Тема для исторических фактов и других интересных сведений
КЕСЕМ СУЛТАН ИСТОРИЯ, ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ, СВЕДЕНИЯ и т. д.
Сообщений 751 страница 780 из 1000
Поделиться755Пятница, 27 мая, 2016г. 18:17:06
Если ранее у многих критиков и зрителей возникали сомнения по поводу игры актрисы Берен Саат в сериале «Кесем Султан», многие называли ее безэмоциональной, за исключением сцены, когда Султан Ахмед передал ей управление гаремом, то предыдущая серия поразила многих. Героиня Берен – Кесем, в 28 серии ленты переживает смерть первого сына – Мехмета, которого решил казнить новый Султан Осман. Печатные издания Турции гласят: «Берен показала свои чувства», намекая на то, что актриса наконец-то раскрылась.
Поделиться756Пятница, 27 мая, 2016г. 20:49:25
В роли Акиле Ханым - Бахар Сельви
тур. Bahar Selvi
Дата рождения:
9 сентября 1983 (32 года)
Место рождения:
Измир
Гражданство:
Турция
Бахар родилась в Измире в 1983 году. Окончила театральный факультет Стамбульского университета в 2005 году. Снималась в рекламе и играла в театре. Карьеру актрисы начала в 2010 году.
Фильмография
2010 Турчанка (Фидан)
2012 Моё сердце в 4 сезона (Тюлай)
2013-2014 Я тоже соскучился (Назлы)
2015 Пять братьев (Сема)
2015 Мамы и матери (Айше)
2016 Великолепный век: Кёсем Султан (Акиле Ханым)
Поделиться757Пятница, 27 мая, 2016г. 20:58:11
За кадром
mahpeyker_sultan
Поделиться758Пятница, 27 мая, 2016г. 20:58:50
mahpeyker_sultan
Поделиться760Суббота, 28 мая, 2016г. 12:37:14
В 28 серии «Кесем Султан» зрителям показали никях Султана Османа и Акиле Хатун, девушки одного из мусульман. Такой церемонией Осман нарушил традицию, которая складывалась веками в Империи. Повелители сдерживались от подобных браков, чтобы не нарушить династический альянс. Брак продлился недолго, так как спустя несколько месяцев повелителя свергли и убили. Акиле Хатун в сериале исполняет актриса Бахар Селви, которая по возрасту старше не только своего сериального мужа, но и его Валиде – в исполнении Берен Саат.
Поделиться761Суббота, 28 мая, 2016г. 13:46:10
Актер Экин Коч был замечен в торговом центре Акмеркез за совершением покупок. Актер сбрил бороду, и репортеры решили узнать, почему он решил не придерживаться турецкой традиции, ведь многие мужчины в этой стране предпочитают носить бороду, пусть даже не большую. «Мне больше так нравится, вот и весь ответ», - сказал Экин. Тогда корреспонденты спросили, может ему, просто не понравился образ в сериале, ведь Халит Эргенч продолжает ходить с бородой и сейчас, на что Коч сказал: «Я не Халит Эргенч. Мой ответ уже дан».
Поделиться762Суббота, 28 мая, 2016г. 18:52:10
Старение Османской империи
(выдержки из статьи)
...У османской империи ещё были новые завоевания, и она продолжала удерживать громадные территории, но султаны уже редко покидали свой дворец и постепенно подлинная власть переходила к матерям и жёнам султанов, к великим визирям, а затем и к войску, все менее послушному своему владыке. В 1589 г. произошёл первый мятеж янычар, а в 1622 году янычары свергли султана Османа 2 (как раз через 300 лет после первых крупных завоеваний Османа 1 и за 300 лет до изгнания последнего султана).
Растущая отсталость кавалерии, бегство крестьян с земли, коллапс системы учета налогоплательщиков, постоянная нехватка денег, неожиданная и непостижимая инфляция, вызванная появлением дешевого американского серебра, и скромные способности преемников Сулеймана — все это рождало ощущение, что поступь империи начинает замедляться.
