Тема для исторических фактов и других интересных сведений
КЕСЕМ СУЛТАН ИСТОРИЯ, ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ, СВЕДЕНИЯ и т. д.
Сообщений 661 страница 690 из 1000
Поделиться661Вторник, 10 мая, 2016г. 21:11:41
Будущие Султаны ОИ Мурад IV и Ибрагим I.
magnificent_vek
Отредактировано Эля (Вторник, 10 мая, 2016г. 21:12:58)
Поделиться662Вторник, 10 мая, 2016г. 21:24:19
Бурак Дакак, исполнитель роли Шехзаде Мехмета
mahpeyker_sultan
Поделиться663Среда, 11 мая, 2016г. 18:21:00
В районе Джиганхир репортеры встретили Экина Коча который встречался со своими друзьями. Актер рассказал, что в настоящее время собирается отдохнуть от съемок и от напряжения, которое было из-за ситуации с рейтингами, а потом намерен продолжить карьеру в этом же направлении. «Раньше совершенно не было времени на встречи с друзьями и личную жизнь, теперь можно расслабиться». Коч сказал что ему хотелось чтобы проект стал популярен и в Турции, а так как в адрес сериала «Кесем Султан» было много негатива его такая ситуация огорчала. «Зрители критиковали не только сюжет и других актеров, но и меня тоже. Не очень приятно», - сказал Экин.
Отредактировано Эля (Четверг, 12 мая, 2016г. 19:30:27)
Поделиться664Среда, 11 мая, 2016г. 18:33:54
Хюлья Авшар (Сафие султан) в 30 серии (через 4 серии) покидает сериал когда полностью закончится эпоха султана Ахмеда 1. Новый сезон начнется с правления султана Мурада4
По материалам турецкой газеты Milliyet
vek4you
Поделиться665Четверг, 12 мая, 2016г. 19:37:37
Мусский И.А. "100 великих диктаторов"
Глава: МУРАД IV (1612–1640)
Турецкий султан с 1623 года. Реорганизовал и укрепил армию, провел реформу суда. Невероятно жестокое правление Мурада IV восстановило порядок в Османской империи.
После смерти османского султана Сулеймана Великолепного в 1566 году Османская империя, владения которой включали огромные территории Северной Африки, весь Ближний Восток, Балканы и Юго-Восточную Европу, вступила в полосу длительного кризиса и внутреннего разброда.
В это время дела государства нередко оказывались в руках теневых фигур — султанш и слуг, евнухов гарема. Период второй половины XVI и начала XVII веков в османскую историю вошел как «Султанат женщин». Интриги и соперничество, свойственные гаремной жизни, переносятся теперь и на политику империи.
Властной гаремной правительницей была Кесем-султан, гречанка, жена султана Ахмеда I (правил в 1603–1617 годах), мать султанов Мурада IV и Ибрагима I (1640–1648), которая свыше тридцати лет оказывала влияние на государственные дела.
Очевидно, именно она добилась отмены бытовавшего в Османской династии страшного обычая умерщвлять всех братьев и других мужских родственников вступившего на престол султана.
Так сын Сафийе Мехмед III при воцарении уничтожил 19 братьев, сыновей рекордно плодовитого Мурада III. И это при том, что многих из его детей унесла свирепствовавшая тогда в Стамбуле чума.
Кесем-султан сумела защитить от старшего брата своего младшего сына Ибрагима, и после этого обычай убийства братьев был отменен. Старший же ее сын, турецкий султан Мурад IV, вошел в историю как личность довольно мрачная, жестокая до свирепости. Но именно ему удалось вывести страну из хаоса, в котором она находилась в начале его правления.
Мурад был провозглашен султаном в 1623 году, после кровавой расправы военщины с султаном Османом II (1622) и сумасшествия султана Мустафы (1623). Таким образом, Мурад IV, 11-летний мальчик, еще не видевший жизни, совершил свой первый торжественный въезд в Стамбул.
Юный султан, опоясанный мечом в мечети Эюба, проследовал в Сераль, где совершил молитву ради того, чтобы его служение в качестве высшего правителя было угодно Аллаху и его народу. Затем, соблюдая обычай восходивших на трон султанов, он проследовал в имперскую казну. Здесь, как гласит запись Эвлии, «не было видно никаких сосудов из золота и, кроме ненужного хлама, обнаружилось лишь шесть мешков монет (30 000 пиастров), сумка с кораллами и сундук с китайским фарфором».
Увидев это, султан Мурад наполнил казну своими слезами и, дважды склонившись в молитве, сказал: «Иншаллах („даст Бог“), я заполню эту казну богатством тех, кто их украл, и наполню еще пятьдесят хранилищ в дополнение к этому». Мурад умудрился найти 3040 мешков денег в своей собственной частной казне, которые по его приказу раздали янычарам в течение месяца после его восхождения на трон.
Прошло почти десять лет, прежде чем Мурад стал достаточно взрослым, чтобы лично взять в руки бразды правления. В первые годы своего царствования он был игрушкой дворцовых и гаремных интриг, в которых верховодили его мать — Кесем-султан и ее сподручный, главный евнух султанского гарема Мустафа-ага.
К 1632 году положение в стране и ее столице стало критическим. Бунтовали янычары и другие военные подразделения Стамбула, начались выступления в провинциях империи, многие отряды совершали походы на Стамбул. В самой столице царили бандитизм, грабежи и разбой. Недовольные жители столицы также начинали бунтовать, раздавались требования низложения султана, неспособного навести порядок.
Воспользовавшись смутой, персы вернули себе Багдад и провинцию Эривань. Восстали крымские татары, захватив в плен так много турок, что их рыночная цена упала до стоимости порции бозы — напитка из перебродившего проса. А промышлявшие мародерством казаки совершали набеги на Черноморское побережье, проникая в Босфор и угрожая непосредственно пригородам столицы.
То, в чем государство османов нуждалось при данных обстоятельствах — это власть тирана, чтобы обуздать насилие и заставить уважать власть закона. Именно в такого правителя со временем превратился Мурад IV, за что был назван турецким Нероном. По словам Эвлия Челеби, наблюдательного турецкого писателя и путешественника, пользовавшегося покровительством двора, «Мурад был наиболее кровавым из всех османских султанов».
Никогда еще не было турецкого правителя, считает Эвлия, «столь атлетичного, так хорошо сложенного, столь деспотичного, столь страшного для его врагов или столь возвеличиваемого». Ходило множество легенд о его физической силе. Мурад был настолько сильным стрелком из лука, что мог пустить стрелу дальше пули, выпущенной из ружья, так, что она могла пробить лист металла толщиной в четыре дюйма, столь умелым метателем копья, что мог легко пронзить щит, сделанный из десяти верблюжьих шкур. Он мог метнуть дротик на немыслимое расстояние и однажды таким образом убил ворона, севшего на минарет в миле от него. Как наездник, каждый день демонстрирующий на ипподроме свое умение сидеть в седле, молодой султан мог легко перепрыгнуть на полном скаку с одной лошади на другую.
Хвастаясь силой своих мускулов, он был вызывавшим восхищение борцом «подобно самому пророку Мухаммеду». Эвлия заявляет, что он однажды видел, как султан поднял над головой двух своих дюжих оруженосцев и швырнул их — одного в правую, а другого в левую стороны. Однажды, играючи, он схватил самого Эвлию в качестве своей жертвы. «Он схватил меня, подобно орлу, за пояс, поднял над головой и раскрутил так, как это делают дети, когда крутят что-то над головой». Наконец Мурад со смехом отпустил его и дал в награду 48 золотых монет.
В ближайшем окружении султана появились люди, предлагавшие ему различные рецепты исправления и успокоения общества, суть которых сводилась, как правило, к устранению ненужных, по их мнению, новшеств и возвращению к порядкам, существовавшим при султане Сулеймане Великолепном, время которого тогда прославляли как золотой век Османского государства. Подлинным манифестом таких настроений была знаменитая «Записка» Кочибея, поданная султану в 1631 году.
Возможно, что именно она подтолкнула Мурада к активным действиям и предложила ему выход из положения. В 1632 году недовольные режимом сипахи потребовали выдачи семнадцати чиновников и фаворитов султана, включая великого визиря Хафиза Ахмед-пашу, а также муфтия.
