и в глазах своего народа потерял всякое уважение, а его любовь «к охоте стала поводом для различных народных анекдотов и поговорок. В одной из них эта страсть Мехмеда IV сравнивалась со страстью его отца, Безумного Ибрагима: «Отец помешался на бабах, а сын на охоте»» .
В начале 1663 г. Мехмед-паша возглавил поход против главных врагов империи — Габсбургов, но запала его любви к отечеству хватало очень ненадолго: дойдя до Эдирне, он покинул армию и посвятил все лето охоте на дичь, зато в отношении извращений он не уступал своим близким предкам. Так, этот «султан увлекся «неким Асан-агой, привлекательным юношей, поляком по происхождению, проникнувшись к нему страстью столь внезапной и бурной, которой нельзя было ни найти достойное объяснение, ни предсказать последствий». Визири все же смогли убедить Ахмеда отказаться от противоестественной связи с Асан-агой .
Конечно же, после рождения первенца — Мехмеда, Ахмед IV захотел расправиться со своими братьями, томившимися в «Клетке». Только заступничество валиде Турхан спасло их от неминуемой гибели, хотя со старшим из братьев, Селиму, султану все же удалось расправиться позже.
В конце концов правление, вернее, бездеятельность султана Ахмеда привело к тяжелейшему поражению турецких войск под Веной в 1683 г., созданием «Священной лиги» европейских государств (Австрии, Польши и Венеции) для борьбы с Турцией в 1684 г. и началом войны Лиги с Турцией, продолжавшейся 30 лет. «В 1687-1688 гг. австрийские войска заняли Восточную Венгрию, Славонию, Боснию, взяли Белград и продвинулись в глубь Сербии. Действия сербских и болгарских повстанческих отрядов создали серьезную угрозу турецким коммуникациям. Венеция овладела Афинами и Морей. Возникла реальная опасность выхода союзников на ближние подступы к Стамбулу» . А султан в это время предавался своему любимому занятию — охоте. Тогда население Стамбула и высшее мусульманское духовенство потребовали смещения султана, а муфтий Мехмед-эфенди предупредил его об угрозе трону в случае, если он не оставит охоту и срочно не займется делами. Мехмед IV пытался это сделать, но полное отсутствие навыков и постоянные неудачи на полях сражений быстро охладили его пыл: он опять занялся охотой. В ноябре 1687 г. восстал стамбульский гарнизон и 8 ноября 1687 г. султан Мехмед IV вынужден был отречься от престола. На трон был возведен старший из его братьев — сорокапятилетний Сулейман II, просидевший в «Клетке» тридцать девять лет. Поскольку в заточении Сулейману запрещалось иметь наложниц, то своего гарема у него не было.
Сулейман II не имел особого желания становиться султаном, поскольку имел совсем другие предпочтения: «он изучил каллиграфию, с утра до вечера переписывая Коран и творя молитвы». К тому же, как мы знаем, наследство Сулейману досталось тяжелейшее. К тому же сразу после подтверждения им должности великого визиря за Сиявуш-пашой, к последнему «немедленно явились командиры янычар и потребовали денег для своих подчиненных, что было обычным явлением при приходе к власти нового султана» . Но великий визирь не мог им заплатить, поскольку казна была пуста. Тогда совсем обнаглевшие к тому времени янычары начали кровавое избиение населения Стамбула. Сулейману удалось подавить восстание янычар, но исправить общее положение дел в империи он был неспособен. Он уединился в Эдирне и 22 июня 1691 г. умер от застарелой водянки. Новым султаном стал младший брат Сулеймана сорокавосьмилетний Ахмед II, живший до этого в «Клетке» с пятилетнего возраста. «По своему нраву и душевному складу он целиком походил на своего брата Сулеймана, однако имел более живой, хотя и не слишком проницательный ум. Он слушал наветы, которые плели ему его придворные, и по их подсказкам по пустячным поводам часто менял очень важные дела. Он старался казаться поборником справедливости, хотя по причине своей глупости он не мог исполнять обязанности беспристрастного судьи и верил всему, что ему сообщали его друзья, подкупленные заинтересованными сторонами» . Он был ревностным мусульманином и, возможно, со временем мог бы что-либо изменить в империи к лучшему, но через четыре года после восшествия на престол, 6 февраля 1695 г., он скончался.
Его смерть породила яростную борьбу за престол между великим визирем Шам Тараболусом Али-пашой, пытавшемся возвести в султаны сына Ахмеда II, Ибрагима, и главным казначеем Незир-агой — сторонником законного наследника, Мустафы. Удачливей в этой борьбе оказался Незир-ага, успевший выпустить Мустафу из «Клетки» и провозгласить султаном.
Мустафа II решил возвратить Османской империи ее мощь. В самом начале своего правления он издал указ, «в котором объявлял о своем желании покончить с коррупцией в коридорах власти и отказаться от гаремных наслаждений в пользу суровых ратных буден. Он пообещал, что лично встанет во главе своей армии, чтобы дать отпор неверным, которые угрожали империи».
Мустафа действительно начал этот поход против Габсбургов в 1695 г. и одержал над ними победу, хотя и понес значительно большие потери, чем проигравшие. Однако в следующем походе, который он начал летом 1697 г., его ждала неудача. Принц Савойский разгромил его в битве у Тимишоара. В той битве погибло около 30 тысяч турок, включая великого визиря Элмас Мехмеда-пашу. Сам Мустафа трусливо бежал с поля боя, переодевшись в одежду рядового воина. Последствия этого поражения были весьма чувствительны для империи88 .
После этого Мустафа фактически отошел от дел управления империей и уехал во дворец в Эдирне, где предался охоте.
