Тема для исторических фактов и других интересных сведений
КЕСЕМ СУЛТАН ИСТОРИЯ, ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ, СВЕДЕНИЯ и т. д.
Сообщений 691 страница 720 из 1000
Поделиться691Воскресенье, 15 мая, 2016г. 19:31:31
Бывший муж Хульи Авшар Кайя Чилинджироглу дал интервью.
Там он затронул Хулью:
"Я не буду громко высказываться, но на Хулье я больше никогда не женюсь! Мы с Хульей разные. Да, благодаря ей на свет появилась единственная наша дочка. Мы вместе личностно росли и вместе проходили через трудности, однако сейчас мы друг друга даже 3 дня не можем вытерпеть!"
vse.kz.
Отредактировано Эля (Воскресенье, 15 мая, 2016г. 19:36:51)
Поделиться692Воскресенье, 15 мая, 2016г. 19:49:31
Хюлья Авшар
vse.kz
Поделиться693Воскресенье, 15 мая, 2016г. 20:02:06
Мустафа Устундаг (Давут Паша) и его супруга были замечены на премьере фильма "За 5 минут всё поменяется", и, когда репортёры начали задавать вопросы, мол, жена Мустафы была где-то замечена с коллегой по сериалу вместе, это разозлило Мустафу! Он сказал репортёрам:
"Я вас тут сейчас изобью! Вы на что намекаете? Вы не имеете право задавать такие вопросы моей жене!"
Мустафу успокоили его друзья, а затем он покинул премьеру.
Перевод: Мустафа Абдирахимов
-/kosem_sultan
Поделиться694Воскресенье, 15 мая, 2016г. 20:09:25
Вот уже шестнадцать лет популярная турецкая актриса Хюлья Авшар организовывает турнир по теннису «Hülya Cup Tenis Turnuvası». В этом году матч открыли певец Синан Акчаль и сама Хюлья Авшар. На теннисном корте Авшар не оставила Акчилю ни единого шанса на победу. Она с успехом разгромила певца. После матча, Хюлья и Синан вместе подошли к журналистам и ответили на некоторые вопросы. Не смотря на своё поражение, Синан всё равно остался доволен, сказав, что это огромная честь сыграть с самой красивой женщиной Турции.
«На самом деле, это не только обычное спортивное соревнование, но и важный социальный проект. Наш проект организовывает это всё для детей с ограниченными возможностями и просто даёт отдохнуть и хорошенько повеселиться любому желающему. Каждый может протянуть руку другому. Теннис — это спорт не только для богатых. Я отправляю теннисные ракетки и мячи во многие места страны», — рассказала Хюлья Авшар.
-КЁСЕМ СУЛТАН
Отредактировано Эля (Воскресенье, 15 мая, 2016г. 20:35:23)
Поделиться697Воскресенье, 15 мая, 2016г. 20:45:12
ТИТУЛ ВАЛИДЕ СУЛТАН НОСИЛИ в 16-17 веках: Айше Хафса Султан, Нурбану Султан, Сафие Султан, Хандан Султан, Кесем Султан, Турхан Султан, Салиха Дилашуб Султан, Рабия Гюльнуш Султан.
Хюррем Султан и Михримах Султан не обладали титулом Валиде Султан, однако долгое время управляли гаремом, фактически выполняя роль Валиде.
Султанши Османской Империи.
Сыновья Кёсем Турхан и их жены и наложницы. Как выглядели наложницы султана Ибрагима, сына Кесем и султана Ахмеда? Портрет Халиме Султан отсутствует.
Поделиться702Понедельник, 16 мая, 2016г. 16:24:06
Экин Коч и Берк Джанкат на днях были замечены в клубе. Там они познакомились с 3 девушками и вместе с ними покинули заведение. Увидев на выходе журналистов они запаниковали, но все же сели вместе с новыми знакомыми в такси и уехали.
vek4you
Поделиться703Понедельник, 16 мая, 2016г. 16:26:13
Эсра Дерманджиоглу, Селен Озтюрк в кафе в районе Арнавуткей
vek4you
Поделиться704Понедельник, 16 мая, 2016г. 16:37:12
Эркан Колчак на свадьбе Синем Кобал и Кенана Имирзалыоглу
vek4you
Поделиться705Понедельник, 16 мая, 2016г. 16:55:06
Тимур Савджи с супругой
Поделиться706Понедельник, 16 мая, 2016г. 17:25:32
kosemsultanahmed
Поделиться707Понедельник, 16 мая, 2016г. 17:31:09
Хюлья (Сафие султан) на свадьбе Сюмейе Эрдоган, дочери президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана
Сафие Султан за свою жизнь застала правления 7 падишахов: Сулеймана I, Селима II, своего мужа Мурада III, сына Мехмеда III, внуков Ахмеда I, Мустафы I и правнука Османа II. Это является абсолютным рекордом среди всех Валиде Султан Османской империи.
/kosemsultanahmed
Поделиться708Понедельник, 16 мая, 2016г. 17:39:14
Боран Кузум (Султан Мустафа),Бурак Дакак (Шехзаде Мехмед), Сюде Гюлер (Айше Султан) , Эбру Юнлю (Эйджан Хатун) и Балым Гае Байрак (Фатьма Султан)
boran_kuzum
Поделиться710Понедельник, 16 мая, 2016г. 20:53:39
"Искусство Блистательной Порты"
В XVI–XVII веках русские дипломаты и торговцы часто принимали в дар, заказывали и покупали украшения, вещи, оружие и предметы военного снаряжения у турецких мастеров. Качество работы умельцев Османской империи, которую в те времена европейцы называли Блистательной Портой, ценилось чрезвычайно высоко. Даже государственные регалии – держава и жезл царя Алексея Михайловича – были специальным заказом доставлены из Стамбула. Позже эти несметные богатства Блистательной Порты вошли в сокровищницу московского двора.