Новый визирь, Реджеб-паша стал убеждать юного султана выполнить требования бунтовщиков. «Лучше голова великого визиря, чем голова султана». Султан, приняв делегацию сипахов и янычар, обратился к ней со страстной речью, умоляя их не ронять достоинства халифата жаждой крови. Но увещевания не помогли. Тогда Хафиз решил принести себя в жертву и направился в сторону своих палачей. Он сопротивлялся им, свалив первого из нападавших, но остальные набросились на него с кинжалами, нанеся 17 ран. После этого янычар отрубил ему голову.
Султан, тронутый до слез мужественным поступком своего друга, заявил толпе: «Если будет воля Аллаха, вас ждет ужасное возмездие, вас, низкие убийцы, не страшащиеся Аллаха и не испытывающие чувства стыда перед пророком». Не приняв его слова всерьез, мятежники добились смещения муфтия и продолжали в открытую обсуждать вопрос о судьбе самого Мурада. Но их ряды были снова расколоты, не только как в прошлом, между янычарами и сипахами, а также между экстремистами и небольшой частью умеренно настроенных, шокированных воцарившимся разбоем.
Мурад, опасаясь, что его может постичь судьба султана Османа, начал проводить политику «убей или будешь убит». Узнав, что подстрекателем восстания был Реджеб-паша, Мурад приказал отрубить предателю голову. Приказание было исполнено, а труп Реджеба выбросили за ворота дворца. Зрелище вызвало ужас у группы мятежных солдат, сопровождавших своего господина.
С последним вздохом Реджеба и началось настоящее правление Мурада IV, свободного теперь от ига визирей и материнской опеки. Власть чиновников была сломлена. Следующим шагом он подчинил себе армию. С этой целью султан созвал на берегу Босфора публичное заседание дивана. В результате янычары и сепахи дали ему клятву на верность. Затем султан встретился с судьями. Они обязались бороться со злоупотреблениями и восстановить законный порядок.
При содействии янычар и поддержке народа было организовано массовое уничтожение вооруженных банд. По приказам султана его люди прочесывали Стамбул, выслеживая предателей и вожаков восстания, казня их на месте мечами или расстреливая из луков и сбрасывая их тела в Босфор. Войска, лишенные своих лидеров и союзников, были запуганы и хранили молчание.
Султану удалось также избавиться от наиболее одиозных фигур в своем окружении, запятнавших себя коррупцией и другими злоупотреблениями. Страшный пожар в Стамбуле (выгорела почти четверть этого огромного города) был объявлен знамением Аллаха, наказывавшего за отступничество от шариата.
При Мураде IV был установлен жесткий контроль над всеми слоями населения.
Строжайшим образом было запрещено употребление спиртных напитков. Запрет на вино, содержавшийся в Коране, священной книге мусульман, — это традиционный запрет, которого придерживались во всех мусульманских обществах. Очевидно, именно поэтому там широко распространился другой тонизирующий напиток — кофе. В Cтамбуле он впервые появился в 1555 году. Мурад IV запретил потребление кофе, закрыл все кофейни и питейные заведения, считавшиеся рассадником свободомыслия.
Мурад объявил незаконным курение табака. Нарушители, застигнутые ночью за курением трубки, употреблением кофе или распиванием вина, рисковали быть тут же повешенными или заколотыми. Застав однажды за курением садовника и его жену, Мурад отрубил им ноги и выставил на публичное обозрение, оставив несчастных истекать кровью.
Его чудовищно жестокие поступки стали легендой. Он отрубал головы всем, кто попадал под малейшее подозрение. Один венецианец решил надстроить свой дом дополнительным этажом и был за это повешен, потому что Мурад решил, что иностранец намеревается шпионить за султанским гаремом. Француза, встречавшегося с турецкой девушкой, по приказу Мурада посадили на кол. Султан многие часы проводил, осуществляя свое право на десять невинных душ в день, стреляя из аркебузы по прохожим, оказывавшимся слишком близко от его дворца. Однажды он утопил несколько женщин, повстречавшихся ему на лугу, из-за того, что они слишком громко смеялись.
Он убил одного из своих врачей, заставив того принять сверхдозу опиума. Он пронзил насквозь посыльного, ошибочно сообщившего ему, что султанша родила сына, тогда как на самом деле родилась дочь. Он обезглавил своего ведущего музыканта только за то, что тот исполнял персидскую мелодию и тем самым, по мнению тирана, прославлял врагов его империи. Утверждают, что за пять лет по его приказаниям были загублены 25 000 человек, многие из них приняли смерть от его руки.
Тем не менее тирания Мурада спасла его империю от гибели. Был положен конец всевластию местных тиранов. Его невероятно жестокое правление восстановило порядок. В казармы вернулась дисциплина, в суды — справедливость. Мурад реорганизовал и укрепил армию, вынашивая планы военной реформы. Он провел реформу суда, увеличил доходы империи, лишил сипахов их привилегий в управлении частными фондами и другими правительственными учреждениями. Мурад устранил лазейки для злоупотребления в феодальном землевладении и проявил законодательную инициативу по надлежащей защите крестьянства.
После пяти лет борьбы было подавлено восстание в Малой Азии. Вождь бунтовщиков Абаза был помилован султаном, разделявшим его ненависть к янычарам. После срока службы в качестве губернатора Боснии Абаза был вызван в Стамбул, чтобы служить в качестве их начальника — аги. Он исполнял свои обязанности без чувства жалости.
Но Абаза перестал быть фаворитом из-за интриг его врагов, которые настроили Мурада против губернатора и довели дело до казни.
Весной 1635 года султан начал военную кампанию в Азии. Каждая остановка оборачивалась жестокой резней его чиновников, толпами собиравшихся в тревожной надежде поцеловать стремя султана. После торжественного въезда в Эрзурум в рядах своих янычар и сипахов султан отправился отбивать у персов Эривань. В войсках им поддерживалась строжайшая дисциплина, его военачальники пользовались уважением, а он делил с воинами все тяготы походной жизни. Мурад вдохновлял командиров на подвиги и поощрял воинов подношениями в виде серебра и золота.
После Эривани он направил чиновников подготовить свой победоносный въезд в Стамбул. Султан также дал им секретное поручение задушить двух своих братьев. И снова в самом начале лета 1638 года на холмах Скутари султан Мурад водрузил семибунчуковый имперский штандарт и начал свою вторую и последнюю военную кампанию. По давней традиции, Багдад должен быть захвачен лично сувереном.
Оборона города имела хорошую организацию и велась обученными мушкетерами. Только после 40-дневной осады крепость пала, уступив умелому руководству Мурада. Захват города сопровождался массовой резней как войск, так и населения. Султан приказал перерезать весь гарнизон в количестве тридцати тысяч человек, после чего вернулся домой, чтобы совершить свой второй триумфальный въезд в Стамбул.
На этот раз он надел наряд из персидских лат с наброшенной на плечи леопардовой шкурой, и его сопровождали 22 персидских военачальника, закованных в цепи. Вскоре с Персией был подписан мир. Багдад отходил к Турции, но Эривань возвращалась персам.
Мурад основательно занялся возрождением военно-морской мощи турецкого флота. Вероятно, он замышлял войну против Венеции. Но болезнь помешала ему воплотить свои грандиозные планы в жизнь.
Когда Мурад понял, что состояние его безнадежно, он решил остаться в истории последним владыкой своей династии. Султан отдал распоряжение казнить своего единственного оставшегося в живых брата Ибрагима, наследника по мужской линии дома Османов. Его жизнь была спасена благодаря вмешательству султанши Валиде. Мурада заверили, что его брат умерщвлен.
В начале 1640 года Мурад IV скончался после продолжавшейся две недели лихорадки в возрасте двадцати восьми лет под соответствующие случаю молитвы в присутствии имама.
Мурад IV остался в истории как фигура противоречивая: сильный правитель, наведший в стране порядок, казалось бы, в безвыходной ситуации, расширивший пределы своей державы, но и оставивший о себе память, связанную с казнями, террором, шпионажем, а потому внушавший и современникам и потомкам мистический ужас.
vek4you
Отредактировано Эля (Пятница, 13 мая, 2016г. 16:49:27)
Поделиться666Четверг, 12 мая, 2016г. 19:51:30
Хасеки султана Мехмеда III и валиде султана Мустафы I
Имя матери султана Мустафы точно неизвестно. В рукописях датированных 1297 годом от Хиджры (по нашему в 1878г.) постоянно упоминается имя "Халиме султан" как матери султана Мустафы.