А Османская империя в это время все стремительней катилась в пропасть. Обанкротившееся «правительство в поисках выхода из финансовых и экономических затруднений решило предоставлять откупа не на краткий срок, а пожизненно. Такая откупная система, именовавшаяся «маликяне», сделала откупщиков, мюльтезимов, большинство которых составляли аяны, еще более влиятельными фигурами в провинциях» . Фактически эти спекулянты начали проникать во власть, что всегда пагубно сказывается на государстве.
Коррупция и хищения достигли в империи такого уровня, «что, по словам первого российского посла в Стамбуле П.А. Толстого, в казну попадало не более трети собранных сумм. П.А. Толстой писал, что султанские чиновники все свои силы тратят не на улучшение финансовых дел страны, а на расхищение государственной казны, что казнокрадство и произвол, царящие в стране, являются одной из главных причин ее частых финансовых затруднений, которых могло бы не быть, если бы «министры были радетельные, а не грабители» .
Разложение государства не могло не сказаться на его вооруженных силах. Прежде всего стал разваливаться флот, поскольку для него воинов стали набирать «отовсюду, и они редко подходили для выполнения поставленных задач. Прежде всего использовали греков, албанцев и далматинцев, но они оказывались ненадежными. Для морских десантов привлекали ополченцев и турецких кочевников, но они привыкали к службе в условиях моря с трудом, к тому же легко поддавались соблазну разбоя и грабежа. Постепенно стали использовать отряды янычар или сипахов из владений капутан-паши, хотя они никогда не достигали уровня организованности и надежности сухопутных сил» .
Да и сам янычарский корпус постепенно утрачивал тот высокий воинский дух, который всегда его отличал. Это было связано не только с безнаказанностью янычар за бунты и неповиновение, но и с тем, что в связи с постепенным прекращением девширме в дворцовые школы стали набирать детей турецких сановников и бедняков-мусульман, которые уже были не так благодарны султану за эту службу и не так ему беззаветно преданы. «Этому способствовали и другие новшества. Разрешение янычарам жениться, заниматься ремеслами и торговлей отвлекало их от военной службы. На службу в корпус стали отправлять мятежные элементы, чтобы лишить их возможности устраивать заговоры. В результате воинство, когда-то гордившееся боевым братством, опустилось до уровня дезорганизованной банды» .
Поэтому нет ничего удивительного, что в конце лета 1703 г. в Стамбуле вспыхнул очередной мятеж, сметший с трона Мустафу. В последний момент Мустафа отказался умертвить своего брата Ахмеда, которого мятежники требовали поставить султаном. Вступивший же на трон 22 сентября 1703 г. Ахмед III оказался менее щепетильным в этом вопросе и приказал тайно отравить Мустафу II, запертого в «Клетке».
Новый султан Ахмед III («Король тюльпанов») также не отличался «страстью к делам». До назначения на пост великого визиря Невшехирли Ибрагиме-паше он за первые тринадцать лет правления успел сменить двенадцать великих визирей. После этого назначения материальное положение дел в империи несколько улучшилось. Сам Невшехирли «был крупный государственный деятель, носивший титул дамада (зять султана). Став великим визирем, он предпринял ряд шагов для улучшения внутреннего и внешнего положения империи. Государственную казну Ибрагим-паша пополнял путем резкого усиления налогового бремени» .
Но и этот «крупный деятель» также был не лишен «человеческих слабостей». Он не брезговал взятками и потворствовал взяточничеству турецких чиновников. Впрочем, сам Ахмед в это время дошел до совсем странных для султана поступков94 .
Ахмед III предпринял попытку спасти разваливающуюся империю. Для этого он в 1720 г. отправил во Францию посольство во главе с Челеби Мехмед-эфенди. За два года пребывания во Франции «члены посольства изучили государственное устройство и общественно-политическую жизнь Франции, осмотрели фабрики и фортификационные сооружения, побывали на военном смотре, посетили королевскую Академию наук, оперу и обсерваторию, ботанический сад, знакомились с бытом французов. Все виденное Мехмед-эфенди в весьма живой форме изложил в «Сефареинаме» («Книге о посольстве»). Этот труд во многом способствовал зарождению идеи «европеизации» Османского государства в среде турецкой феодально-бюрократической элиты, дал толчок некоторым преобразованиям в культуре и быту, в частности стимулировал возникновение книгопечатания на турецком языке» .
Беда, однако, была в том, что книгопечатание не охватывало такой важнейшей для империи сферы, как религия. Одному из турецких первопечатников Ибрагиму Мютеферрику было разрешено печатать только светские книги научного содержания.
В 1732 г. Ибрагим Мютеферрик тиражом 500 экземпляров издает свой труд «Основы мудрости в устройстве народов», где основная мысль была посвящена доказательству необходимости военной реформы на основе опыта европейских государств. «Ибрагим Мютеферрика был убежден в превосходстве мусульманского вероучения над христианским. Военные неудачи империи он объяснял, в частности, «небрежным выполнением заповедей шариата»» .
Ослабленная Османская Турция уже не могла отстоять свои завоевания не только против европейских армий, но даже против персидской державы. Поэтому, когда в начале августа 1730 г. Ахмед III и великий визирь Ибрагим-паша захотели исправить положение в Персии, то, встав во главе армии, начали не боевые действия, а затеяли секретные переговоры. «Узнав об этом, янычары, расквартированные в Стамбуле, призвали население столицы к восстанию, которое началось 28 сентября 1730 г.» .
1 октября 1730 г. Ахмед III поменялся местами пребывания со своим племянником Махмудом I. Вполне естественно, что и этот правитель, проведший большую часть своей сознательной жизни в «Клетке», был также мало приспособлен к правлению, как и его предшественники. Во всем он полагался на советы своей матери Салихи, ставшей валиде султан, и начальника черных евнухов Хаджи Бешира-аги. Главной заслугой этого султана является установление для империи мира с 1746 г. (момента подписания между Турцией и Ираном мирного договора), который продолжался 22 года. Это был самый долгий период мира за всю историю Османской империи. 14 декабря 1754 г. султан Махмуд I умер от апоплексического удара.