Центральный экспонат - держава. Символ царской власти, заказанный для Алексея Михайловича в Стамбуле, мастерам, наследовавшим византийские традиции.
Жезл царя Алексея Михайловича, привезенный из Стамбула, турецким купцом греком Иваном Анастасовым в 1658 году.
Шлем "иерихонка", принадлежал боярину князю Фёдору Ивановичу Мстиславскому, затем царю Алексею Михайловичу.
Шлем "шишак", принадлежал боярину князю Фёдору Ивановичу Мстиславскому, затем царской казне. На шлеме арабская молитва.
Наручи.
Шестопер - оружие для поражения соперника в латах. Обычно имелся у командующих войсками. Этот шестопер, украшенный драгоценными камнями подарил царю Алексею Михайловичу в 1656 году стамбульский купец, грек Дмитрий Астафьев.
Саадак - колчан и чехол для лука.
Сабля имела не только декоративное значение. Царь Алексей Михайлович брал её в смоленский поход, а затем за хорошее качество клинка подобрал себе Пётр I.
Рукомойный прибор, принадлежавший царице Наталии Кирилловне, который она подарила любимому внуку царевичу Алексею Петровичу.
Зеркало царицы Евдокии Лукьяновны
Бочонок
Стамбул, первая треть XVII в.
Дар Константина Палеолога царю Михаилу Федоровичу в 1632 г.
Горный хрусталь, золото, изумруды, рубины; резьба, гравировка, плетение.
Происходит из основного собрания Оружейной палат
Стремя. Стамбул, середина XVII в.
Седло
Турецкие стремена XVII столетия отличались массивностью и богатством отделки. Часто они оковывались серебром или золотом, украшались драгоценными камнями. Представленные на выставке стремена с широким основанием для ступни имеют характерную форму, удобную для устойчивой посадки всадника. Снаружи они окованы золотой пластиной, на которой прочеканен орнамент в виде плодов граната, покрытых прозрачной эмалью изумрудно-зеленого цвета и усыпанных крупными рубинами и изумрудами. Подобные по роскоши и тщательности отделки предметы конского убранства поступали в Конюшенную казну царя Алексея Михайловича в середине XVII столетия, в дипломатических и торговых привозах из Стамбула.
Запона (панагия)
Запоны XVII века – огромные изумруды в обрамлении рубинов и алмазов.
w.liveinternet.
Отредактировано Эля (Понедельник, 16 мая, 2016г. 20:56:28)
Поделиться711Вторник, 17 мая, 2016г. 18:29:56
Сегодня, 17 мая, родился актер - Эмре Эрчиль, он же Рейхан ага из сериала.
Эмре исполнилось 44 года
kosemsempire
Поделиться712Вторник, 17 мая, 2016г. 19:11:37
Оттоманская империя – царство справедливости и веротерпимости
(Выдержки из статьи)
СПРАВЕДЛИВОСТЬ ПО ПОНЯТИЯМ
Спору нет, в Османской империи был хоть и своеобразный, но тем не менее феодальный строй, благо, иных экономических отношений тогда и быть не могло. Но турецкий феодализм можно с известной натяжкой назвать «народным феодализмом». Турецкие сановники в основном были выходцами из крестьян. И они везде представляли себя как защитников интересов простых тружеников земли.
Султан Сулейман Великолепный требовал от своих пашей «обращаться с нашими подданными так, чтобы крестьяне соседних княжеств завидовали их судьбе». Селим I в завоеванном Египте раздавал бедноте мясо, освободил феллахов и бедных горожан от трудовой повинности в пользу армии, возложив ее на зажиточную часть населения. А под своими стихами, высеченными у каирского ниломера, он подписался: «Хадим аль-фукара Селим», то есть «Служитель бедняков Селим».
Турки подчеркнуто жестоко наказывали за любое неуважение к крестьянскому труду. Хронист Бартоломео Георгевич во время персидского похода 1533 года «видел спахия, обезглавленного вместе со своим конем и слугой, потому что конь, оставшись без привязи, забрел на чье-то поле». Замечу, что за порчу без крайней необходимости крестьянских посевов в оттоманском войске казнили даже военачальников. Так было при завоевании Египта, Венгрии и других стран.
Турецкие султаны впервые со времен Римской империи попытались создать многонациональное и многоконфессиональное государство. Причем это государство должно было основываться не только на строгих наказаниях, но и на справедливом, по понятиям турок, устройстве общества.
Турки почти очистили Средиземное море от христианских пиратов. Они выгнали крестоносцев с Кипра, Крита, главного пиратского гнезда – Родоса и десятков других островов. Турецкий флот выбил португальцев из Красного моря. Турецкие эскадры ходили к берегам Индии и даже Индонезии. Султан Сулейман Великолепный заключил договор о военном союзе против Португалии с султаном княжества Аче на острове Суматра. Турки поставили Аче корабли и артиллерию, флотом Аче командовали турецкие офицеры.
Несмотря на ряд побед португальцев в морских боях, захват османами азиатского и африканского побережья Красного моря нанес тяжелый удар претензиям португальцев на монополию торговли экзотическими товарами в Индийском океане. «Древний путь пряностей» был возрожден турками в 1550–1570 годах. Вся Западная Европа, за исключением Испании, Португалии и западных провинций Франции, снова стала снабжаться пряностями из стран Арабского Востока, теперь уже ставших частью Османской империи. Французский историк Ф.Бродель писал: «Через Красное море поступало столько перца и пряностей, сколько их ранее никогда не поступало». Так, в 1554–1564 годах турки через свои красноморские порты ввозили в Европу по 20–40 тыс. центнеров пряностей в год. И лишь в 70-х годах XVI века португальцы смогли несколько улучшить свое положение.
В Европе имя Сулеймана Великолепного (годы правления 1520–1566) ассоциировалось с успешными походами в Венецию, Австрию, Западное Средиземноморье, Персию и т.д. Но сами турки звали его Кануни – Законодатель.