Во всех источниках обычно ее называют "Валиде султан хана Мустафы". Несмотря на тот факт, что ее сын дважды восходил на трон, о его матери имеются очень скудные данные. Предположительно родом с Кавказа, родилась в 1574 году в благородном семействе. Когда и как попала во дворец неизвестно. В гареме получила хорошее образование. Из-за того, что ее сын очень мало правил и о ней нет достоверной информации, ее иногда путают с Хандан султан. Если бы матерью Мустафы, так же как и Ахмеда, была Хандан султан, то тогда не было бы необходимости менять валиде когда ее другой сын сел на престол.
Халиме султан стала наложницей шехзаде Мехмеда, который впоследствии стал султаном Мехмедом III, в 1590 году когда тот находился в санджаке в Манисе. В 1592 году во дворце Манисы родился шехзаде Мустафа. Были ли у нее другие дети кроме Мустафы неизвестно.
После смерти брата, султана Ахмеда I, шехзаде Мустафа занял престол как самый старший шехзаде в семье. Несмотря на старания матери и государственных деятелей, дела в государстве шли плохо. По этой причине Мустафу низложили и валиде султан была вынуждена уехать в старый дворец. Но через 4 года , после восстания янычар и убийства султана Османа II, Мустафа во второй раз был посажен на трон. Валиде вновь вернулась во дворец Топкапы и заняла место рядом с сыном. Но ненадолго. Расстройство рассудка султана стало причиной того, что некоторые государственные деятели стали досаждать валиде султан так как в казне не осталось средств из-за того, что постоянно пришлось деньгами успокаивать янычар.
Для того, чтобы разрешить сложившуюся ситуацию, государственные деятели собрались и решили вместо султана Мустафы посадить на трон старшего сына султана Ахмеда I, шехзаде Мурада.
Халиме султан была в курсе плохого состояния государственных дел и болезни сына и по этой причине их решению не противилась при условии сохранения жизни ее сыну. Халиме султан, зная что Мустафу пытались убить и султан Ахмед и султан Осман, очень боялась за жизнь сына. После низложения, султан Мустафа прожил 15 лет в заточении. Умер 20 января 1639 в возрасте 48 лет.
После низложения сына, валиде султан отправилась в старый дворец. Во времена правления сына, она получала 3 тыс акче, после поселения в старый дворец стала получать 2 тыс акче. Сколько еще лет прожила и когда умерла неизвестно.
Из-за краткого правления ее сына, Халиме султан ни в какой деятельности не замечена. По этой причине описывать ее личные качества не представляется возможным. Но тот факт, что она дважды согласилась на свержение сына ради спасения его жизни, говорит о ней как о нежной матери.
Ахмет Шимширгиль "Валиде султанши и гарем"
P.S.
"Я лишь пытаюсь выжить ибо шехзаде одному в этом дворце остаться в живых не представляется возможным."
@Халиме султан из сериала "Кёсем султан".
Поделиться667Четверг, 12 мая, 2016г. 20:17:11
Через четыре серии роль Хулии Авшар в турецком сериале «Кесем Султан» закончится, об этом сообщили в программе «Между нами женщинами». Поколение Ахмеда закончится окончательно с выводом большинства всех «родственников» в том числе и Сафие султан, и начнется новая эпоха – султана Мурада и Кесем, которая станет при нем регентом. Хулия Авшар до участия в этом проекте на протяжении десяти лет не снималась в сериалах и фильмах. Сама артистка пока не комментировала, чем будет заниматься после окончания съемок.
Судьба Берен Саат пока неизвестна.
Отредактировано Эля (Пятница, 13 мая, 2016г. 17:07:44)
Поделиться668Четверг, 12 мая, 2016г. 20:18:33
Прошлой ночью актриса Берен Саат пребывала в районе Галате у своих близких друзей. Она приехала после съемок и находилась в гостях до трех ночи, после чего вышла и быстро села в машину. Вспышки фотокамер она проигнорировала, но сев в машину е могла скрыть улыбку на лице. Было видно, что актриса пребывала в хорошем настроение после визита. Шофер ждал Берен в машине рядом с домом и быстро завел автомобиль, когда она вышла. Отвечать на вопросы репортеров звезда отказалась. Супруга с ней в этот вечер не было.
Поделиться669Пятница, 13 мая, 2016г. 17:04:34
Исполнительница роли Айше Хафса Валиде Султан Небахат Чехре была приглашена на программу «Жизнь начинается». Актриса в очередной раз затронула тему нового сериала от Тимура Савджи «Великолепный век. Кесем Султан» и сообщила что она довольна игрой многих актерах и в том числе Экина Коча. «Сказано было много очень. Мне кажется, что Экина Коча ждет блестящее будущее, мне понравилось, как он исполнил роль Султана Ахмеда». Также актриса рассказала о своей жизни и о карьере, вспоминала старые съемки с Берен Саат.
Поделиться670Суббота, 14 мая, 2016г. 14:59:02
Покинул проект....
Кадыр Догулу покинул проект "Великолепный век. Кесем". О его уходе сначала сообщила его менеджер Гайе Сокмен со словами: "Дорогой Кадыр, до встречи в новом проекте". А после этого новостью поделился сам актер, написав: "Я покидаю проект, начиная с 26 серии. Для меня это в последний раз! Спасибо всем, кто смотрел и тем, кто смотря, относился с понимаем! До встречи в новом сезоне с новой историей! С любовью..."Летом Догулу сыграет главную роль в сериале АйЯпым.
- turk_dizileri
Отредактировано Эля (Суббота, 14 мая, 2016г. 18:12:14)
Поделиться671Суббота, 14 мая, 2016г. 15:10:29
Боран Кузум(Мустафа) был замечен вместе с девушкой в районе Бебек. Увидев перед собой журналистов, актер сильно удивился и отдалился от своей девушки. Все вопросы прессы парень оставил без ответов.
- turk_dizileri
Боран Кузум со своей подругой по университету им. Мимара Синана - Нихаль Ишиксачан
Отредактировано Эля (Понедельник, 16 мая, 2016г. 17:46:29)
Поделиться672Суббота, 14 мая, 2016г. 16:05:07
Гюрджан Арслан(Фахрие) была замечена в районе Нишанташи. Актриса шла пешком, смотря на телефон, а увидев перед собой журналистов, сказала, что они ее сильно напугали.
Арслан ответила на несколько вопросов: «Пока не решила, на какое предложение согласиться. Отдыхаю, в общем. Не будем загадывать о карьере, если появится проект то сообщу».
- turk_dizileri
Отредактировано Эля (Суббота, 14 мая, 2016г. 18:04:07)
Поделиться673Суббота, 14 мая, 2016г. 17:36:01
Айше (Фахрие) Султан
Айше Султан родилась приблизительно в 1570 году и была старшей и самой любимой дочерью османского султана Мурада III и его любимой наложницы Сафие Султан. По некоторым данным, у Айше было более пятидесяти братьев и сестёр, многие из которых скончались в младенчестве или детстве. В декабре 1574 года умер дед Айше, султан Селим II, и девочка вместе с гаремом отца была перевезена во дворец Топкапы в Стамбуле. По настоянию матери Айше получила хорошее образование.
В мае 1586 года Айше вышла замуж за серба Дамата Ибрагима Пашу, который затем трижды становился великим визирем. Свадебные торжества были весьма пышными и длились несколько дней. Вскоре после свадьбы Айше переехала в собственный дворец, однако часто навещала родителей в Топкапы. В 1595 году умер отец Айше и на трон взошёл старший из её братьев, Мехмед III. Помимо Мехмеда, к тому моменту в живых оставались ещё девятнадцать сыновей Мурада III и все они были казнены новым султаном. С восшествием на трон Мехмеда Сафие Султан получила огромную власть. Айше поддерживала мать, однако особого интереса к политике не проявляла. По просьбе Сафие в 1596 году муж Айше был назначен великим визирем; на этом посту он пробыл до октября 1596 года, но в декабре вновь стал великим визирем. В последний раз Ибрагим был назначен на главный пост государства в январе 1599 года, а 10 июля 1601 года он умер в военном лагере под Белградом. Айше осталась бездетной вдовой. Вскоре после смерти супруга Айше вновь вышла замуж: её избранником стал новый великий визирь — Йемишчи Хасан Паша. В браке с Хасаном Пашой в 1603 году родился единственный ребёнок Айше — сын Мехмед, который впоследствии также, как и отец, стал великим визирем Османской империи. В октябре 1603 года Йемишчи Хасан Паша был казнён; вскоре после этого Айше вышла замуж за Гюзельдже Махмуда Пашу. Брак был бездетным.