Поскольку теперь все, начиная с султана, предпочитали сидеть дома, османы стали интересоваться хорошей мебелью, пищей и даже вином. Капыкулу стали изнежены; паша больше не довольствовался «хлебом и рисом, ковром и подушкой», прошли те времена, когда его статус определялся «исключительно тем, сколько он имеет рабов и лошадей, которых может поставить на службу своему повелителю».
Первым десяти правителям династии, от Осман-бея до султана Сулеймана, умершего в 1566 году, повезло больше, чем их потомкам. Первые султаны готовили своих сыновей к власти, назначая их наместниками в провинции и окружая мудрыми советниками. Они правили в среднем по двадцать семь лет, возглавляли военные кампании, выигрывали битвы и получали уважительные прозвища: Грозный, Великолепный, Завоеватель. В следующее столетие султаны проводили на троне в среднем по двенадцать лет. Из десяти ближайших преемников Сулеймана пятеро были свергнуты и двое убиты. Среди двадцати шести султанов, правивших после смерти Великолепного, были Пьяница (Селим), Безумный (Ибрагим) и Проклятый (по крайней мере так европейская желтая пресса называла Абдул-Хамида). Многие из них производили впечатление психически нездоровых людей.
Когда на трон в 1595 году взошел Мехмед III, из ворот дворца вынесли девятнадцать трупов его братьев. Зрелище ужасной процессии, движущейся по улицам, опечалило даже ко всему привычных стамбульцев. Заодно были убиты и все сестры Мехмеда, но их город оплакивал меньше.
Преемник Мехмеда - Ахмед I не стал приводить закон в исполнение. После его вступления на престол в 1603 году османских принцев не убивали, что называется, в установленном порядке. Однако они оказались запертыми во дворце. В помещениях гарема начали скапливаться дядья и братья, и железный закон наследования власти самым способным сменился правом старшинства.
Принцев держали взаперти во внутренней части гарема, известной под названием Кафес — Клетка, где они ждали смерти, насильственной или естественной, или коронации, проводя свои дни в полном безделье, ублажаемые наложницами, неспособными производить потомство, полностью оторванные от течения жизни.
Занимать высокие посты было опасно. Шансы на выживание великого визиря равнялись одному к десяти, и один из них сравнил себя с муравьем, «которому Бог дает крылья лишь для его скорейшей погибели». Однако и сами султаны подвергались риску не меньшему, чем их подданные. Из тридцати шести султанов, опоясанных мечом Османа, семнадцать были низложены. Европейцы приобрели привычку винить османских владык в неслыханной тирании как раз в тот период, когда любая военная неудача могла стоить султану трона. Власть потихоньку ускользнула из рук султанов и перешла к их подданным.
Усиливалась коррупция, привычка требовать деньги за любую услугу укоренялась все глубже. Большую часть XVI века акче, османская серебряная монета, был весьма стабильной валютой Однако в 1600 году за золотой нужно было выложить уже 280 «кабацких монет», как называли акче. К тому времени финансовая основа, позволяющая строить долгосрочные планы, равно как и уверенность в том, что по мере роста территории империя будет с каждым днем богатеть, пошла в разнос. Акче, как пишет современный турецкий историк, «стали легкими, как листья миндального дерева, и ничего не стоящими, как капли росы».
Церемониальный порядок империи, некогда стройный, как гармония небесных сфер, стал сбоить и спотыкаться. Прежде султаны правили по семь, одиннадцать, двадцать лет, а теперь в среднем задерживались на троне лет на пять-шесть. Господари Молдавии и Валахии сменяли друг друга каждый год, тогда как раньше — раз в три года.
В кошмарный период между 1644 и 1656 годом, ставший апогеем «женского султаната», сменилось восемнадцать великих визирей, двенадцать великих муфтиев и восемнадцать капудан-пашей. Старый обычай содержать свиту, соответствующую рангу вельможи, только усиливал неразбериху, поскольку каждому сановнику нужно было подыскать места для целого косяка мелкой рыбешки; поскольку срок, проведенный ими на той или иной должности, обещал быть непродолжительным, они стремились любыми средствами взобраться повыше...