Осман III, взошедший на престол, остался в истории Османской империи известен благодаря своей расправе над племянником Мехмедом (который должен был стать следующим султаном и пользовался огромной популярностью у населения страны), и введением драконовских законов, «нацеленных на удержание населения в повиновении. В частности, он закрывал кофейни, запретил женщинам выходить из дома более четырех дней в неделю и установил особый порядок ношения одежды подданными Османской империи, не исповедовавшими ислам» . Для пополнения своего кармана султан избрал довольно оригинальный способ: каждые полгода он менял своих великих визирей, конфискуя их имущество в свою пользу.
Еще султан страдал обжорством, в результате которого и скончался от апоплексического удара 29 октября 1757 г.
Взошедший на престол Мустафа III, сын Ахмеда III, также провел в «Клетке» практически всю свою сознательную жизнь. И при нем двор продолжал жить отдельной от государства праздной жизнью. Чем тяжелей становился кризис в империи, тем роскошней и загульней становились празднества в султанском дворце.
«С середины XVIII в. дряхлеющая империя оказалась во все возрастающей экономической и политической зависимости от значительно более развитых европейских держав. Соотношение сил между некогда могущественной Османской державой и крупными европейскими государствами столь явно изменилось в пользу последних, что Порта все чаще и чаще вынуждена была идти им на уступки экономического и политического характера. С середины XVIII в. в системе капитуляций происходили существенные изменения. Торговые льготы и преимущества, ранее представлявшиеся подданным европейских держав на срок царствования подписавших договоры монархов Европы и властелина Османской империи и носившие характер дарованных султаном привилегий, превратились в постоянные права, не ограниченные временем. Первый договор на такой основе заключила в 1740 г. с Османской империей Франция, затем подобные права получили подданные Австрии, Англии, Голландии и некоторых других европейских государств, заинтересованных в ближневосточной торговле. Эти договоры поставили в крайне невыгодное положение промышленность и ремесло, сельское хозяйство и торговлю Османской империи. Иностранные купцы могли торговать во владениях султана, уплачивая лишь трехпроцентные импортные и экспортные пошлины с объявленной стоимости товаров, тогда как турецкие купцы уплачивали аналогичные пошлины в размере 10%. При этом иностранные купцы в отличие от местных торговцев были освобождены и от уплаты весьма обременительных внутренних пошлин».
Резко ухудшилось состояние и турецкой армии. Основа ее конницы — воины тимариоты, которых в середине XVI в. собиралось до 200 тысяч, — теперь составляла всего 20 тысяч. «Военные отряды местных феодалов, тоже обычно конные, насчитывали в середине XVIII в. 40–50 тыс. человек, но больше походили на разбойничьи шайки, и пользы от них в период военных действий было очень мало. Что касается регулярного войска, основу которого по-прежнему составлял янычарский корпус, то и его боевая мощь резко упала. Во второй половине XVIII в. в списках янычар, получавших жалованье значилось 75 тыс. человек, тогда как непосредственно в военных операциях участвовало не более 18 тыс. янычар» .
Единственное дело государственной важности, которым занимался Мустафа III, было строительство мечетей, но этого одного явно мало для спасения Османского государства от разрушения .
21 января 1774 г. на трон вступил Абдул-Гамид — единственный из оставшихся в живых сыновей Ахмеда III. Он провел вне «Клетки» всего 6 лет из своих 49. Его пятнадцатилетнее правление ничем особенным отмечено не было. О положении дел во время его правления говорит памфлет турецкого дипломата Гиритли Ахмеда Ресми-эфенди «Сок достопримечательного», «содержащий описание событий русско-турецкой войны 1768-1774 гг. Автор, участник войны, высказывает самые резкие суждения о турецких министрах, которые втянули страну в войну, не взвесив предварительно все политические и военные обстоятельства. О приближенных султана Ахмед Ресми писал так: «То ли дело наши государственные мудрецы! Не дал им Аллах ни ума, ни опытности — чтение истории не их занятие…» Он называл их бахвалами, пустословами и невеждами, не умеющими «предвидеть никаких последствий» . Умер Абдул-Гамид также «достойно» как и жил: «утехи с Рушах (новой фавориткой. — Прим. авт.) окончательно истощили организм Абдул-Гамида, которого вечером 6 апреля 1789 г. хватил удар. Утром следующего дня он скончался».
В тот же день на трон вступил племянник умершего султана Селим III, который «еще до своего восшествия на престол успел составить себе репутацию способного и энергичного человека… Известны слова, сказанные им в то время: «Я готов удовлетвориться черствым хлебом, ибо распадается государство»». Он вступил на трон в возрасте двадцати семи лет, из которых пятнадцать провел в «Клетке».
Основная часть реформ молодого султана касалась армии и получила название «низам-и джедид» («новый порядок») . Однако все реформы Селима вызвали недовольство янычар и учащихся медресе, а поскольку ведение реформ стоило денег и вызвало к жизни введение новых налогов, то большая часть населения тоже были на стороне мятежников.
25 мая 1807 г. в Стамбуле вспыхнул мятеж вспомогательной части янычарского корпуса солдат — «ямаков» под командованием Кабаджи Мустафы-аги, к которым присоединились учащиеся многих медресе. Ранним утром 29 мая мятежники заручились у шейх-уль-ислама Атауллы-эфенди фетвой, которая оправдывала свержение Селима III, после чего они большой массой двинулись к Топкапы, выкрикивая лозунги в поддержку «султана Мустафы» .