Французский путешественник уже после смерти Сулеймана писал: «Турки во всем такие любители порядка, что соблюдают его в мелочах. Поскольку экономика и распределение продуктов составляют одну из основ поддержания порядка, они уделяют этому особое внимание, следя за тем, чтобы продуктов было много и распределялись они в разумной пропорции. Они никогда не станут продавать вишню или фрукты первого сбора на вес золота, как это делается во Франции… Если их надзиратели, которые совершают ежедневные обходы, обнаружат торговца, обвешивающего покупателей или продающего свой товар по завышенной цене, то немедленно будет примерно наказан или доставлен в суд. Поэтому там даже ребенка можно послать на рынок, не опасаясь, что его обманут. Нередко надзиратели за рынком, встречая ребенка, расспрашивают его, за какую цену он приобрел покупки. Даже взвешивают их, чтобы убедиться, не обманули ли дитя. Я видел торговца, который получил удары по пяткам за то, что продал лед по пять динаров за фунт… Торговца, обвешавшего покупателя, могут опозорить тем, что просунут его голову в отверстие доски, увешанной колокольчиками, которую он должен носить. Над торговцем в таком виде все окружающие смеются».
Замечу, что ислам запрещал правоверным заниматься ростовщичеством, и Кануни строго следил за этим. Однако султан позволял заниматься ростовщичеством и различными финансовыми операциями христианам. Поэтому уже в XVI–XVII веках ряд греческих и армянских кланов составили себе огромное состояние.
Разумеется, в Турции применялись и свирепые казни. Но не будем забывать, что на дворе был XVI век – век опричнины, Варфоломеевской ночи, аутодафе в Испании и Нидерландах и т.д. И если мы будем сравнивать законодательство Турции не с современным «либеральным» правом, а с законами или, точнее, беззаконием, которое творили западные и северные соседи Оттоманской империи, то Турция при Сулеймане Кануни представляется правовым государством и, не побоюсь сказать, оазисом справедливости в Европе и Азии.
ГОРДЫЕ РАБЫ СУЛТАНА
Важные государственные посты в Османской империи получали не благодаря титулам, а благодаря заслугам и уму. Европейские лидеры были поражены таким бурным расцветом Османской империи и хотели знать, в чем причина такого успеха. «Вы имеете в виду, простой пастух может стать великим визирем? – воскликнул Венецианский сенат, когда их посол рассказал, что происходило в империи, где каждый гордился тем, что он раб султана. – Высокое государственное лицо низкого происхождения? Сила ислама растет за счет второсортных людей, крещенных и воспитанных христианами? Невероятно!» Действительно. Восемь великих визирей Сулеймана были христианами и были привезены в Турцию рабами.
Оттоманская империя в XV–XVII веках являлась единственным в мире крупным государством, в котором в мирное время была установлена полная веротерпимость, и человек любой конфессии не только мог свободно использовать свою веру, но и имел возможность владеть землей, флотилией торговых кораблей, банком и т.п. Управление иноверцами в Оттоманской империи велось в основном не непосредственно, а через руководство их конфессий. Возьмем, к примеру, одно из главных обвинений, предъявляемых туркам: «налог кровью», то есть отбор мальчиков-христиан в школы, готовившие янычар и чиновников. Так вот руководили этим процессом не султанские чиновники, а греческие попы. Самое забавное, что они иной раз брали взятки от мусульман, чтобы их детей, записав в христиане, отправили учиться.
Представим на секунду русскую деревню даже не в XVI, а в XVIII веке. Прибывает чиновник из Петербурга отбирать детей крепостных крестьян в гвардейскую военную школу или в Лицей. Немедленно сбежалась бы толпа, и дело неминуемо бы закончилось дракой между родителями претендентов.
Ни один отечественный автор не попытался сравнить положение крестьян (мусульман или христиан) в Оттоманской империи в XVI–XVII веках и крестьян во Франции, Речи Посполитой и России. Какие они имели права и сколько у них отбирали господа и государство? Увы, везде сравнение в пользу турок. Есть свидетельства современников, что крестьяне многих германских, венгерских и польских земель ждали прихода турок. В 1668 году гетман Петр Дорошенко отдался с большей частью Малороссии под власть султана Мехмеда IV. Лишь в сентябре 1683 года, после разгрома турецких войск под Веной, Мехмед IV отказался от власти над Малороссией. А то бы оранжевые в 2018 году в Киеве торжественно отметили бы 350-летие «воссоединения украинского народа с великим турецким».
Ну а в 1708 году многие тысячи донских казаков во главе с атаманом Игнатом Некрасовым ушли под покровительство турецкого султана, спасаясь от резни, устроенной петровскими воеводами. Почти одновременно и по тем же мотивам к туркам ушло почти в полном составе Войско запорожское. В 1733 году Анна Иоанновна разрешила запорожцам вернуться в Россию. Но в 1775 году Екатерина II разгромила Запорожскую Сечь, и опять значительная часть запорожцев подалась к султану. Замечу, что и некрасовцы, и запорожцы получили в Турции плодородные земли, и никто не заставлял их менять веру или обычаи.
Что же погубило Великую Османскую империю? Деградация правителей, коррупция и сепаратизм чиновников, а также агрессия с запада и востока. Любопытно, что сами турки утверждают, что империю погубила женщина – Хурем – любимая жена Сулеймана Великолепного, более известная в Европе под именем Роксоланы.
До этого турецкие султаны были воителями и посещали гарем (отдельно стоящий дворец) лишь на несколько часов для получения наслаждений. Но в 1541 году Сулейман Великолепный переселил Хурем к себе во дворец. Хурем оклеветала старшего сына Сулеймана Мустафу, и отец в гневе казнил его. После Сулеймана на престол вступил сын Хурем – гаремный затворник и пьяница Селим II.