Айше Султан умерла 15 мая 1605 года в собственном дворце в Стамбуле и была похоронена в тюрбе отца в мечети Ая-Софии. Айше Султан была известна своей благотворительностью. В своём завещании она распорядилась освободить всех своих рабов и рабынь; выплатить 10 000 акче в качестве штрафов за людей, оказавшихся в тюрьме за долги менее 500 акче; 2 000 акче Айше завещала раздать беднякам, больным и сиротам в столице; остальные деньги она завещала раздать беднякам в священных городах Мекке, Медине и Иерусалиме. Также была выделена крупная сумма для выкупа женщин-мусульманок, взятых в плен.
Информация взята из Википедии.
public.vel_vek_kosem
Поделиться674Суббота, 14 мая, 2016г. 21:04:00
за кадром
mahpeyker_sultan
Поделиться675Суббота, 14 мая, 2016г. 21:07:41
Евнух гарема султана Ахмеда I Хаджи Мустафа ага - это реальный исторический персонаж. Он происходит из земель нынешней Боснии и Герцеговины из села Жабицы (Žabica) из семейства Козлич. Он пользовался уважением в Кёсем султан и умел решать все ее споры с конкурентками: Сафие, Махфируз и Халиме. Также он немало усилий приложил к возведению Ахмедом I Голубой мечети, которая считалась самым дорогим благотворительным проектом того времени, за что на султана со стороны духовников сыпалось много критики. Но и и эту проблему смог решить Хаджи Мустафа ага. В надписи над входом в Голубой мечети после упоминания староосманской набожности и величества султана Ахмеда I речь идет о содействии Хаджи Мустафы аги, как будто бы он был одним из основателей этого проекта. Впоследствии Хаджи Мустафа ага построил мечеть, школу и караван-сарай в своем родном селе. Он также способствовал людям искусства в Османской империи.
"Роксолана: мифы и реалии" А. Шутко
mahpeyker_sultan
Поделиться676Суббота, 14 мая, 2016г. 21:34:21
Журналистка родом из Нововолынска расскажет всю правду о Роксолане
Журналистка родом из Нововолынска, кандидат искусствоведения Александра Шутко 23 апреля на «Книжном арсенале» в Киеве представила второе издание (дополненное) своей книги «Роксолана: мифы и реалии». В ней — еще больше интересной информации из жизни Роксоланы и ее потомков. Содержание книги дополнено новыми редкими иллюстрациями и фотографиями эпохи правления османов.
Роксолана
Факты и достоверная информация из архивных документов, османских летописей и археологических раскопок изрядно заинтересовали украинцев, которые за полгода раскупили первое издание этой книги. Ее автор, применяя свой журналистский и научный опыт, а также знания восточных и западноевропейских языков, собрала не только сведения из первоисточников, но и комментарии по этому поводу турецких, британских, польских и американских ученых.
Таким образом удалось развеять мифы о большом патриотизме Роксоланы, ее эмансипацию в османском обществе и большое влияние на историю Украины. «Письма Роксоланы к султану Сулейману и дипломатическая переписка с польским королем указывают на то, что она позиционировала себя исключительно как венценосное лицо Османской империи, болела за интересы этого государства и своих детей. Поэтому и хотела армии султана Сулеймана блестящих побед над неверными, то есть над своими братьями по вере христианами. А еще в ее окружении в виде дипломатов и наставников сыновей были отуреченные поляки из благородных семей. Сведений о приближенных к ней украинцах не существует», — отмечает Александра Шутко.
Роксолана стала владычицей в гареме султана Сулеймана. На государственные дела же не имела большого влияния, как принято считать. Это уже позже ее последовательницы, жены султанов Нурбану, Сафие и Кёсем непосредственно руководили государством, через своих сыновей-султанов, утверждает А. Шутко. Последней была украинка родом из Подолья Надежда, то есть Хатидже Турхан, которую в Турции уважают за то, что она как мать малолетнего султана Мехмеда IV через 5 лет правления отказалась от практики вмешательства в государственные дела, передав их великому визирю Кьопрюлю Мехмеду-паши. Поэтому прекратила такое явление, как «Женский султанат», основанное Роксоланой. О происхождении и месте в истории османов Хатидже Турхан также говорится в книге «Роксолана: мифы и реалии».
В истории Османской империи было по меньшей мере три украинки, которые стали матерями султанов: Роксолана, Хатидже Турхан и Шехсувар-султан, которая родила султана Османа ІІІ. Она, как и две ее землячки, похоронена в специально возведенном для нее мавзолее на территории мечети Нуросмание в Стамбуле. Кроме биографии этих женщин, автор книги приводит сведения о других украинках, которые в течении 600 лет пополняли гаремы османских султанов.
poluostrov-news.
Поделиться677Суббота, 14 мая, 2016г. 22:05:07
Самая богатая женщина Османской империи Роксолана и мифы о бесправии мусульманок
Леся ШУТКО 27.03.2016
Европейцы привыкли считать женщин времен Османской империи бесправными существами, изолированными от мира в гаремах мужчин. Но так ли это было на самом деле?
Чтобы ответить на этот вопрос, предлагаем рассмотреть протоколы османских судов, касающиеся имущественных и семейных споров женщин.
Судебная статистика
Cемейное право османов основывалось на принципах не только мусульманского, но и местного обычного права, в основе которого лежат предписания духовных лиц и судей (фетвы), воспринимающиеся как прямое руководство к действию. Изучая реестры судебных дел османских судов, исследователи отмечают наличие большого количества споров с участием женщин в качестве истцов. «В подавляющем большинстве они показывают, что эти женщины были осведомлены о своих законных правах и активно отстаивали их в судах», — говорит турецкий историк, писательница американского происхождения Аслы Санджар.
В основном женщины обращались в суд для урегулирования вопросов, связанных с браком и его расторжением (Коран разрешает развод супругов), решения имущественных споров и получения гарантии своего финансового обеспечения. Когда они не добивались справедливости в местных судах, отправлялись в Стамбул со всех уголков Османской империи, чтобы подать жалобу в Высший государственный совет непосредственно султану.
Израильский профессор Хайм Гербер, исследовавший судебные реестры османов XVII и XVIII веков,Османская миниатюра "Женщины жалуются кадию на мужчин" утверждает, что 77% всех
судебных разбирательств с участием женщин выигрывали именно женщины. Одной из причин такого доверия было то, что суд являлся их покровителем. «Женщины в Османской империи нуждались в защите и поддержке своих прав, — считает австралийский профессор-востоковед Ивон Сенг, — а у кадиев (местных османских судей) была такая обязанность как защита слабых и беззащитных. Поэтому неудивительно, что суды поддерживали женщин в эффективном отстаивании ими своих прав».
Недействительный брак
Не так давно в Украине активно обсуждалась свадьба в Дагестане 57-летнего главы районного РОВД Нажуда Гучигова и 17-летней жительницы чеченского села Байтарки Луизы Гойлабиевой, к которой было приковано внимание не только российских, но и украинских СМИ. Ведь на ней присутствовал лично Рамзан Кадыров. Вид несчастной невесты не оставил равнодушными многих украинцев, которые в большинстве случаев все списывали на жестокие законы ислама, мол, женщина в мусульманском мире бесправна, поэтому ее мнения насчет брака никто и не спрашивает.
Но это не так. К примеру, в Османской империи по традиции девушку действительно выдавал замуж отец, в его отсутствие это мог делать дед, брат или другой родственник мужского пола. Если у невесты их не было, такие обязанности исполнял кадий, то есть османский судья. Взрослая женщина могла делать это без каких-либо представителей. Во всех случаях для юридической действительности брака обязательно требовалось согласие невесты. В судебной практике османских судов активно рассматривались споры женщин, которые не желали выходить замуж против своей воли.