Селим III оказался довольно малодушным человеком, и когда ему преподнесли голову его секретаря Ахмед-бея, случайно попавшего в руки мятежников, тут же отрекся от престола в пользу своего двоюродного брата Мустафы, при условии сохранения ему самому жизни. Двадцатисемилетний Мустафа IV, проведший в «Клетке» семнадцать лет, страдал слабоумием, что сразу вызвало борьбу в верхах, фактически переросшую в гражданскую войну. В конце концов успех оказался на стороне соратника Селима III Мустафы-паши Байрактара. Однако враги бывшего султана успели того умертвить. 28 июля 1807 г. на трон был возведен брат Мустафы Махмуд II, а сам султан был вновь брошен в «Клетку».
Махмуд II имел от роду всего двадцать два года, однако оказался весьма способным правителем, хотя и очень жестоким. «В тот день, когда Махмуд взошел на престол, у ворот сераля были выставлены тридцать три головы, среди которых красовалась изуродованная отвратительной гримасой голова начальника черных евнухов… Офицеров-ямаков … удавили и бросили в Босфор; а женщин сераля, которые открыто выразили свою радость при известии о смерти Селима, зашивали в мешки и топили у башни Киз-Коулесси, напротив сераля» .
С присущей ему жестокостью он в 1826 г. расправился с совсем распоясавшимися янычарами, но несколько лет спустя Махмуд II пристрастился к алкоголю, а территория империи, в результате непонятно зачем затеваемых им войн, продолжала сужаться. К тому же «реформенный зуд» Махмуда явно был сильней, чем то требовалось для пользы дела, поскольку им был серьезно затронут дух турок-османов, чего делать никак было нельзя . Так, он упразднил мусульманский дервишский орден бекташи, тесно связанный с янычарами. «В июле-августе 1826 г. руководители ордена были публично казнены, а все дервишские обители разрушены» . Умер этот султан от туберкулеза и цирроза печени 1 июля 1839 г., а 3 ноября 1839 г. был оглашен подготовленный им Гюльханейский (провозглашен на площади «Гюльхане») хатт-и шериф («благословенный указ»). «В нем содержалось обещание гарантировать безопасность жизни, чести и имущества всех подданных империи, обеспечить справедливый способ взимания налогов, ликвидировать откупную систему, навести порядок в рекрутском наборе и сократить срок солдатской службы. Указ декларировал гласность судебных процессов и прекращение практики конфискации имущества осужденных. Гюльханейский акт торжественно провозгласил равенство подданных империи в их правах и обязанностях без различия вероисповедания» . Реализация этого в высшей степени нужного указа, способного дать толчок в развитии Османской империи, стала тормозиться, в результате чего его положения стали проводиться в жизнь только под давлением обстоятельств и не принесли тех плодов, которые могли бы, если б были реализованы вовремя.
Вступивший на престол сын Махмуда II Абдул-Меджид также был сторонником реформ в империи, но не отличался умом своего отца и его решительностью. К тому же он страдал душевной болезнью, проявлявшейся в «особой чистоплотности», а также болел туберкулезом. Огромное влияние в его время обрела валиде-султан Безмиаль, имевшая особые отношения с Реза-пашей, представлявшим при дворе консерваторов. Из-за этого многие благие начинания не получили достойного продолжения и завершения.
Сам Абдул-Меджид нашел «свое призвание» в европейской музыке и … огромном гареме. Причем своим многочисленным женам он не мог отказать ни в какой их прихоти. Так, «счет, выставленный армянской фирмой «Кучукоглу» за поставку французской мебели для новых дворцов султана, а также драгоценных украшений и европейских нарядов для женщин гарема и безропотно оплаченный султаном, едва ли не превышал сумму, которая была затрачена в том же году на содержание турецких войск во Фракии» .
Естественно, что такое расточительство султанского двора вынуждало правительство брать займы за рубежом под высокие проценты. В конце концов сумма внешнего долга Османской империи достигла колоссальных размеров. Это известие повергло султана в депрессию, которую он начал «топить в вине», что окончательно подорвало его слабое здоровье и 25 июня 1861 г. Абдул-Меджид скончался, освободив трон для своего брата Абдул-Азиза.
Абдул-Азис, благодаря либерализму своего старшего брата, вел в «Клетке» довольно свободный образ жизни. «Новый султан был похож на медведя. Он весил 113 кг. И имел мощную мускулатуру. Такая физическая особенность очень пригодилась ему в занятии его любимым видом спорта, борьбой. Его подданные прозвали его Гюресчи, или «Борцом» .
К сожалению, для империи новый султан не отличался умом , зато он, после турне по Европе, стал содомитом и пустился во все тяжкие . Последние годы правления этого султана ознаменовались массовыми восстаниями. И власти, желая хоть как-то исправить положение, попытались натравить турок на христиан, что привело только к разрастанию беспорядков и вмешательству в дела империи европейских государств.
В конце концов Абдул-Азис был свергнут с трона в результате заговора 29 мая 1876 г.
Новый султан (племянник Абдул-Азиса) Мурад V был возведен на трон практически в бессознательном от пьянства состоянии . К тому же, еще будучи в «Клетке», Мурад близко сошелся с поэтом и драматургом Намыком Кемалем, который являлся одним из главных идеологов новых османов («Ени османлалар») — врагов империи. Не говоря уже о том, что он постоянно встречался с представителями этого движения, а его греческий доктор Каполеоне ввел будущего султана в масонскую ложу. Поэтому нет ничего удивительного в том, что именно в его «пьяное» султанство председатель Государственного совета Мидхат-паша, лидер «новых османов», начал свою интригу по установлению в Турции конституционной монархии. Ему удалось убедить в ее необходимости все руководство империи, а также ближайшего претендента на престол Абдул-Гамида.