С тех пор гарем перестал быть только местом получения удовольствия, а стал частью султанского дворца, где жили сам владыка и его жены. Из воителей султаны превратились в затворников, постоянно живущих в гареме.
На мой взгляд, куда больший вред империи нанесла бюрократия. До Сулеймана Великолепного все крупные чиновники на местах назначались султаном. Со временем наместники отдаленных регионов разбогатели и стали добиваться от Константинополя передачи власти их детям. Так, Северная Африка, Египет и ряд других областей на востоке империи из неотъемлемых частей унитарного государства постепенно превратились в полунезависимые территории со слабыми связями с метрополией. Ну а через три века Франция захватила Алжир и Тунис, Италия – Ливию, Англия – Египет, и пошло-поехало…
Источник: nvo.ng.ru
Поделиться713Вторник, 17 мая, 2016г. 19:36:55
Голубая мечеть
Когда Вы будете в историческом центре Стамбула, обратите внимание на великолепное противостояние двух архитектурных шедевров: Софийского собора (Айя-София) и Голубой мечети (Султанахмет).
Султан Османской империи Ахмед I
Центральным собором столицы христианской Византийской империи, славного Константинополя, был Софийский собор, многие века служивший эталоном как для западной, так и для восточной архитектуры. После османского завоевания Константинополя собор был превращен в мечеть, к нему были пристроены четыре высоких минарета. Однако идея о создании собственного, изначально исламского архитектурного сооружения не оставляла оттоманов.
14-й султан Блистательной Порты Ахмед I вел не слишком удачные войны, страну изнутри разъедала коррупция и произвол местных властей, а международный престиж империи неуклонно снижался. Аллах будто бы отвернулся от оттоманов. Чтобы вернуть бывшее величие, Ахмед решился на реализацию проекта всеимперского масштаба — построить огромную и прекрасную мечеть. И непременно новая мечеть должна превзойти Святую Софию.
Голубая мечеть султана Ахмеда I в Стамбуле
Место для мечети нашлось будто бы само. Здесь на берегу Мраморного моря был константинопольский Ипподром — главный центр зрелищ, страстей и баталий ушедшей византийской эпохи.
Главным архитектором национального проекта стал Мехмед-ага по прозвищу Ювелир (Седефкар), бывший янычар, проявивший недюжинные инженерные и художественные таланты. Строительство мечети было начато в 1609 (когда султану было 19 лет), а завершено в 1616 г. Стилистически в облике мечети сочеталась византийская основа (та же, что и в Святой Софии) с османской эстетикой.
Шесть минаретов в закатном свете
У Голубой мечети есть одна особенность, делающая ее уникальной: у нее целых шесть минаретов. Обычно в больших султанских мечетях возводятся по четыре башни-минарета. Султан Ахмед, видимо, так хотел превзойти все существующие образцы, что построил два лишних.
По одной из популярных легенд султан заказал «золотые минареты» (по-турецки — «алтын минаре»), а архитектор, плохо расслышавший его слова, решил, что ему приказано построить «алты минаре» — «шесть минаретов».
С числом минаретов связана еще одна легенда. До постройки Голубой мечети приоритет по числу минаретов был за мечетью в Мекке: их было пять, на один больше, чем в любой другой в мире. И вдруг в Стамбуле появляется мечеть, способная принизить значение центральной мечети в Мекке! Султан разрешил проблему необычно: он не стал разрушать спорные минареты в Стамбуле, но достроил еще две башни в Мекке, вернув ей первенство.
Интерьер Голубой мечети
Кстати, мечеть официально называлась «Ахмедской» (Ахмедийе), «Голубая» — ее народное название из-за множества синих изникских керамических изразцов, использованных в интерьере. На время строительства изникским фабрикам было запрещено посылать изразцы в другие места — только на султанскую стройку, поэтому производство пришло в упадок.
Вид Голубой мечети с высоты птичьего полета
Центральный зал Голубой мечети размером 53×51 м накрыт куполом диаметром 23,5 и высотой 43 м, опирающимся на четыре огромные колонны, диаметром по 5 м. Внутри мечеть хорошо освещена — свет падает из 260 окон.
Михраб — молитвенная ниша мечети, вырезан из цельного куска мрамора. На нем установлен черный камень, привезенный из Мекки.
На вершине центрального купола Голубой мечети
Так превзошла ли Голубая мечеть Айя-Софию? Решать Вам. В любом случае она стала одним из главных символов Стамбула.
Только вот султана строительство мечети не спасло: он умер молодым от тифа в 1617 г. и похоронен в мавзолее, который находится рядом с Голубой мечетью.
-actravel.
Отредактировано Эля (Вторник, 17 мая, 2016г. 19:38:22)
Поделиться714Вторник, 17 мая, 2016г. 20:19:30
Султан Осман II
Султан Осман II (1604-1622), сын Ахмеда I, правил с 1618 по 1622 год, возведённый в 14-летнем возрасте на трон янычарами. Отличался воинственным характером и патологической жестокостью — к примеру, в качестве мишеней использовал пленных и собственных пажей. Потерпел поражение от запорожских казаков при осаде Хотина. Узнав о том, что султан готовится увезти казну и тем самым оставить войско без вознаграждения, янычары, посадившие Османа II на трон, восстали и убили его в рукопашной схватке. Ему было 18 лет.
Отредактировано Эля (Вторник, 17 мая, 2016г. 20:36:32)
Поделиться715Вторник, 17 мая, 2016г. 20:43:26
«Сулейман Кануни возглавляет вторжение османского войска в Молдавию в 1538 г.» Турецкая миниатюра XVI в.
«Сулейман Кануни во главе османского войска отправляется осаждать крепость Жигетвор в 1566 г.» Турецкая миниатюра XVI в.
«Османский военный оркестр». Турецкая миниатюра XVI в.