Армия росла с каждым годом.
В 1595 году жалованье получали 48 тысяч солдат; в 1652-м — 85 тысяч, почти вдвое больше.
Растущие расходы на армию были тяжелым бременем для финансов империи, учитывая, что постоянные военные кампании приносили все меньше выгоды. Империя не захватывала новых тимаров для сипахи, не находила новых источников средств для жалованья янычарам.
Еще в 1523 году янычары попросили разрешить им жениться. В конце века, когда инфляция обесценила жалованье, обремененные семьями янычары начали применять свои ремесленные навыки в гражданской сфере. Их командиры стали зачислять на службу несуществующих солдат, чтобы увеличить платежную ведомость, и продавать места в полках торговцам и ремесленникам, столкнувшимся с конкуренцией со стороны янычар. На бумаге янычар становилось все больше, но в качестве войска от них было все меньше и меньше толку. Гордый воин-янычар былых дней, закаленный в бесчисленных боях с неверными, уступил место янычару-ремесленнику, который заботился о своей семье и лавке, и молился о том, чтобы никогда в жизни не попасть на поле боя. Однако при этом, он обладал всеми привилегиями, заслуженными его предшественниками.
Когда война перестала приносить доходы, янычары начали изыскивать источники обогащения дома — как законные, так и не совсем. Они приобрели дурную славу поджигателей. Стамбул был деревянным городом, всегда готовым загореться, и янычары пользовались этим для вымогательства. Горожане платили им за то, чтобы они не сжигали их дома и лавки, иначе потом приходилось платить за тушение. Когда янычары намечали к сносу какой-нибудь квартал, чтобы создать защитную полосу, жители квартала платили им, чтобы они устраивали защитную полосу где-нибудь в другом месте. Венцом всей этой бурной деятельности было мародерство на пепелище. Для янычар пожары в городе были нескончаемым повторением взятия Константинополя.
Их жадность часто доходила до мелочности (взять хотя бы «зубной сбор», который они взимали за поедание украденной еды), а их грандиозные мятежи были так же жестоки и, в конечном счете, бессмысленны, как любой крестьянский бунт.
Никто не понимал, что расширение границ прекратилось навсегда, что расширение империи достигло своего географического предела: османская армия продолжала время от времени одерживать победы, и почему бы не ожидать новых побед и завоеваний в будущем?
Величина и сложность державы османов в начале XVII века не имели прецедентов в истории — империя переросла средневековые механизмы, созданные для того, чтобы ей управлять.
В начале XVII века внутренние районы Анатолии были на грани всеобщего восстания.
Хаос и экономические неурядицы XVII века привели к тому, что империя была переполнена обездоленными. С тех пор как перестали расширяться границы, правящие классы усилили эксплуатацию низов, выжимая из них богатства, которые перестала приносить война. Чем выше росли налоги, тем больше земледельцев бежало с земли или уступало свои права местным «сильным людям». Росло количество разбойников и пиратов.
Последствием экономических потрясений XVII века в следующем столетии стало развитие торговли и рост имущественного неравенства; социальные и демографические изменения, по всей видимости, нашли отражение в более быстром, чем раньше, распространении эпидемий из города в город (заразу разносили войска и торговые караваны).
Чума обычно начиналась в Константинополе в апреле или в мае, достигала пика в августе и прекращалась в октябре; корабли везли ее в Каир и Александрию, караваны — в балканские города.
Если в XVI веке численность населения росла, то в XVII — падала, причем явственнее всего это было заметно в сельской местности, жители которой бежали в города, где было безопаснее. Там их ждала чума, но все равно доля христиан в городском населении на Балканах выросла очень сильно.
В структуре общества появлялись новые элементы, но древние традиции государственного управления не претерпели никаких изменений — государство не развивалось параллельно с обществом.