31 августа 1876 г. Мурад V был низложен и началось царствование Абдул-Гамида II, очень хитрого политика, беда которого состояла в том, что он попытался заигрывать с политиками-масонами и вводить конституцию. Хотя конституция в Османской империи была скорее формальностью, но уже сам по себе факт ее принятия означал идейный крах имперской идеи (нормы исламской морали стали заменяться нормами конституционного законничества). За идейным крахом последовал и физический: бывшие «друзья» султана — либералы создали политическую партию под названием «Общество Единения и Прогресса» (ОЕП), которая после разгона парламента и отмены конституции в 1908 г. в ультимативном порядке потребовала от Абдул-Гамида ее восстановления и выборов в парламент. В конце концов это привело к гражданской войне и низложению Абдул-Гамида II.
После этого события Османская империя фактически перестала существовать, хотя номинально власть в стране и принадлежала султану до 1 ноября 1922 г., когда «Великое национальное собрание ввело в действие законодательство, разделявшее султанат и халифат. Первый упразднялся, а второму отводилась чисто религиозная роль» .
Какие же выводы можно сделать из судьбы единственной мусульманской империи?
Во-первых, Османская империя создавалась как завоевательное государство, т.е. фактически она должна была постоянно воевать для обеспечения воинов султаната. Но поскольку постоянно воевать невозможно, да и необходимо обустраивать мирную жизнь на завоеванной территории, то султанам пришлось столкнуться с проблемами, к которым они не совсем были готовы. И если при становлении Османской империи положение подданных султана выгодно отличалось от положения подданных как дряхлеющей Византийской империи, так и западных монархий, то со временем все это изменилось с точностью до наоборот. Можно сказать, что к мирной жизни империя так и не смогла приспособиться.
Во-вторых, духовная скрепа, которая должна была удерживать империю — это ислам. Однако фактически с самого начала существования султаната, весьма заметно довольно прохладное отношение к нему абсолютного большинства султанов и знати. И на все это шейх-уль-ислам взирал с поразительным спокойствием. Что говорить об исламской нравственности, если весьма многие султаны не просто пили вино, что категорически запрещено для мусульман, но и страдали алкоголизмом. Да и самые ярые мусульмане — янычары не отличались трезвым образом жизни.
В-третьих, положение принцев никак не соответствовало той роли, которую они были призваны играть в государстве в будущем. Вначале они, руководя провинциями, все время находились под дамокловым мечом «братоубийственного закона», позже их бросили в «Клетку», где они совершенно не могли приобрести никаких навыков государственного управления. В конце концов Клетку сделали сибаритской, что только развращало будущих султанов.
В общем, можно отметить, что в гибели Османской империи прежде всего виновата сама Османская империя, а точнее ее султаны и верхушка, которые довольно быстро утеряли так называемое «имперское чувство», которое всегда держалось и будет держаться только на высокой религиозной морали...
Отредактировано Эля (Среда, 14 июня, 2017г. 00:02:33)
Поделиться644Воскресенье, 11 июня, 2017г. 09:22:16
ㅤㅤㅤ"Самым большим преимуществом является знание того, что я живу".
ㅤㅤСвоё свободное время Нургюль Ешилчай тратить на вышивку и на проектирование своей коллекции сумок. "Важно тратить своё время и понимать, что это имеет значение". - говорит она.
ㅤㅤМы наблюдаем за Нургюль Ешилчай в сериале "Великолепный век", где она исполняет роль Кёсем Султан. Яркие цвета, красочные костюмы, ювелирные изделия, весь этот особый дизайн стал вдохновением и Нургюль Ешилчай решила вышивать в свободное время.
"Сколько я себя помню, я рисую и у меня это очень хорошо получается".
ㅤㅤВ "Boutique Shiva" будут продаваться сумки и клатчи актрисы, о которых мы поговорим. Как только были предоставлены первые модели, клатчи стали пользоваться большим спросом. Актриса сказала "Я буду продолжать быть голосом женщин, мой бренд даёт возможность работать домохозяйкам".
ㅤㅤ► - Из "Insagrama" мы узнали, что Вы разрабатываете собственную коллекцию сумок. Поделитесь с нами своей историей, как Вы начали проектировать сумки?
ㅤㅤ- Я стала много вышивать. Многим нравилась моя вышивка и я продолжила. Затем я начала делать сумки и наконец то решила заняться продажами. Теперь мой бренд предоставляет возможности трудоустройства для домохозяек. Теперь мой дизайн - работа домохозяек. Они зарабатывают и могут позволить многие расходы, расходы на питание семьи, могут оплачивать обучение ребёнка в колледже.
ㅤㅤ► - Как Вы проектируете технику ваших сумок?
ㅤㅤ-Это полностью ручная работа, стежок за стежком обрабатывается. На пляжных сумках узоры полностью ручная роспись, печать на ткани.
ㅤㅤ► - Откуда взялась эта способность?
ㅤㅤ- Ну, я не знаю. Например, у моих старших сестёр есть свой свадебный салон в Измире и они предлагают свой дизайн свадебных платьев для продажи вместе. Возможно, эта способность передалась от них ко мне.
ㅤㅤ► - Вышивки на ваших сумках имеют вид довольно длительных усилий и времени. Сколько времени уходит на выполнение?
ㅤㅤ- Сделать сумку - непростая задача. На создание сумки уходит от четырёх дней до недели, а бывает и уходит и две недели. Мы не можем делать слишком много сумок.
ㅤㅤ► - Если ли кто-то, от кого Вы получаете идеи, когда разрабатываете сумки?
ㅤㅤ- Конечно, есть. Моя подруга Бесей. Я также получаю много идей и если мне понравится - то обязательно возьму эту идею.
ㅤㅤ► - Что говорит Ваш сын Неджат о вашей новой страсти?