«Сражение при Гакова в 1598 г.» Османская миниатюра
«Сипахи под Веной». 1683 г.
Упадок османской военной мощи .
Основная причина упадка величия Османской империи прежде всего заключалась в том, что правящая верхушка ее оказалась неспособна столь же эффективно, как и ранее, выполнять возложенные на нее обязанности.
По мнению Збаражского, «…целостность этого государства и единодержавие зависели от почитания обычаев, соблюдения старых порядков и их сохранения, единственным стражем которых был султан, перемена государя, охранителя [обычаев], должна была привести к их изменению, а затем сказаться на целостности государства. После Сулеймана едва ли не до настоящего времени правили государи ленивые и изнеженные, а именно Мехмед и Ахмед (султаны Мехмед III и Ахмед I), которые любовались своим величием, но не интересовались, каким путем достигли этого величия . Раньше всего испортили сословие чиновников, которые начали получать блага не за заслуги, а за деньги. А все из-за султанских жен, которые через своих мужей способствовали повышению [чиновников по службе], беря за это деньги и богатея. Те же, кто покупал должности, чтобы и самим обогатиться, и возместить затраты, бенефиции, попадавшие им в руки, продавали за деньги, а более достойных заслугами и мужеством, [чем они сами], всех до конца истребляли…».
В своем объяснении причин упадка К. Збаражский в целом следовал за турецкими мыслителями, которые также полагали, что вся беды, обрушившиеся на Османское государство, определялись прежде всего отказом правящей верхушки от соблюдения того самого справедливого порядка. Поэтому, казалось, стоит только вернуться к обычаям, освященным традицией, и все станет на круги своя, вернется справедливость, «адалет», а вместе с ней величие и мощь империи. И, видимо, отнюдь не случайно предпринимавшиеся на протяжении большей части 2-й половины XVII в. династией везиров Кёпрюлю реформы, получившие в исторической литературе прозвище «традиционных», были нацелены на восстановление традиционных военных, политических и экономических институтов, доказавших свою эффективность во времена Селима I и Сулеймана Кануни...
tochka.gerodot
Отредактировано Эля (Вторник, 17 мая, 2016г. 21:06:57)
Поделиться716Среда, 18 мая, 2016г. 19:20:41
Каноны красоты османских женщин
Ученый и философ Тусили Насреддин, живущий в 13 веке в Османской Империи, в трактате «Bahname» изложил взгляды своих современников на женскую красоту.
Свой труд Тусили Насреддин начал с обращения к будущим поколениям:
«Эй, сын мой! Сейчас я расскажу тебе обо всех прелестях, которыми должны обладать женщины! Если ты встретишь женщину, соответствующую всем этим канонами, значит, перед тобой красавица из красавиц, царица и королева всех женщин. Если же в женщине эти признаки выражены слабо, то и красота ее не сильна».
Итак, по канонам красоты 13 века, у османской женщины должны быть:
- маленькими 4 органа: рот, руки, ноги и уши.
- узкими 4 органа: ноздри, ушные проходы, пуп, рот
- широкими 4 органа: лоб, глаза, грудь, бедра
- темными 4 органа: волосы, брови, ресницы, глаза
- красными 4 органа: язык, губы, щеки, десны
- круглыми 4 органа: лицо, глаза, пятки, запястья
- длинными 4 органа: шея, нос, брови, пальцы
- ароматными 4 органа: нос, руки, подмышки, ноги
Рост и голова прелестницы должна быть ни большой, ни маленькой. Формы должны быть как можно более округлыми. Волосы нужно иметь длинные и густые, а нрав красавицы должен быть веселым, смешливым и легким, ведь красивая улыбка может подчеркнуть все преимущества. Брови следует иметь широкие и густые. При ходьбе нужно уделять внимание походке: бедра должны качаться из стороны в сторону, словно земля во время землетрясения. Характер и слова красавицы всегда приветливый, речи добрые и сладкие.
«Если повстречаешь такую, сын мой, немедленно хватай ее и делай своей!», - советует философ в заключении своего трактата.
В османской культуре были свои правила по воспитанию молодежи. Дети разного пола в высших слоях общества учились и проживали отдельно. Даже познакомиться друг с другом для молодежи было большой проблемой. Немного проще в этом вопросе было жителям деревень: молодые люди могли увидеть друг друга с близкого расстояния во время сельскохозяйственных работ на полях.
Для живущего в городах молодого поколения были свои правила поведения и обычаи. В Османской Империи практически не было холостяков и незамужних женщин. Бракосочетание молодых готовилось их семьями, родственники выбирали мужа или жену для своего ребенка. Зачастую молодые вообще не виделись до свадьбы. Если девушка не хотела выходить замуж за жениха, а семья принуждала ее, то бывали случаи, когда молодая сбегала прямо со свадьбы. Однако такие случаи были очень редкими. Ведь девушек растили с мыслью о том, что они должны во всем повиноваться мужу и господину. А вот случаи развода по разным причинам действительно встречались довольно часто. Жена имела право требовать развода по ряду причин, а муж вообще в любой момент мог отказаться от жены, сказав лишь три раза слово «развожусь». Но женщины были защищены от произвола мужей: в случае развода им возвращалось приданое, полученное мужем, а также выплачивалось содержание в размере, достаточном для того, чтобы прожить три месяца. Если развод происходил по требованию жены, то она имела право лишь на малую часть приданого. Если женщина оставалась вдовой, то она имела право сама решать выходить ли ей вновь замуж. Не часто, но бывали случаи, когда женщина так и жила одна до старости. Родственники, как правило, искали пару для овдовевшей женщины, но не принуждали ее к повторному браку. Жили вдовы за счет части имущества, которое откладывалось их мужем на случай его смерти. Этот капитал был неприкосновенным и не мог быть пущенным мужем в оборот. К сожалению, этих денег вдове чаше всего не хватало на достойную жизнь, и поэтому женщинам приходилось вновь выходить замуж. Те же из вдов, кто решили жить одни, зарабатывали на жизнь тем, что приглядывали за чужими детьми.