Пропасть между теорией и реальностью ширилась с каждым годом. Слишком многие люди жили не в реальном мире, а в лживых декорациях, начиная с султана с его иллюзорным всемогуществом и продолжая правительством, притворявшимся, что контролирует всю территорию империи, янычарами, притворявшимися, что они солдаты, улемой, притворявшейся, что верит во всемирное и вечное торжество ислама, наместниками, притворно покорными центральной власти, дающей им легитимность… Тысячи людей ежедневно приходили на работу во дворец Топкапы, но лишь человек двадцать из них занимались там чем-то действительно важным и нужным.
Европейский наблюдатель заметил: «Хотя турки и исписывают огромное количество бумаги, они не придают никакого значения этой документации и, как правило, просто сваливают ее в мешки, которые через месяц-другой выбрасывают»...
Османский мир издавна был дуалистичен: вспомним о разделении вселенной на Дом мира и Дом войны, о различиях между жизнью на людях и гаремом, о притязаниях на власть над двумя морями и двумя континентами. Однако самое поразительное из всех противоречий империи, впервые проявившееся в начале XVII века, носит исторический характер: это противоречие между легкостью и быстротой, присущими ей в начале пути, и ленивой неповоротливостью позднейшего периода...
Война давала властям оправдание для повышения налогов, четвертая часть которых тратилась на нужды султана и дворца. Война очищала улицы от беспокойных янычар и сипахи. Война выводила Османскую империю на поле боя, раздувала потухшие угли былой доблести и приводила в движение заржавевшие шестеренки старинного механизма. И не имело значения, чем закончится поход — победой или поражением; империя исправно продолжала вести войны и тогда, когда османская армия давно уже не была покрытым славой воинством, собирающим богатый урожай трофеев, и маршировала от одного бесславного и практически неизбежного поражения к другому.
Когда в османском государстве наступили разброд и шатание, капыкулу стали вести себя по-новому. Раньше единственной целью их жизни было исполнение воли султана; теперь же, когда султан был у них в руках, целью жизни стала власть. Стремление к власти заставляло их вступать в ожесточенные конфликты друг с другом, делиться на враждующие группировки, продвигать своих ставленников и наносить друг другу удары в спину. Мир, который они создали сами для себя, был гораздо более страшным и опасным, чем прежний, в котором их судьба всецело зависела от воли султана.
Удальство и энергия былых дней сменились удушающей теснотой Клетки, упадком в пограничных областях, мрачным лабиринтом испуганных улиц, скукой жизни в гареме. Все это напоминало галерное рабство, а кроме того, бередило национальное самосознание — пока империя наконец не стала производить еще и впечатление тюрьмы народов.
К 1826 году янычарам удалось настроить против себя даже тех, кто раннее им сочувствовал. Янычары грабили лавочников, если те не хотели им платить, открывали собственные лавки и заставляли поставщиков продавать им товар по смехотворно низким ценам; силой монополизировали уважаемые ремесла и превращали их в средство для вымогательства: скажем, продавали сотню кирпичей по цене тысячи. Для них не было ничего святого. На Пасху они расстилали на улицах плащи и требовали у христиан плату за проход по ним. По пятницам, когда правоверные направлялись к мечети, они горланили неподалеку похабные песни под гитару, а однажды ограбили самого кадия Стамбула. Янычары поджигали дома, выносили вещи и насиловали женщин, совершали рейды по окрестностям столицы и нападали на деревни, словно разбойничья орда. И при всем этом они и воевать-то толком не умели, проигрывая в сражениях не только современным армиям, но даже мятежным грекам.
Летом 1826 г. янычары устроили очередное восстание в Стамбуле, но подготовленные к нему власти восстание подавили, после чего распустили войско янычар.
В эти годы от империи откололся Египет и османы даже вынуждены были защищать от египетского войска Стамбул с помощью русской армии (1833г).
Атмосфера всеобщего смятения, некогда свойственная лишь кратким периодам междуцарствия, теперь господствовала в империи постоянно...
Младотурки втянули империю в Первую мировую войну. Турция вступила в войну, в которой ей предстояло сражаться с русскими на Кавказе и в Восточной Анатолии, с англичанами в Персидском заливе, Сирии и Палестине, с греками во Фракии.