ㅤㅤ- Он был очень удивлён.
ㅤㅤ► - Где сумки продаются с Вашим именем, где мы можем их купить? Вы думали о том, чтобы начать интернет - продажи?
ㅤㅤ- Моя сумка продается только в бутике "Boutique Shiva". Возможно, могут быть будущие международные соглашения, они ведут переговоры для интернет - продаж.
ㅤㅤ► - После сериала "Вдребезги" Вы появились на экранах в роли Кёсем Султан.
ㅤㅤ- Мне нравится играть разные роли. Сначала я играла Гюльсерен, которая скромно жила в мире, а затем сыграла идеальную Кёсем Султан, это прекрасно! Это большое удовольствие - управлять дворцом. Когда Тимур предложил мне роль, я была безумно рада и даже не задумываясь согласилась. Внимание всего мира привлекает - это история могущества Османской империи. Сериал показывают во многих странах мира, в более чем 80 странах. Например, в этом месяце "Великолепный век. Кёсем" будет транслироваться в Японии.
ㅤㅤ► - "Великолепный век. Кёсем" заканчивается. Как Вы себя чувствуете?
ㅤㅤ- Да, 30-я серия будет финальной. Опять же, новая жизнь, разные истории. Моя миссия - быть женщиной в Турции. Передавать драму, борьбу. Я уже оцениваю новые проекты.
ㅤㅤ► - А что дальше, какой следующий шаг?
ㅤㅤ- Сейчас я занята, я отложила все собеседования и интервью до середины июня.
ㅤㅤ► - Вы сделали планы на отпуск?
ㅤㅤ- Мой сын Неджат вырос. Мы любим путешествовать и получать удовольствие. Неджат в прошлом году начал брать уроки испанского. Наша цель - это отпуск в Барселоне.
от-/novturznam
Отредактировано Эля (Вторник, 13 июня, 2017г. 19:55:56)
Поделиться645Воскресенье, 11 июня, 2017г. 09:35:02
Рыдван Айбарс Дюзей трепетно попрощался с сериальной Мамой!
Актёр, игравший шехзаде Ибрагима, выложил на своей
странице видео, где попрощался с сериалом, поблагодарил всех, кто с ним работал, и выразил то, насколько он счастлив, что встретил столько прекрасных людей!
Его сериальная "мама Кёсем Султан" не смогла остаться в стороне и оставила трогательный комментарий:
« — Мой дорогой, я тоже очень рада, что встретила тебя. Иди ко мне!»
Вот такое трогательное прощание.
publicfignia
Поделиться646Воскресенье, 11 июня, 2017г. 10:10:12
Новые персонажи
Кёпрюлю Мехмед-паша (15 сентября 1656 — 31 октября 1661)
Мехмед Кёпрюлю.
За последние 10 лет предшественники Мехмеда Кёпрюлю менялись 17 раз. Чтобы восстановить престиж должности великого визиря и дистанцировать его от дворцовых интриг, по наущению валиде-султан Турхан Хатидже нового великого визиря решили поискать за пределами дворцового окружения. 15 сентября 1656 года султан Мехмед IV назначил великим визирем Кёпрюлю Мехмеда, приняв все его условия.
Условия были следующие:
Решения великого визиря не будут пересматриваться
Великий визирь сможет самостоятельно назначать, поощрять и снимать с должности чиновников
Великий визирь сможет без совета султана принимать решения по жалобам
Никто во дворе не сможет вмешиваться в дела государства
Мехмед-паша пробыл у власти 5 лет. За это время он:
Провёл успешные морские и сухопутные сражения у Крита и Чанаккале против Венецианской республики
Присоединенил Лемнос и Тенедос к Османской империи
Подавил восстания секты Кадизадели
Успешно подавил бунт Эрдельского княжества (княжество Трансильвания)
Успешно подавил бунт Абаза Хасан-паши
Взял под свой контроль военных и политических деятелей
Остановил разрушающую традицию покупки должностей.
publicfignia
Поделиться647Воскресенье, 11 июня, 2017г. 10:16:50
«НЕЗАКОННЫЕ СЫНОВЬЯ» ОСМАНСКИХ СУЛТАНОВ ИЛИ ОЧЕРЕДНАЯ ФАЛЬСИФИКАЦИЯ СОЗДАТЕЛЕЙ «ВЕЛИКОЛЕПНЫЙ ВЕК. ИМПЕРИЯ КЁСЕМ»
Дабы развеять двусмысленность сказанного в сериале «Великолепный век. Империя Кёсем», внесём свои пояснения с точки зрения исторического контекста.
У османского султана не могло быть «законных» и «незаконных» детей. По причине полигамии, принятой в традиционном исламском восточном обществе, коим являлась в те времена Османская империя, одному мужчине (включая султана) разрешалось иметь до 4 законных жён по никаху (венчание в исламе) и неограниченное количество наложниц. Количество женщин зависело от достатка мужчины и уровня его доходов, т.к. полагалось, чтобы каждая из жён и наложниц была обеспечена всем необходимым на уровне, равном имуществу её соперниц.
Династические дома Европы, придерживающиеся христианского вероисповедания, имели как законнорожденных детей, рождённых в браке, так и бастардов – детей, рождённых вне брака. Именно данные дети и входили в категории «законных» - родившихся после заключения брака своих родителей, и «незаконных» - появившихся на свет без оформления брачных уз между матерью и отцом. Чаще всего, бастарды королей получали дворянское достоинство, герцогские и графские титулы, богатство, вассалов, наделы и крестьян, но не имели права наследовать престол после своих отцов, поскольку родились вне брака. Исключение составляли случаи, если в результате пресечения какой-либо династической линии трон мог занять новый правитель, который мог быть так же внебрачным ребёнком (к примеру, английский король Вильгельм Завоеватель, являвшийся бастардом своего отца, герцога Роберта Дьявола, или английская королева Елизавета I Тюдор, долго не признаваемая католической церковью законной дочерью своего отца Генриха VIII). Наличие такого количества внебрачных детей и существенное ограничение их прав объяснялись как невозможностью христианских монархов заключать полигамные браки с большим количеством женщин, так и с нежеланием европейских королей «дробить» свои государства между законными и незаконными детьми, что могло спровоцировать гражданские войны.