В 18 веке замужние свободные женщины Стамбула любили ходить друг к другу в гости. Почти все время дамы проводили за беседами и чаепитием со сладостями. Конечно, этот обычай не касался женщин гарема. Эти красотки проводили все свое время за высокими стенами султанских дворцов, а выезд в город считался для них из ряда вон выходящим событием. Свободные женщины, кроме визитов, часто бывали в хаммамах. В 19 веке даже европейки – супруги послов и богатых иностранных купцов – полюбили посещать хаммамы.
В 17 веке к османам пришла мода на пикники. В это время самым популярным местом для отдыха на природе среди жителей Стамбула было Кагытхане. Османские женщины устраивали пикники отдельно от мужчин, занавесив от посторонних глаз свою часть территории тканями. Таким образом, женщины и развлекались на природе, и в то же время, соблюдали законы Ислама.
Городские красавицы любили украшать себя драгоценными украшениями. Самой большой популярностью пользовались серьги из золота и серебра и браслеты, а вот кулоны и кольца носили достаточно редко. Наиболее зажиточные женщины османских семей носили натуральный жемчуг. Кроме того, одним из излюбленных аксессуаров османских красавиц был пояс. Ремни из золота и серебра, украшенные драгоценными камнями, передавались по наследству и надевались женщинами в особо торжественных случаях.
Вообще, драгоценности были для женщины в Османской Империи своего рода страховкой на случай жизненных проблем. В тяжелые времена женщина всегда могла продать свои украшения и получить средства к существованию. Невестам на свадьбу дарились золотые браслеты и пояса, а также золотые монеты. Это был «неприкосновенным запас» женщины на черный день. Младенцам при рождении также дарили золотые браслеты и монеты.
Девочки из бедных семей часто брались в богатые дома для прислуживания. Свободные женщины не могли работать в домах богачей, поскольку этим занимались рабыни. А вот маленькие девочки выполняли роль нанятой прислуги. По достижению определенного возраста таких девочек хозяева выдавали замуж за юношей из бедных, но приличных семей, давая за ними небольшое приданое.
turkeyforfriends
Поделиться717Среда, 18 мая, 2016г. 19:26:45
Новости-2016.март.
В Бурсе в Турции найдена бесценная археологическая находка
В провинции Бурса в районе Инегель найден фрагмент саркофага, датируемый периодом Римской Империи.
Бесценная археологическая находка была обнаружена при полицейском обходе. Сотрудник полицейского управления Инегеля нашел два куска каменных плит, по виду напоминающий могильные плиты. При ближайшем рассмотрении полицейский увидел на камнях какие-то надписи на неизвестном ему языке.
Сотрудник полиции доложил о находке в главное управление. Полицейские вызвали на место находки специалистов-историков, которые распорядились отправить каменные плиты в Археологический музей Бурсы. Далее был проведен анализ камней, в результате чего удалось установить, что один из них является фрагментом саркофага Римской эпохи. Возраст бесценной находки – более двух тысяч лет! Второй камень не представляет такой большой исторической ценности. Ученые установили, что он является частью могильной плиты, а его возраст не превышает 200 лет.
2000-летний фрагмент саркофага направлен в историко-археологическую лабораторию Бурсы для дальнейшего изучения.
Поделиться718Среда, 18 мая, 2016г. 19:48:49
Закрытие сералей, или Бесславный конец «Дома радости и счастья»
Время текло вперед, а вместе с ним зарождались, процветали и приходили в упадок гаремы. Конец XIX века свидетельствовал, что пришла пора мощных реорганизаций. Революционные бури, бушевавшие в Европе, покатывались к Блистательной порте, угрожая существованию и самого султаната, и института гаремов.
В 1876 году османский трон занял Абдул-Хамид II, о преобразованиях его сераля писал Джордж Дорис:
«В свое время сераль султана Абдул-Меджида был местом безумных оргий, и его жены в отсутствие строгого надзора предавались самым разнузданным вольностям. Сменивший его Абдул-Азиз, ревнивый как тигр, выправил эти пошатнувшиеся нравы. Но никогда султанский гарем не содержался в такой строгости, не был таким закрытым и, если можно так выразиться, таким „правильным“, каким он стал при нынешнем султане.
…обветшалое состояние современного сераля – не более чем один из очевидных признаков его упадка. Но прежде чем он исчезнет окончательно, свидетельницей скольких преступлений, казней и средневековой жестокости станет мрачная тюрьма Йилдыза.
Сегодня в Йилдызе невозможно себе представить не только любовную интригу, но даже самый ничтожный каприз, самую маленькую страстишку, самый беглый взгляд очей.
Запертые в двойном кольце высоких и толстых стен, обитательницы сераля живут в неправдоподобном мире, доступ в который закрыт для любого мужчины, кроме Великого Турка. Не только тщеславие или ревнивый нрав побудили Абдул-Хамида сделать свой великолепный гарем столь неприступным. Здесь прежде всего – как и во всех его поступках – сказался извечный страх перед за говорами, боязнь появления среди стада его покорных рабынь какой-нибудь мусульманской Юдифи, восточной Шарлотты Корде.
Султан Абдул-Хамид II, правивший в 1876–1909 гг.
Раньше султан был очень склонен к наслаждениям. Не чужд он их еще и теперь, но предается им лишь в моменты спокойствия, когда у него нет серьезных забот и мысль о какой-либо реальной или мнимой опасности не поселяется в его воображении».
В то время в турецком обществе началось серьезное брожение, могущее привести к революционным преобразованиям. В стране возникали тайные партии; к примеру, в 1889 году младотурки основали организацию «Единение и прогресс», постепенно набиравшую вес политической борьбе.