С приближением конца Первой мировой войны становилось все яснее, что империя обречена.
1 ноября 1922 года Великое национальное собрание приняло закон, отделявший султанат от халифата, а вскоре султану Вахидеддину сообщили, что его должность упразднена.
4 ноября 1922 года последний султан принял у своих министров печати, служившие верой и правдой шесть сотен лет, а потом, испуганный и оставленный всеми, попросил британские оккупационные власти обеспечить ему безопасный выезд из Стамбула.
-Osmanskaja-imperija.
Поделиться763Суббота, 28 мая, 2016г. 19:18:37
Кесем Султан: в кого власть превращает женщину
Практически любая тема, связанная с историей Османской империи XVI-XVII веков, обязательно выйдет на разговор о женском султанате. А при любом упоминании об этом периоде истории Порты, когда женщины гарема играли важную роль в политике и государственном управлении, непременно вспомнят Кесем Султан, жену одного султана и мать двух султанов. Эту женщину, попавшую в султанский гарем в очень юном возрасте, многие считают олицетворением женского султаната и его самой влиятельной и яркой фигурой.
История Кесем Султан действительно является захватывающей и поучительной – не зря в 2015 году вышел турецкий сериал, посвящённый её судьбе, а в 2010 году состоялась премьера художественной ленты «Махпейкер: Кесем Султан».
Кесем Султан: самая любимая с лицом, подобным луне
История любой известной женщины из гарема османских султанов начинается с интригующей загадки о её происхождении. В гарем попадали в подавляющем большинстве случаев иноземные рабыни, выбранные за свою юность и красоту на невольничьих рынках или специально подаренные повелителю вельможами. О некоторых видных фаворитках или жёнах султанов более или менее известно, из каких стран они были родом или даже их настоящие имена и родственные связи. Но чаще всего эта информация остаётся покрытой завесой тайны.
Кесем Султан, биография которой до попадания в гарем практически неизвестна, является характерным тому примером. О её происхождении, месте и времени рождения ходят лишь слухи, подтвердить или опровергнуть которые невозможно. Чаще всего можно встретить упоминания о том, что Кесем Султан была гречанкой или боснийкой, захваченной турками и попавшей в гарем юного султана Ахмеда I примерно в 1604 году.
Ей тогда было около 15 лет и она была ровесницей султана, который очень быстро обратил на неё внимание. По устоявшейся традиции каждой новой наложнице гарема дают новое имя – будущая почти правительница Порты получила имя Махпейкер, что означает «луноликая», «с лицом, подобным луне». Однако сам Ахмед I дал ей другое прозвище, которое и вошло в историю – Кесем, то есть «самая любимая». Молодой султан действительно был неравнодушен к Кесем – свидетельством тому является большое количество детей, которые она родила. Историки спорят об их точном количестве, но их было не менее шести, а скорее всего, и больше. И это при том, что Ахмед I довольно рано умер, скончавшись в 1617 году, не дожив до 29 лет.
Современники, включая европейских дипломатов при султанском дворе, единодушно отмечали, что Кесем Султан действительно была любимицей султана. Помимо внешней красоты, она отличалась прекрасными музыкальными способностями, хорошо пела и могла поддерживать беседу наравне с мужчинами. При этом многие отмечали её ум и осторожность: в правление мужа она не пыталась вмешиваться в государственные дела, понимая безрезультатность таких шагов и высокую вероятность попасть из-за такой наглости в опалу. Вместе с тем она предусмотрительно устраивала браки своих дочерей с влиятельными политическими деятелями, создавая тем самым на будущее своеобразную коалицию, связанную общими интересами и родственными связями.