Писарь
Вот один из таких примеров из судебного реестра кадия Амасьи 1624 года. Суть дела такова: отец девушки Хиджи Боли бинт Хусейн из села Салурджу Дере провинции Амасья выдал ее замуж за Сипахи Мехмед-бея (кавалериста, представителя служивого дворянства). Узнав об этом, девушка тут же пожаловалась кадию, желая расторжения этого брака, согласия на который она не давала, так как хотела выйти замуж за другого молодого человека — Ибрагима-челеби бин Кейван (скорее всего, представителя османской интеллигенции или духовенства). Кадий Амасьи в своей фетве признал такой брак недействительным на основании того, что девушка в зрелом возрасте, и отец не может выдать ее замуж против ее воли. Истице также было разрешено выйти замуж за Ибрагима-челеби.
Примечательно, что сватали дочек османские родители еще в детском возрасте. Потом, став девушками, они могли отказываться от предложенного им жениха. Если родители были против, дочери обращались в суд, как это сделала Аиша бинт Мустафа Баша. В своем иске, поданном в 1618 году, она указала, что достигла совершеннолетия. «Не признаю брак, подготовленный моим дядей Махмудом, и хочу прекратить его действие. Я назначаю своим представителем (опекуном) по всем вопросам Эмира Али бин Хамди. Али согласился быть моим представителем», — пишет она (20 41-2; 12 Джумадиуль-авваль 1017).
Брачный контракт
Еще одной важной чертой семейных отношений османов было заключение брачного контракта. Без него ни один брак в Османской империи не считался действительным. В нем нужно было указать имена невесты, жениха, родителей или опекунов, а также свидетелей. Наряду с этим обязательным было обозначение суммы махра (подарка жениха невесте) и таких условий супружества, как место семейного проживания, принятие мужем жены детей от прежнего брака и взятие им на себя обязанностей по их содержанию или обещание мужа прожить в моногамной семье (по законам ислама мужчина мог иметь четыре жены).
Нарушение этих условий может стать для женщины основанием для развода без потери права на материальное обеспечение. Ведь им муж дарил махр, который состоял из двух частей: первая — «махр-и муаджель» (немедленный) выплачивалась невесте во время бракосочетания, вторая — «махр-и муэджель» (отсроченный) — после развода или смерти мужа. «Для предотвращения возможных недоразумений в будущем, в брачном договоре подробно указывалось, сколько и в какой форме будет выплачиваться махр», — утверждает Аслы Санджар.
Как правило, мужья дарили невестам золото, серебро, а те, кто побогаче — драгоценные камни, товары или недвижимость. Без разрешения жен они не могли пользоваться этими подарками.
Помимо этого, именно мужчина был обязан нести все расходы жены и детей на питание, одежду, проживание, кров, прислугу, медицинские услуги и т. п. Если он отказывался это делать, жена могла пожаловаться в суд. Анализируя решения по таким делам анатолийских кадиев за 1880–1906 годы, турецкий ученый Рифат Оздемир пришел к выводу, что они применяли закон буквально, вынося решение о назначении истцам-женщинам ежедневной денежной помощи, за выплату которой был ответственен муж. Невыполнение решения кадия, как и невыплата первой части махра, наказывалось тюремным заключением.
Состояние Роксоланы
Портрет Роксоланы из архива турецкого историка Е. Кочу
... уделим внимание праву женщин того периода на собственность. Ведь они могли по своему усмотрению приобретать, контролировать и распоряжаться движимым и недвижимым имуществом. В качестве примера приведем хозяйственную деятельность султанши-украинки Роксоланы, которая из рабыни превратилась в супругу османского султана Сулеймана Великолепного.
Кроме денег он дарил ей земли, села и фермы в Иерусалиме, Египте, Мекке, Омане, Стамбуле, которые приносили немалую прибыль. Известно, что годичный доход только с полей и сел провинции Траблус (территории нынешних Сирии и Палестины) составлял 97 978 акче (османская серебряная монета), то есть 293 934 американских долларов (в основе подсчетов — цена 1 грамма золота в марте 2016 года). В то время Роксолана была самой богатой женщиной Османской империи. Но не занималась накоплением огромного состояния, а большую часть своих доходов отдавала на благотворительность. Для этого свое имущество — земли, имения, фермы, торговые лавки, доходные дома — она завещала специальным благотворительным фондам наследования — вакфам.
Примечательно, что в Стамбуле 36% вакфов основали в 1546 году именно женщины, среди которых
Мечеть кюлие Хасеки крупнейшие принадлежали Роксолане.
Первым ее благотворительным проектом стал построенный до 1550 года в Стамбуле комплекс (кюлие) Хасеки, то есть любимой фаворитки султана, состоящий из мечети, школ (для детей — сибьян мектеби и духовенства — медресе), столовой для бедных (имарета) и больницы (даррюшшифа).
В османских архивах имеются документы вакфа, в которых Роксолана описывает, сколько денег следует выделять на содержание ее кюлие и выплату жалования обслуживающему персоналу. Отдельно она указала требования к работающим там сотрудникам — учителям, врачам, поварам и т. п. В год только на столовую для бедных (имарета), в которой ежедневно кормили бедных и бездомных посетителей рисом, мясом с маслом и специями, сезонными овощами и фруктами, а на праздники — еще и сладостями, уходило 120 тысяч акче, то есть 360 тысяч долларов. Ее храмовый комплекс на то время стал третьим по значимости после комплекса султана Мехмеда Фатиха (Завоевателя) и Сулеймана Великолепного.
Подобные благотворительные комплексы Роксолана построила в Иерусалиме, Мекке и Медине. А еще она за свой счет возводила хамамы (общественные бани), фонтаны, караван-сараи (постоялые дворы) во многих провинциях Османской империи.
Примечательно, что большинство благотворительных комплексов этой султанши дошло до наших дней, а некоторые до сих пор выполняют свои функции. Так, в больнице кюлие Хасеки, построенной Роксоланой в Стамбуле, до сих пор лечат людей, в ее школах обучают богословов Турции, а в имарете (столовой) Иерусалима кормят бесплатно бедняков.
Массовая благотворительность
Титульная страница документов вакфа Роксоланы в Иерусалиме
Известно, что в Стамбуле из 183 вакфов, основанных для возведения школ (сыбьян мектеби), 39 принадлежали родственницам султана и женщинам его гарема. Среди них была и наложница султана Сулеймана Гюльфем, которая на 20 лет позже его законной жены Роксоланы построила в районе Стамбула Ускюдар мечеть для женщин со столовой для бедных, медресе и сыбьян мектеби. Для этого она пожертвовала в вакф в районе Саманвиран Стамбула 24 комнаты, 10 комнат вокруг блошиного рынка, в районе Хаджи Ювейса — один дом, четыре магазина, шесть домов вокруг хамама Аладжа и многое другое.
Такие комплексы в провинциях строила и мать султана Сулеймана Айше Хафса, а также другие султанши, жившие на протяжении 600 лет. Ведь ислам велит мусульманам делать добрые дела.
Благодаря активной благотворительной деятельности женщин Османской империи, которые отдавали свое имущество в вакфы, нищие в Стамбуле и провинциях Османской империи не умирали от голода и холода, а дети простолюдинов бесплатно получали начальное образование. О таком могли только мечтать бедняки и аристократки европейских монархий.
-racurs.ua/
Отредактировано Эля (Воскресенье, 15 мая, 2016г. 16:35:00)
Поделиться682Воскресенье, 15 мая, 2016г. 15:55:15
Брачно-семейное право в Османской империи
Семейные и брачные отношения в наибольшей степени регулировались правом шариата. Брак и семья входили в число необходимых добродетелей правоверных. Однако сам по себе брачный союз рассматривался как подобие договора, заключаемого в ограниченных целях и при неравном положении сторон. Первоначально брачный договор (по Корану) был вариантом обычного договора купли-продажи. Древнейшему праву были известны даже временные браки, запрещенные халифом Омаром.
Законный брачный возраст праву был неизвестен. По примеру Мухаммада, не возбранялись браки, начиная с 9 лет. Однако желательным считалось примерное соответствие супругов по возрасту, по положению. Мужчина мог иметь не более 4-х жен, т. е. допускалось многоженство. Однако законом устанавливались вполне детальные правила обращения в таком семейном союзе (так, проведя с женой ночь, муж обязан был провести у нее и день, запрещалось выказывать ласки одной жене в присутствии другой и т.д.). Запрещались браки с близкими родственниками (до 3-й степени родства), с рабынями, с рожденными от прелюбодейства и т. п.
Заключение брака теоретически предусматривало свободное согласие обоих супругов. Однако за женщину заключить брак мог ее представитель (отец, старший родственник). Поэтому свобода брака была очень условной. При заключении брачного договора муж вносил плату за жену (мэгр). Заключался брак путем простой, но специальной процедуры в присутствии трех (двух) свидетелей.