Абдул-Хамид, пытавшийся сохранить сильную власть, получил в народе прозвище «кровавый». Несмотря на все усилия по подавлению инакомыслия, остановить бунт было уже невозможно, к тому же западные союзники, на помощь которых рассчитывал султан, предпочли отсидеться.
В 1908 году произошла Младотурецкая революция, которая провозгласила конституционную монархию. Абдул-Хамид был низложен.
Над гаремами, которые перестали быть частью государственного аппарата, а лишь частной собственностью низложенного правителя и пришедшего ему на смену Мехмеда V, нависло бремя неизвестности. А вскоре, словно бы ставя жирную точку между прошлым и настоящим, появился закон, запрещающий гаремы. Впрочем. как мы понимаем, то была не точка, а лишь многоточие…
Пришедшие к власти младотурки не решили всех накопившихся в обществе проблем. И сами были причастны к новым политическим ошибкам; новые политики сделали ставку на Германию в начавшейся Первой мировой войне. Но поражение Германии положило конец деятельности младотурков. Победившая Антанта[2] начала делить не только огромную Турецкую империю, но и саму Турцию.
Национально-освободительную революцию 1918–1923 годов возглавил Мустафа Кемаль Ататюрк (Отец турок), разбивший английские оккупационные войска и ставший затем первым президентом Турецкой Республики. Тогда же было запрещено и многоженство.
Последний турецкий султан Мехмед V покинул страну на борту британского военного корабля, бросив свой гарем на произвол судьбы. Это стало серьезной проблемой для сотен женщин, десятков евнухов и гаремной прислуги, брошенных в стенах сераля.
Отпущенную на свободу прислугу удалось пристроить. Евнухи, имевшие средства, тоже устроились. Кого-то из наложниц забрали родственники, но от многих родные отказались.
Часть наложниц была отправлена в Европу, под защиту международных гуманитарных организаций, часть выдали замуж в Турции. Судьба остальных экс-невольниц осталась неизвестной.
Теперь в султанском гареме – музей, который посещают сотни тысяч туристов со всего мира. «И, – как пишет Шапи Казиев, – каждый из них ищет, а порой и находит там подтверждение своих представлений или фантазий, тайных желаний или открытого неприятия сладостных мужских грез о чудесном собрании прекраснейших женщин, мечтающих о взгляде, прикосновении, любви своего единственного господина».
Турецкие девушки празднуют освобождение из гаремов благодаря Кемалю Ататюрку. Стамбул. 1931 г.
Существуют ли гаремы сегодня?
Кто полагает, что гарем – это нечто экзотическое из далекого прошлого, тот глубоко ошибается. Автор Ш. Казиев в книге-исследовании «Повседневная жизнь восточного гарема» сообщает:
«Роскошные гаремы и сегодня украшают владения некоторых султанов, племенных вождей, диктаторов, императоров, пиратов, наркобаронов и прочих обладателей власти и солидных состояний.
Не прекратилась и позорная для человечества торговля «живым товаром».
Гаремы существуют, и обитают в них отнюдь не только несчастные «рабыни любви», но и вполне современные и довольные жизнью искательницы любовных приключений и больших денег.
Традиция не исчезла, хотя и приобрела новые, зачастую гротескные формы. Но эти модернизированные серали, разумеется, уже не имеют того масштаба и значения, какие были присущи «классическим гаремам». Нынешние гаремы уже не символ власти и не венец могущества, а всего лишь предмет роскоши или вложение капиталов, тайное и не всегда законное».
litmir.co/br
Поделиться719Среда, 18 мая, 2016г. 20:34:44
Евнухи – хранители сераля
Султанский дворец Топкапы.Двор,где жили и учились евнухи,
обслуживающие гарем.
Слово «евнух» происходит от греческого eunuhos – скопец. В «Библейской энциклопедим» утверждают, что в основе слова «евнух» лежит соединение слов «брачное ложе» и «сохранение», в итоге получается обобщенный смысл – «хранитель ложа». Читаем в этом источнике: «Хотя кастрация запрещалась законом Моисеевым и кастрированным лицам не позволялось даже являться в Скинию (Втор. XXIII:1), но цари иудейские считали для себя позволительным пользоваться услугами евнухов, доставляемых из других стран. По свидетельству Геродота, на Востоке был обычай кастрировать пленных – обычай очень древний, введение которого приписывается Семирамиде. Восточный деспотизм требовал, чтобы при царских и вельможных дворах служили лица, лишенные всех человеческих привязанностей. Этим объясняется высокое положение евнухов при восточных дворах».
Получается, что евнухи существовали еще в глубокой древности. Утверждают, что кастрированных «блюстителей ложа» у владык Османской империи имелась целая армия, численность которой в разные времена колебалась от 600 до 800 человек.
Евнухи, гарем-агалары – были мощной силой, которые, как и валиде-султан, и жены султана, и кальфы, и даже отдельные наложницы в гареме принимали самое непосредственное участие в государственных делах. Помимо того, что они обязаны были охранять и осуществлять руководство внутренними службами даруссаде. Напомним, что гарем в султанском дворце называли «даруссаде» (darussade), что в переводе с арабского означает «врата счастья».
Откуда в Османской империи взялись евнухи?
История появления евнухов в Османской империи такова: обычай держать в услужении евнухов проник сюда из Византии. В оттоманском гареме евнухи появились во времена султана Мехмеда Завоевателя (1432–1481). Сперва гарем охранялся белыми евнухами, поставляемыми с Северного Кавказа, из Армении и Грузии. С 1582 года, когда султан Мурад III (1574–1595) назначил евнухом абиссинца Мехмеда-агу, в евнухи почти всегда отбирались абиссинцы (эфиопы).