В политике материнский инстинкт весьма кстати
Правда, несмотря на громкую репутацию у современных историков, правление Кесем Султан отнюдь не началось сразу после смерти мужа, при котором она обрела статус законной супруги. Начались политические интриги и дворцовые перевороты, захлестнувшие Османскую империю на шесть лет. После Ахмеда I влиятельная придворная группировка посадила на престол его младшего брата Мустафу I, который не был способен к самостоятельному правлению: по одним сведениям, он был умалишённым, по другим, умственно неполноценным. Как бы то ни было, но это была просто марионетка на троне. Спустя примерно год Мустафа I был смещён, на трон вступил старший сын Ахмеда I (не от Кесем Султан, от другой наложницы) 14-летний Осман II.
Историки сходятся во мнении, что по своим талантам государственного деятеля Осман II мог стать одним из величайших султанов в истории Порты, вторым Сулейманом Великолепным.
Несмотря на юный возраст, он быстро понял, что империя нуждается в серьёзных преобразованиях. Он планировал провести военную реформу и распустить янычарский корпус, ставший источником мятежей и дворцовых переворотов, а также перенести столицу из Стамбула в азиатскую часть страны. Кесем Султан сумела установить добрые отношения с молодым султаном и обезопасить своих детей, в первую очередь сыновей, от возможных репрессий. Тем более что закон Фатиха о престолонаследии позволял султану умерщвлять своих братьев во избежание заговоров.
В 1822 году янычары, не желавшие терять привилегированного положения, подняли мятеж, убили Османа II и вновь сделали султаном безобидного Мустафу I. При нём позициям Кесем Султан грозила самая большая опасность: великий визирь, жена которого приходилась сестрой Ахмеда I и Мустафы I, задумал посадить на трон своего сына. У Мустафы I и Османа II не было детей, так что оставалось устранить сыновей Кесем Султан, чтобы сын визиря стал главным претендентом на трон. Однако Кесем Султан узнала о заговоре и сумела спасти сыновей, усилив их личную охрану.
Даже ловкие интриганы умирают не своей смертью
В 1623 году бесполезный Мустафа I был опять свергнут, на этот раз при прямом участии Кесем Султан, хотя впоследствии она формально оправдалась от этого обвинения. Султаном стал её сын Мурад IV, которому на тот момент было всего 11 лет. Так Кесем Султан официально стала регентом при малолетнем сыне – впервые в истории Османской империи женщина легитимно, пусть и с определёнными оговорками, получила верховную власть. Она находилась в руках Кесем Султан до 1632 года – и за это время государственное управление страной значительно ухудшилось. Процветала коррупция, контроль центрального аппарата за действиями чиновников на местах ухудшился, губернаторы провинций стали проявлять самоуправство, на восточные окраины империи стали совершать нападения соседи.
В 1632 году Мурад IV по достижению 20-летия сумел взять реальную власть в свои руки и навести относительный порядок в стране. Это был волевой и умный человек, но при этом действовал он с помощью жестоких репрессий. Таким образом он расправлялся с недовольными и противниками, одновременно пополняя государственную казну конфискованным имуществом. Также Мурад IV был способным полководцем и сумел вернуть дисциплину даже в ряды янычар. Однако злоупотребление алкоголем привело к тому, что султан скончался в 1640 году в возрасте 27 лет. Власть снова сумела взять Кесем Султан. Официально султаном стал Ибрагим I, однако он был далёк от государственных дел, к тому же имел явные проблемы с психикой и предпочитал предаваться удовольствия.
Первые годы правления Ибрагим I полностью отдал управление страной матери, но затем рассорился с ней и отдалил от дел. В итоге, когда против султана был составлен совместный заговор духовенства и янычар, Кесем Султан или тайно присоединилась к нему, или, зная о нём, не стала противодействовать. В итоге в 1648 году Ибрагим I был свергнут и убит, а место правителя занял его шестилетний сын Мехмед IV.
Сначала Кесем Султан вернулась на вершину власти – она была опытным и влиятельным политиком, а Турхан Султан, мать Мехмеда IV, в то время была ещё слишком молодой (21 год) и неискушённой в политических и дворцовых интригах. Однако юная валиде-султан очень быстро училась и постепенно стала вступать в конфронтацию с Кесем Султан. Дело дошло до того, что последняя начала рассматривать возможность ликвидации внука и приведения к власти одного из своих младших сыновей. Однако здесь она просчиталась: Турхан Султан сумела составить контрзаговор с привлечением влиятельных евнухов гарема и в сентябре 1561 года Кесем Султан была задушена в собственной постели.