Канон устанавливал взаимные права супругов в браке и весьма жесткую ответственность за пренебрежение своими обязанностями. Муж обязан был содержать жену, оказывать ей внимание (после долгого отсутствия или воздержания – проводить с женой неделю). Жена обязана была повиноваться мужу, следовать за ним безусловно повсюду. За неповиновение муж имел законное право бить жену, Однако и за женой признавалось право обращаться в суд с жалобой на неисполнение мужем его супружеских обязанностей.
Исламский брак не имел никаких имущественных последствий для супругов; общности имущества не признавалось. Каждый оставался собственником или владельцем того, что у него было до брака или приобреталось в течение его.
Брак не имел священного характера (подобно христианскому). Поэтому его довольно легко было прекратить. Условиями прекращения брака при жизни были вероотступничество одного из супругов или развод. Развод был очень легок и допускался как по инициативе мужа, так и жены. Можно было развестись и в одностороннем порядке, даже женщине. В этих случаях существовали такие формы, как получение женою развода за выкуп (авад), расторжение брака судьей по просьбе жены. Мог быть и развод по обоюдному согласию в виде «взаимного проклятия».
Власть над детьми признавалась за обоими родителями. Но отцовская была важнее. Возраста законного совершеннолетия для детей не было. Оно начиналось с момента признания этого качества родителями (но, во всяком случае, не позднее 15 лет от роду).
Семейные ценности доминировали и в наследственном праве. За супругом, ближайшими родственниками признавалось право на обязательную долю. Нельзя было лишать детей наследства. Распорядиться имуществом путем завещания можно было с большими ограничениями: нельзя было распоряжаться более чем 1/3 своего имущества, нельзя было завещать все имущество одному, даже законному наследнику.
Если наследника не было, то наследство распределялось в пользу бедных. Реально оно переходило в распоряжение религиозных учреждений либо еще при жизни оформлялось как «божественное пользование» – вакф, отменить которое, кроме учредителя-наследодателя, никто не был вправе.
Поделиться683Воскресенье, 15 мая, 2016г. 16:13:40
Османский гарем – гнездо разврата
Турецкий премьер Эрдоган считает, что телесериал о дворе Сулеймана Великолепного оскорбляет величие Османской империи. Однако исторические хроники подтверждают, что дворец действительно докатился до полного упадка.
Вокруг запретных мест часто ходят самые разные слухи. Причем, чем большей тайной они окутаны, тем более фантастические предположения выдвигают простые смертные о том, что творится за закрытыми дверями. Это касается в равной степени и секретных архивов Ватикана, и тайников ЦРУ. Гаремы мусульманских правителей – не исключение.
Так что нет ничего удивительного в том, что один из них стал местом действия «мыльной оперы», ставшей популярной во многих странах. Действие сериала «Великолепный век» разворачивается в Османской империи XVI века, простиравшейся в те времена от Алжира до Судана и от Белграда до Ирана. Во главе стоял Сулейман Великолепный, правивший в 1520-1566 годах, в спальне которого находилось место сотням едва одетых красавиц. Неудивительно, что 150 миллионов телезрителей в 22 странах заинтересовались этой историей.
Однако это до глубины души возмущает турецкого премьер-министра Реджепа Тайипа Эрдогана. Председатель правящей умеренно-исламистской Партии справедливости и развития провозгласил иной путь развития, нежели основатель Турции Мустафа Кемаль Ататюрк. Последний признавал, что турки были лишь одним из многих народов, определявших развитие Анатолии. Ведь тюркоязычные кочевники из Средней Азии подарили название этой местности только после их великой победы над Византией в 1071 году. Именно благодаря мультикультурному наследию Анатолии возникла современная Турция, наставлял Ататюрк своих сограждан.
Три многотомных исторических исследования
Эрдоган же, в свою очередь, ориентируется прежде всего на славу и могущество Османской империи, которое достигло своей вершины во времена правления Сулеймана. Придуманные гаремные истории из того времени, по его мнению, преуменьшают величие султана и таким образом - всего турецкого государства.
Но что значит в данном случае искажение истории? Три западных историка провели немало времени за изучением трудов по истории Османской империи. Последним из них был румынский исследователь Николае Иорга (Nicolae Iorga) (1871-1940), в «Историю Османской империи» которого вошли также изданные ранее исследования австрийского востоковеда Йозефа фон Хаммера-Пургшталя (Joseph von Hammer-Purgstall) и немецкого историка Иоганна Вильгельма Цинкейзена (Johann Wilhelm Zinkeisen).
Иорга посвятил массу времени изучению событий при османском дворе во времена Сулеймана и его наследников, например, Селима II, унаследовавшего трон после смерти отца в 1566 году. «Больше похожий на чудовище, чем на человека», он большую часть своей жизни провел в пьянстве, кстати, запрещенном Кораном, а его красная физиономия лишний раз подтверждала его пристрастие к алкоголю.
Карлики, фокусники и шуты
День едва начинался, а он, как правило, бывал уже пьян. Решению вопросов государственной важности он обычно предпочитал развлечения, за которые несли ответственность карлики, шуты, фокусники или борцы, в которых он время от времени постреливал из лука. Но если бесконечные пиры Селима проходили, судя по всему, без участия женщин, то при его наследнике Мураде III, правившем с 1574 по 1595 год и прожившем 20 лет при Сулеймане, все было уже по-другому.
«Женщины в этой стране играют важную роль», - писал один французский дипломат, имевший в этом смысле некоторый опыт у себя на родине. «Поскольку Мурад все время проводил во дворце, его окружение имело большое влияние на его слабый дух», - писал Иорга. «С женщинами султан всегда бывал послушен и безволен».
Больше всего этим пользовались мать и первая жена Мурада, которых всегда сопровождали «множество придворных дамочек, интриганок и посредниц», писал Иорга. «На улице за ними следовала кавалькада из 20 телег и толпа янычаров. Будучи весьма проницательной особой, она (мать Мурада – прим. ред.) часто влияла на назначения при дворе. Из-за ее расточительности Мурад несколько раз пытался отправить ее в старый дворец, но она так и оставалась до самой своей смерти настоящей повелительницей».
«Кто ее отвергал, тот жил в опасности»
Османские принцессы жили в «типично восточной роскоши». Европейские дипломаты старались завоевать их расположение изысканными подарками, потому что одной записки из рук одной из них было достаточно, чтобы назначить того или иного пашу. Карьеры молодых господ, женившихся на них, целиком и полностью зависели от них. А те, кто осмеливались отвергнуть их, жили в опасности. Пашу «запросто могли задушить, если он не решался на этот опасный шаг – жениться на османской принцессе».
Пока Мурад развлекался в компании прекрасных рабынь, «все остальные люди, допущенные к управлению империей, сделали своей целью личное обогащение – неважно, честным или бесчестным путем», - писал Иорга. Неслучайно одна из глав его книги называется «Причины развала». Когда ее читаешь, возникает ощущение, что это сценарий телесериала, такого как, например, «Рим» или «Подпольная империя».
Однако, за бесконечными оргиями и интригами во дворце и в гареме скрывались важные перемены в жизни при дворе. До восшествия Сулеймана на престол было принято, что сыновья султана в сопровождении матери уезжали в провинцию и оставались в стороне от борьбы за власть. Принц, наследовавший престол, потом, как правило, убивал всех своих братьев, что было некоторым образом даже неплохо, потому что так удавалось избегать кровопролитной борьбы на наследство султана.
Наложница без стыда и совести
Все изменилось при Сулеймане. После того, как он не только завел детей со своей наложницей Роксоланой, но и освободил ее из рабства и назначил своей главной женой, принцы оставались во дворце в Стамбуле. Первой наложнице, сумевшей подняться до жены султана, было неведомо, что такое стыд и совесть, и она беззастенчиво продвигала своих детей по карьерной лестнице. Об интригах при дворе писали многочисленные иностранные дипломаты. Позднее на их письма опирались в своих исследованиях историки.
Сыграло свою роль и то, что наследники Сулеймана отказались от традиции отправлять жен и принцев подальше в провинцию. Поэтому последние постоянно вмешивались в политические вопросы. «Кроме участия в дворцовых интригах, достойны упоминания их связи с янычарами, расквартированными в столице», - писала историк Сурайя Фароки из Мюнхена.