Подобное устройство семьи и семейной иерархии в корне отличалось от восточного общества, которому были присущи совсем иные ценности.
Исламские полигамные правители имели гаремы с десятками, сотнями и даже тысячами невольниц-рабынь, которые должны были выполнять функцию наложниц.
Зрителям «Великолепного века» уже известно, что стать султаншей и добиться признания окружения и власти в государстве такая рабыня могла только в том случае, если рожала монарху сына (или нескольких), а впоследствии добивалась высоких титулов вроде Хасеки Султан (любимица или даже жена правящего султана) или Валиде Султан (мать правящего султана), если мы рассматриваем конкретно пример Османской империи.
Наследником османского трона становился не старший по рождению сын, как было принято в европейских государствах, а тот из сыновей-шахзаде, к которому был более всего расположен султан-отец, или кто из сыновей обладал наибольшим влиянием в армии или чиновничьем аппарате. Порой случалось так, что мать данного шахзаде могла являться не женой по никаху, а наложницей падишаха, но это отнюдь не превращало её сына в «незаконного внебрачного» ребёнка, поскольку Османы никогда не рассматривали своих детей с данной точки зрения.
Все дети, родившиеся у османских султанов в законных браках с их жёнами или от отношений (пусть даже единичных) с наложницами, ПРИЗНАВАЛИСЬ И СЧИТАЛИСЬ (!!!) законнорожденными детьми, носили соответственно титулы шахзаде и султанш, и в полной мере включались в придворную жизнь без каких-либо недомолвок. С воцарением следующего султана, даже при условиях использования пресловутого братоубийственного «Закона Фатиха» ни один из казнённых шахзаде не лишался своего титула и положения, все они продолжали именоваться сыновьями покойного султана и обычно были захоронены подле своих родственников – отцов, дедов или братьев, что подтверждало их высокий статус.
Посему вопрос относительно того, насколько что изменила в законодательстве Кёсем Султан, несостоятелен: даже Кёсем Султан, при всём объёме своей власти, не могла изменить того порядка иерархии власти, что была привычна Османской империи в течение веков, от того названия «законного или незаконного шахзаде», призванные сценаристом сериала Й. Шахином неудачно скопировать придворную иерархию королевских домов Европы того времени, неудачны и неправомочны, а, попросту говоря, ошибочны и лживы.
Случай, приводимый в сериале по поводу мальчика, якобы рождённого у ещё шехзаде Ибрагима от наложницы, имел место в исторической действительности, но этот ребёнок не имел никакого отношения к султанской семье.
Уже в момент правления султана Ибрагима I в услужение к тогдашнему кизляр-аге (начальнику чёрных евнухов) Сюмбюлю-аге поступила на службу невольница. Девушка была куплена Сюмбюлем у персов за огромные деньги и отличалась красотой и изяществом. Сюмбюль-ага, купивший рабыню для султанского гарема, не смог подарить её султану по причине того, что рабыня не только не оказалась девственницей, но ещё и была беременна. Отец этого ребёнка остался неизвестен. Поскольку верховным евнухам султанского гарема не запрещалось иметь свои имения, богатство и даже гаремы, Сюмбюль-ага, пожалев девушку, забрал её к себе и впоследствии даже усыновил рождённого ею мальчика.
Желая поддержать мать приёмного сына и его самого, Сюмбюль, не сумев пристроить молодую женщину наложницей в гарем Ибрагима Безумного, привёл её в Топкапы в качестве кормилицы для маленького шахзаде Мехмеда, рождённого Хасеки Хадидже Турхан Султан.
Мальчики были практически ровесниками и росли вместе, потому Ибрагим, навещавший сына, знал и приёмного сына кизляр-аги, а, поскольку малыш был красив, смышлён и мил, султан привязался к нему, часто проводя с ним время и играя, обходя вниманием родного сына.
Внимание и забота, которыми баловал падишах приёмыша, вызывали обиду, ревность и злость у Хадидже Турхан Султан, и однажды она выместила накопившуюся горечь на матери мальчика и на нём самом. Ибрагим узнал об этом, что вызвало у него приступ такой дикой ярости, что он выхватил из рук Хадидже Турхан маленького сына Мехмеда и швырнул его в близлежащий фонтан (по другой версии – бассейн или искусственный пруд). Малыш не утонул, но очень сильно ударился головой о бортики, до крови рассёк лоб, что навсегда осталось будущему султану напоминанием в виде шрама.
Произошедший инцидент испугал и обеспокоил Сюмбюля-агу, поскольку тот справедливо опасался мести со стороны Турхан Султан, едва не лишившейся сына по его невольной вине. Кизляр-ага попросил у Ибрагима отставки, под предлогом паломничества в Мекку забрал наложницу с сыном и отбыл из Стамбула на корабле. Но их корабль попал в шторм, его отнесло к берегам Родоса, после чего корабль захватили мальтийские пираты, хозяйничавшие на Средиземноморье. Сюмбюль-ага был жестоко убит ими, женщина с мальчиком попали в плен, но вскоре и сама она умерла. Мальчик по ошибке был принят пиратами за сына султана Ибрагима, и разбойники надеялись получить за него огромный выкуп, но их надежды не оправдались. Ребёнок выжил, впоследствии был воспитан в христианской вере, получил сан священника и имя падре Оттомано в память о своём происхождении.