Стражники гарема. Художник Людвиг Дойч
Ввиду того, что белые рабы умирали чаще после подобной экзекуции, им на замену пришли жители Африки. Чернокожих рабов сплавляли по Нилу или гнали пешком. Операцию производили во время остановок, при этом несчастного закапывали по шею в горячий песок, что считалось хорошей дезинфекцией, и ждали момента, пока рана затянется.
Бизнес на кастрации
При том что ислам запрещает кастрировать людей и животных, евнухи являются обязательным атрибутом султанского гарема. Откуда брались эти преданные слуги – евнухи, которому султан мог доверить не только своих женщин, но и свою собственную безопасность? Чтобы не противоречить заповедям Ааллаха, мусульмане покупали кастратов из рядов христиан и иудеев. Но не только. Как отмечал П. Котов в статье «Запретная любовь в Сарае», рассуждая о роли евнухов: «И это понятно: раб, привезенный мальчиком из далекой Африки, своим положением обязанный только султану, не имеющий родственников вне гарема и лишенный возможности продолжить свой род, разве это не лучшая кандидатура на роль доверенного лица султана? В стамбульском гареме служили в основном гарем-агалары из Абиссинии (Эфиопии) и Судана. Дело в том, что они лучше переносили процедуру кастрации: белые мальчики часто умирали после нее.
В специфической литературе можно найти сведения о самом «производстве» евнухов. В те времена это был процветающий бизнес, ибо кастраты на невольничьем рынке стоили очень дорого, – ввиду того, что большинство подвергнувшихся ужасной операции не выживало. Также были случаи, когда мужчины не выдерживали ужаса превращения их в бесполые существа и сходили с ума.Пройдя через мучительную и унизительную процедуру, они обучались обязанностям "блюстителя ложа" султана и нередко достигали больших высот в управлении не только царским гаремом, но и всем государством.
Евнухи делились на три категории.
Сандалы, у которых было отрезано все – и пенис, и яички. Спадоны, у которых были удалены только яички методом выдергивания, и еще – тлибии, у которых яички были отбиты. Спадоны и тлибии долгое время после мучительной операции сохраняли способность получать сексуальное удовольствие. Из рассказов рабынь, покинувших гарем, известно, что некоторые одалиски некими изощренными способами могли удовлетворить даже сандала. Однако если такая связь раскрывалась, и евнуха, и его любовницу ждало серьезное наказание: гарем-агалару – палки и изгнание, одалиске – мешок с грузом и воды Босфора.
Евнух османского султана. Фото Паскаля Себа
Кызлар-ага
Старший евнух – кызлар-ага – предел мечтаний любого кастрата. В его руках была сосредоточена огромная власть, круг его обязанностей был чрезвычайно широк, а влияние огромно. Кызлар-ага выступал главным свидетелем на свадьбе султана и его детей, проводил церемонии обряда обрезания и помолвки, объявлял принцу о смерти отца или о других важных событиях. Помимо этого он отвечал за продвижение по иерархической лестнице гарема женщин и других евнухов. К приятной части его обязанностей относилась не только охрана жительниц гарема, но и поставка во дворец новых наложниц. Именно этот евнух в ранге кызлар-аги сопровождал девушку в спальню султана. А его зловещая власть проявлялась тогда, когда он объявлял приговоры женщинам гарема, отводил осужденных к палачу, когда же несчастных было приказано утопить в море, он самолично надевал на их головы кожаные мешки.
Евнухи имели не только власть, но и почти безграничную возможность обогащаться. Не удивительно, что многие из них были завзятыми взяточниками. Всякая женщина, пожелавшая обращавшаяся к султану, должна была сделать это только через главного евнуха, преподнеся при этом щедрые дары. Евнухи умело использовали «богатый женский ресурс» гарема, возвышая или, наоборот, оставляя в забвении наложниц. Они получали от них взятки деньгами и подарками, а затем уже счастливицы могли продвигать их самих по службе. Право личного доклада султану и частые встречи с ним также давали хорошую возможность приумножить состояние. Так что вполне вероятно, что кызлар-ага мог стать одним из самых богатых людей Османской империи. Когда главный евнух уходил в отставку, ему назначалась солидная пенсия, ибо он все еще оставался главным носителем и хранителем дворцовых секретов.
Как пишет историк О. Дмитриева, «Евнухи были хранителями казны султана, его жен и, самое главное, – тайн гарема, от которых зачастую зависела жизнь многих. Их влияние на государственные дела росло, став поистине огромным во времена правления женщин (1541–1687), а в XVII и XVIII столетии они вместе с султаншами и валиде, собственно говоря, руководили империей, сыграв существенную роль в ее упадке. Евнухи организовывали заговоры, свергали и возносили на троны султанов. Они же решили исход «войны» султанш Турхан и Кесем, задушив последнюю».
О своей встрече с кызлар-агой рассказал и Жерар де Нерваль:
«Пока мы прохаживались по пристани, показался величественного вида мужчина; он был смуглым, как мулат, в прекрасном турецком костюме, но не в новом, по-слереформенном, а в таком, какой носили в старину. Увидев господина Б., он остановился; тот приветствовал его с большим почтением. Мой друг сказал, что этот человек – важная персона и что, когда он будет уходить, ему нужно будет сделать церемонный „салам алейкум“: приложить руки сперва к груди, потом – к губам. Я так и сделал; в ответ мулат изящно поклонился.
Я знал, что это не султан, которого я уже видел.
– Кто это? – спросил я, когда человек отошел.
– Это кызлар-ага, – ответил мне художник с чувством восхищения, к которому примешивался страх.
Я все понял: кызлар-ага – главный евнух сераля, самый влиятельный человек после султана, даже более грозный, чем первый визирь».
Кызлар-ага – чернокожий шеф евнухов гарема. Художник Жан-Батист ван Мур
-.litmir.
Отредактировано Эля (Среда, 18 мая, 2016г. 20:37:21)
Поделиться720Среда, 18 мая, 2016г. 21:30:29
Женщины османской империи