Так что эпоха Сулеймана вряд ли может считаться образцом для построения великой Турции, о которой мечтает Эрдоган.
Бертольд Зеевальд ("Die Welt", Германия)
-//novostink.ru
Отредактировано Эля (Воскресенье, 15 мая, 2016г. 16:16:25)
Поделиться684Воскресенье, 15 мая, 2016г. 16:57:13
Казнь в султанском дворце
Дело в том, что каждому шах-заде (не важно, был он рожден от жены или наложницы) принадлежало право претендовать на престол. Формально царствующему султану наследовал старший мужчина в семье, но на деле были возможны различные варианты. Поэтому в гареме всегда шла скрытая, но беспощадная борьба между матерями (и их союзницами), грезящими, что они когда-нибудь смогут получить титул валиде-султан.
Еще в XV веке, в период завоевания турками Константинополя (Стамбула) и некоторое время позднее, братья султанов обычно заканчивали свою жизнь от удавки, накинутой евнухами по приказу удачливого брата, ставшего султаном. Шелковая удавка использовалась, потому что пролитие крови царственной особы считалось предосудительным. К примеру, султан Мехмед III после восшествия на престол приказал задушить 19 своих братьев, став рекордсменом по количеству убийств кровных родственников. Этот обычай, бывший в ходу и раньше, официально санкционировал покоритель Константинополя султан Мехмед II Фатих (Завоеватель) с целью уберечь империю от междоусобиц. Мехмед II указывал: "Ради благополучия государства один из моих сыновей, которому бог дарует султанат, может приговорить братьев к смерти. Это право имеет одобрение большинства юристов".
Позднее некоторые султаны стали сохранять жизнь своим братьям, запирая их в Кафес – так называемую "золотую клетку" – изолированные покои в султанском дворце Топкапы, рядом с гаремом. К XIX веку произошла либерализация нравов в обществе, и "клетка" была отменена.
Султан и его… единственная жена
Как уже отмечалось, мусульманам можно иметь до четырех законных жен. Но сам пророк Мухаммад двадцать четыре года жил в моногамном браке – вплоть до смерти своей возлюбленной супруги Хадиджи.
Моногамными было большинство небогатых семей, где мужья не могли содержать более одной жены. Однако моногамные формы сексуальности встречаются и у многих правителей мусульманского Востока, имевших гаремы. Широко известна история любви Османского правителя Сулеймана Великолепного (1520–1566) к наложнице, а затем жене Роксолане, с которой он состоял в моногамных супружеских отношениях, игнорируя остальной гарем.
Султан Абдул-Хамид I, правивший Османской империей с 1774 по 1789 год, с первого взгляда влюбился в одну из наложниц гарема по имени Рухшах, и сам стал рабом этой девушки. Однажды Рухшах обиделась на своего могущественного возлюбленного и стала игнорировать его. Безутешный и раздосадованный султан подумывал о том, чтобы изгнать ее из гарема, но одна мысль о том, что она окажется в чужих объятиях, была ему невыносима.
Любовь султана Абдул-Хамида I к наложнице гарема по имени Рухшах была столь велика, что он сам стал рабом этой девушки
Вот письмо султана, умоляющего Рухшах о любви и прощении (оригиналы всех его писем хранятся в библиотеке музея дворца Топкапы).
"Моя Рухшах!
Твой Абдул-Хамид взывает к тебе…
Господь, созидатель всего живущего, имеет милосердие и прощает, но ты оставила своего верного раба, меня, чей грех столь ничтожен.
Я на коленях, умоляю, прости.
Позволь мне видеть тебя этой ночью; если хочешь, убей, я не буду противиться, но, пожалуйста, услышь мой крик, или я умру.
Припадаю к твоим ногам, не в силах больше терпеть".
Тоже любовь, достойная быть сохраненной в веках, – как любовь султана Сулеймана и Роксоланы
Бухарский эмир Сейид Абд ал-Ахад Бахадур-хан (правил в 1885–1910 гг.), по словам посещавших его русских путешественников, имел только одну жену, а гарем он содержал больше для виду.
Были в истории и другие примеры.
Права мусульманской жены
По законам шариата жен у султана могло быть четыре, а вот количество рабынь не ограничивалось. Но с точки зрения мусульманского права, статус кадин-эфенди (жены султана) отличался от статуса замужних женщин, обладавших личной свободой. Жерар де Нерваль, путешествовавший по Востоку в 1840-е годы, писал: "Замужняя женщина в Турецкой империи имеет те же права, что и у нас и даже может запретить своему мужу завести себе вторую жену, сделав это непременным условием брачного контракта […] Даже и не думайте, что эти красавицы готовы петь и плясать, дабы развлечь своего господина – честной женщине, по их мнению, не пристало обладать подобными талантами.
Турчанка вполне могла сама инициировать развод, для чего ей было достаточно лишь представить в суд свидетельства плохого с ней обращения.
Самые знаменитые женщины Османской империи
Можно с уверенностью сказать, что Хюррем Султан, жившая в период расцвета Османской империи, в эпоху знаменитого султана Сулеймана Великолепного, возглавляет список самых известных женщин османской династии. Историки продолжают этот список в таком порядке: после знаменитой Хюррем, или же Роксоланы, она же La Sultana Rossa идет Нурбану – жена сына Хюррем, султана Селима I; затем следуют любимые наложницы османских султанов – Сафие, Махпейкер, Хатидже Турхан, Эметуллах Гюльнуш, Салиха, Михришах, Безмиалем, которые получили звание матери султана (королевы-матери). Но Хюррем Султан стала именоваться королевой-матерью еще при жизни мужа, до восшествия их сына на трон. И в этом еще одно последовательное нарушение традиций, последовавшее за первым – когда султан Сулейман сделал Хюррем своей официальной супругой. А нарушать вековые традиции дозволено только избранным.
Османские монархи от Османа I до Мехмеда V
Османская империя. Коротко о главном
Османская империя была образована в 1299 году, когда Осман I Гази, вошедший в историю как первый султан Османской империи, объявил независимость своей небольшой страны от сельджуков и принял титул султана (хотя некоторые историки считают, что впервые официально такой титул стал носить только его внук – Мурад I).
Вскоре ему удалось завоевать всю западную часть Малой Азии.
Осман I родился в 1258 году в византийской провинции Вифиния. Умер своей смертью в городе Бурса в 1326 году.
После этого власть перешла к его сыну, известному под именем Орхан I Гази. При нем небольшое тюркское племя окончательно превратилось в сильное государство с сильной армией.
Четыре столицы османов
За всю долгую историю своего существования Османская империя сменила четыре столицы:
Сегют (первая столица османов), 1299–1329;
Бурса (бывшая византийская крепость Бруса), 1329–1365;
Эдирне (бывший город Адрианополь), 1365–1453;
Константинополь (ныне город Стамбул), 1453–1922.
Иногда первой столицей османов называется город Бурса, что считается ошибочным.
Турки-османы, потомки кайы
Историки рассказывают: в 1219 году монгольские орды Чингисхана обрушились на Среднюю Азию, и тогда, спасая свои жизни, побросав скарб и домашнюю живность, все, кто жил на территории государства Кара-Киданей[4], устремились на юго-запад. Среди них было и небольшое тюркское племя кайы. Спустя год оно вышло к границе Конийского султаната, занимавшего к тому времени центр и восток Малой Азии. Сельджуки, населявшие эти земли, как и кайы, были тюрками и верили в Аллаха, поэтому их султан счел разумным выделить беженцам небольшой пограничный удел-бейлик в районе города Бурса, в 25 км от побережья Мраморного моря. Никто и представить себе не мог, что этот небольшой участок земли окажется плацдармом, с которого будут завоеваны земли от Польши до Туниса. Так возникнет Оттоманская (Османская, турецкая) империя, заселенная турками-османами, – как называют потомков кайы.
Чем дальше распространялась власть турецких султанов в последующие 400 лет, тем роскошнее становился их двор, куда стекалось золото и серебро со всего Средиземноморья. Они были законодателями мод и образцом для подражания в глазах правителей всего исламского мира.
Битва при Никополе 1396 года считается последним крупным крестовым походом Средневековья, который так и не смог остановить наступление в Европе турок-османов.
-profilib.
Поделиться685Воскресенье, 15 мая, 2016г. 17:14:24
Султаны Османской империи в период заката великого государства. Роль в истории .