Ибрагим, узнавший о гибели Сюмбюля-аги и пленении бывшей рабыни с сыном, был в ярости и даже собирался напасть на Мальту, бывшую оплотом пиратов, но его отговорили от этой затеи, после чего, дабы навредить Венеции, закрывавшей глаза на действия мальтийских пиратов в Средиземноморье, он объявил поход на о.Крит, чьё завоевание затянулось для Османской империи на пятьдесят лет.
Подытоживая всё вышесказанное, обращаем внимание на то, что никаких «законных» и «незаконных» детей у османских султанов, что в последнее время демонстрируют нам создатели сериала, не было и быть не могло: все дети султанов, родившиеся от жён или наложниц, считались законными и законнорожденными, имевшими право на престол (мальчики) как де-юре, так и де-факто.
-publicfignia
Поделиться651Вторник, 13 июня, 2017г. 19:52:12
Очень скоро поклонники творчества известной турецкой актрисы Берен Саат снова смогут увидеть свою любимую актрису на экранах. Как стало известно, Берен после длительного перерыва после съемок в «Великолепном веке. Кесем» приняла предложение от компании Тимс&Б, а именно от Тимура Савджи и Бурака Сагьяшара. Уже сегодня продолжаются подготовительные работы к началу съемок нового сериала под названием «За пределом ночей», в котором на главную роль пригласили Берен Саат. Кроме того, ходят слухи, что в новом проекте также примет участие и Экин Коч. Поэтому вполне возможно, что звездная пара вновь предстанет перед поклонниками, только в другом образе
/kesemvv.com
Поделиться652Вторник, 13 июня, 2017г. 20:30:21
Османская империя. Воспоминания о Блистательной Порте
Владимир Дергачев
Геополитическая модель евразийской Османской империи принципиально отличалась от Древней Греции и Римской империи. Здесь голос Континента доминирует над голосом Моря. В этом отношении османы наряду с русскими являются преемниками Тюркского каганата и Монгольской империи. Геополитический ландшафт Османской империи — это пространство степи-океана, рубежи которого выходят к средиземным, внутренним и окраинным морям двух океанов.
Продвижение османов на север ограничивалось не только природными границами степи, но и религиозными традициями. Согласно Корану мусульманин должен дважды молиться — на рассвете и через два часа после захода солнца. При непродолжительных северных летних ночах это приводит к расстройству здоровья.
Воодушевленный историей «завоевателя пространства» Александра Македонского, турецкий султан Сулейман Великолепный загорелся идеей создания мировой империи на основе объединения земель и народов Востока и Запада. Однако султан потерпел неудачу с осадой Вены, а вторая попытка взятия дунайской столицы в 1863 году навсегда подорвала престиж османских турок в качестве непобедимой нации. Вместе с тем Османская империя отличалась исключительным долголетием — существовала шесть столетий, из них четыре века продолжалось господство над православными христианами. И это на фоне эфемерности многих держав, созданных степными завоевателями. Империя западных гуннов, ураганом пронесшихся по Европе, распалась со смертью Аттилы. Авары всего несколько десятилетий господствовали над славянскими племенами и были уничтожены Карлом Великим. Длительное господство османов объясняется Арнольдом Тойнби особенностями империи, созданной степными кочевниками.
Степь и море дают простор для передвижения, являются природным фундаментом транспортных коммуникаций. Торговые караваны бороздят пространство степи как флотилии морских каравелл. Кочевники всегда находятся перед вызовом степи. На ментальность кочевника оказывает сильное воздействие особенности хозяйственного уклада. Земледелец выращивает и потребляет хлеб. Кочевник в отличие от земледельца не может осуществить непосредственную утилизацию растительный продуктов. Основа степной экономики — животноводство. Скудная и грубая растительность степных угодий пригодна только для животных, дающих человеку молоко, мясо и шкуры для одежды. Такая непрямая утилизация степной растительности стимулировала развитию у кочевников ума и воли. Кочевник в соответствии со временами года должен постоянно искать в степи корм для скота и перемещаться через немалые расстояния вместе с семьей и имуществом. Суровые природные условия не только развили у кочевников самообладание, физическую и нравственную выносливость. Они превратили их в рабов степи — вечных узников климатического и вегетационного циклов. Резкое изменение климата (засуха) или внешний вакуум, образовавшийся в результате надлома или распада земледельческого общества, выталкивали кочевника из степи. И здесь на других землях появлялся великий соблазн победителя — «подарить» покоренным народам свои правила поведения. Одним словом, пастухи переквалифицировались в пастырей и ... терпели крах. У них не оказывалось помощников, с помощью которых можно было управлять поданными по испытанной и привычной для них схеме.
Модель степного общества включает не только пастуха и стадо, но и животных, исполняющих роль помощников человека (собака, верблюд и лошадь), требующих в отличии, например, от овцы и коровы не только приручения, но и обучения. Османы управляли империей с помощью обученных рабов, что и стало залогом мощи режима. Претендующие на трон сыновья султана женились только на рабынях. Как в степи кочевник выращивал новую породу от лучших представителей стада, так и турецкие падишахи воспитывали своих детей от специально отобранных женщин-рабынь. На оттоманской системе рабства формировалась и государственная элита. Проблем с «материалом» не было — существовал обширных рынок рабов. В Средиземноморье совершались регулярные рейды вдоль берегов Западной Европы, а крымские татары совершали набеги от Причерноморья до Польши и Московской Руси. Среднегодовой вывоз рабов из Крыма в Стамбул достигал двадцать тысяч человек.
На этой степной философии был заложен крепкий фундамент государственного устройства Османской империи, что особенно проявилось в формировании привилегированного сословия.