Османская империя была создана Османом I и на протяжении столетий являлась величественной и могучей державой. Просуществовав 6 веков, она была грозой для всех соседних стран. Ее мощь зависела в первую очередь от грамотности, справедливости и ума правителей. Став наследником Византии, эта держава оказала огромное влияние на формирование культуры многих стран, начиная от современной Турции и до Балканского полуострова.Следует отметить, что султаны Османской империи были известны не только завоеваниями территорий, но также внесли вклад во всемирную историю. Так, султан Мурад начал строить в различных городах турецкие школы. При нем, в первый раз за всю историю, была основана первая, специально подготовленная армия. Она состояла из янычар, которые потом стали охранять султана.Великие султаны Османской империи занимались развитием искусства. Например, Мурад II всячески способствовал усовершенствованию строительства городов и поддерживал формирование различных видов искусства. Мухамад II, несмотря на свою жестокость, был образованным человеком, рьяно поддерживал постройку новых помещений для занятий искусством.
Султаны Селим I и Сулейман правили на закате 16 - в начале 17 веков. Османская империя (правление султана Сулеймана) достигла пика своего могущества. Это время названо историками «золотым веком» Османской империи. Правитель развивал морской флот, чтобы укрепить силу империи. Султан Сулейман был очень мудрым правителем, он ввел систему налогообложения, которая практически исключала возможность избежания уплаты налогов, оставил после себя свод законов. При его правлении мальчикам давалось образование, которое было глубоким и обширным. Существовали не только простые школы, но также школы высшего уровня, выпускники которых получали профессию учителя или имама. Сам Сулейман писал стихи, записывая их под именем Мухибби. За свои заслуги султан был назван Сулейманом Великолепным. Историки же называют его «Законодателем». Во время правления этого султана жили самые известные люди в истории Османской империи: Коджа Мимар, Синан, Фузули, Баки и другие.
После правления Сулеймана началось падение государства. Султаны Османской империи терпели поражение на полях битвы. У них отсутствовал сильный характер, основная власть находилась в руках жен и матерей правителей. Султаны Османской империи пробовали внедрять реформы, но это заканчивалось неудачами. Империя потеряла провинции и постепенно утрачивала былую мощь.Султаны создали огромное культурное наследие. Заботясь о развитии искусства, науки, они оставили глубокий след в истории развития цивилизации. До наших дней сохранились произведения из дерева, фарфора, а также различные миниатюры, украшения. Следует также отметить, что Османская империя была многонациональной страной, в которой жили люди разных конфессий, говорящие более чем на двадцати языках. При этом султаны Османской империи проявляли толерантность, оставляя право говорить на своем языке и развивать свою культуру.
-/article/102103
Поделиться686Воскресенье, 15 мая, 2016г. 17:26:07
Женщина, заменившая султану Сулейману Хюррем
Гюльфем стала единственной любовью султана Сулеймана после Хюррем Султан. Любовь султана Сулеймана и Хюррем была великой и страстной. Хюррем – русская по происхождению –, изменившая судьбу Сулеймана, было всего 17 лет, когда ее отдали в гарем султана. И после своей смерти эта волевая женщина не была забыта – она вошла в историю как своими свершениями, так и силой своей любви. Сулейман Хан после смерти супруги нашел утешение у Гюльфем – женщины спокойного нрава в отличие от Хюррем. Она была красавицей, но для Сулеймана было важнее то, что она дарила ему покой, в котором он нуждался. Он настолько любил ее, что проводил с ней все ночи, обделяя вниманием всех остальных своих наложниц.
Как известно, главной мечтой жительниц гарема было понравиться султану. Это было связано и с тем, что пользовавшаяся симпатиями султана наложница обретала во дворце силу и богатство. Каждая из наложниц, поэтому мечтала о том, чтобы сблизиться с султаном и заменить ему Хюррем. Однако дарить султану спокойную и верную любовь после Хюррем было суждено Гюльфем. Это означало, что новым предметом для зависти среди женщин гарема стала Гюльфем. Но дело было в том, что она – женщина мягкого характера – была не в силах противостоять этой зависти и враждебности.
Сулейман Хан повысил своей любимице жалование – от 6 до 150 акче. Гюльфем теперь могла копить деньги, на которые надеялась построить кюллие , т.е. мечеть, библиотеку и школу. Сомневаясь, что на всё это хватит ее денег, она хотела, по крайней мере, построить мечеть. Годами она копила с этой целью деньги. Наконец, когда у неё скопилось достаточно денег, Гюльфем приказала заложить фундамент будущей мечети в районе Ускюдар. Следует отметить, что Гюльфем больше дорожила любовью Аллаха, нежели султана. Зная, что благотворительность хороша, когда ею не хвалятся, она мало кому рассказала о своих планах. Даже султан Сулейман не знал об отстраиваемой в Ускюдаре мечети.
Пока мечеть Гюльфем возвышалась втайне от всех, однажды закончились деньги, выделенные на строительство. Гюльфем не знала, как ей быть. Она подумала о том, чтобы попросить средств у Сулеймана, но считала ниже своего достоинства прошения о деньгах. По ее мнению, это означало бы использовать любовь Сулеймана ради своих целей.
Гюльфем попросила помощи у других жен султана. Одна из них предложила Гюльфем интересную сделку. Она пообещала ей денег, если та уступит ей ночь с султаном. Для Гюльфем было важно закончить возведение мечети настолько же, насколько остальные жительницы гарема дорожили вниманием султана. Поэтому она согласилась на предложение.
Но как это можно было устроить? Ведь Сулейман никого не хотел видеть кроме Гюльфем. Но наложница, которая решила заменить Гюльфем, уже придумала, как ей обмануть султана.
Увидев ночью перед собой не Гюльфем, а одну из других своих жен, Сулейман удивился. Он сразу же спросил о Гюльфем. Женщина сказала, что Гюльфем не здоровится. Так прошла ночь. Однако спустя несколько дней Сулейман начал думать, что Гюльфем избегает встреч с ним. Заменявшая ее наложница каждый раз придумывала новую отговорку. Не умея лгать, Гюльфем не могла лично объясниться с султаном. Со временем Сулейману показалось, что его любимая возгордилась, что она, видимо, неуместными капризами пытается походить на Хюррем. Хотя она должна была знать, что любима даже больше, чем Хюррем. К Хюррем султан испытывал неодолимую страсть, к Гюльфем же он привязался глубокой и твердой любовью.
Однажды ночью Сулейман, сытый по горло интригами Хюррем и уставший от суеты гарема, разозлился, когда к нему пришла та же наложница. Та, наконец, ответила, что Гюльфем продала ей свою очередь за деньги, промолчав о возводимой мечети. Султан Сулейман не сочел даже нужным спрашивать о причинах ее поступка Гюльфем и приказал евнуху наказать Гюльфем десятью ударами розгами.
Приказ был тут же исполнен. Гюльфем, нежная и телом и душой умерла до того, как ей отсчитали десять ударов. Сулейман, убитый вестью о гибели любимой, узнав о правде, впал в полное отчаяние. Он ругал себя за то, что не догадался о намерениях Гюльфем, желавшей отстроить мечеть только на свои средства.. Но не вернуть было Гюльфем. Тогда он приказал достроить мечеть архитектору Синану. Рядом же приказал построить школу. Гюльфем была похоронена в саду этого небольшого кюллие. На ее надмогильном камне было обозначено слово: «павшая смертью храбрых».
-.trt.net
Поделиться687Воскресенье, 15 мая, 2016г. 18:18:49
Османская империя (гравюры)
-.livejournal.
Поделиться688Воскресенье, 15 мая, 2016г. 18:30:48
Фрагмент гравюры *Баня турецкого султана*
Поделиться689Воскресенье, 15 мая, 2016г. 18:47:18
Забытые фотографии Русско-турецкой войны, 1877—1878 г.г.
liveinternet.ru
Поделиться690Воскресенье, 15 мая, 2016г. 19:13:17
Эркан Колчак Кёстендил, которого мы все узнали, как Шахин Герая в сериале «Великолепный век. Кёсем», владеет не только неповторимым актерским мастерством, но и превосходным голосом. А вот вырезки из сериала «Ulan Istanbul» с Эрканом в роли Карлоса, где Колчак поет песни.
-vse.kz/topic
Отредактировано Эля (Воскресенье, 15 мая, 2016г. 19:15:31)