В мировой истории было немало сильных и влиятельных женщин и далеко не все из них являлись представительницами монархических или аристократических кругов, по крайней мере, в самом начале своего пути к славе и власти. История Османской империи знает несколько таких эпизодов, когда управление страной фактически находилось в руках находившейся рядом с султаном женщины. Такой женщиной была Кесем Султан – мудрая и могущественная жена султана Ахмеда I, которая была не только другом и советником своему мужу, но и ведала очень важными делами в период пребывания на престоле своих двоих сыновей.
-Александр Бабицкий
chuchotezvous
Поделиться764Суббота, 28 мая, 2016г. 19:27:28
Закон Фатиха: в борьбе за власть все средства хороши
Любая империя держится не только на военных завоеваниях, экономической силе и мощной идеологии. Империя не может долго существовать и эффективно развиваться без стабильной системы наследования верховной власти. К чему может привести анархия в империи, можно проследить на примере Римской империи эпохи её упадка, когда императором мог стать фактически любой, кто предложит больше денег преторианцам, столичной гвардии. В Османской империи вопрос о порядке прихода к власти регулировал в первую очередь закон Фатиха, приводимый многими в пример как образец жестокости и политического цинизма.
Настоящий Завоеватель думает, как сохранить завоёванное
Закон Фатиха о престолонаследии появился благодаря одному из самых известных и успешных султанов Османской империи, Мехмеду II (годы правления 1444-1446, 1451-1481). Уважительный эпитет «Фатих», то есть Завоеватель, ему был дан восхищёнными подданными и потомками в качестве признания выдающихся заслуг по расширению территории империи. Мехмед II действительно постарался на славу, проведя многочисленные победоносные походы как на Востоке, так и на Западе, в первую очередь на Балканах и в Южной Европе. Но главным его военным деянием является захват Константинополя в 1453 году. Византийская империя к тому моменту уже фактически перестала существовать, её территория контролировалась османами. Но падение великого города, столицы монументальной империи, было знаковым событием, ознаменовавшим конец одной эпохи и начало следующей. Эпохи, в которой у Османской империи появилась новая столица, переименованная в Стамбул, а сама она стала одной из ведущих сил на международной арене.
Однако завоевателей в истории человечества немало, гораздо меньше великих завоевателей. Величие завоевателя измеряется не только масштабом покорённых им земель или количеством убитых врагов. В первую очередь это забота о том, чтобы сохранить завоёванное и превратить его в могущественное и процветающее государство. Мехмед II Фатих был великим завоевателем – после множества побед он задумался о том, как обеспечить империи стабильность в будущем. В первую очередь для этого нужна была простая и чёткая система наследования власти. К тому моменту уже был выработан один из механизмов. Заключался он в принципе, на котором строилась жизнь султанского гарема – «одна наложница – один сын». Султаны очень редко вступали в официальный брак, обычно детей им рожали наложницы. Чтобы одна наложница не получала слишком много влияния и не начинала интриг против сыновей от других наложниц, она могла иметь от султана лишь одного сына. После его рождения её больше не допускали к интимной близости с повелителем. Более того, когда сын достигал более или менее вменяемого возраста, его назначали наместником в одну из провинций – и мать должна была его сопровождать.
В политике братья опаснее всего
Тем не менее, сложности с наследованием престола всё равно оставались – султаны не были ограничены в вопросе количества наложниц, так что и сыновей у них могло быть немало. С учётом того, что каждый совершеннолетний сын мог рассматриваться полноправным наследником, борьба за будущую власть нередко начиналась ещё до смерти предыдущего султана. Кроме того, даже получив власть, новый султан не мог быть полностью спокоен, зная, что его братья способны в любой момент поднять мятеж. Сам Мехмед II, придя к власти окончательно, решил этот вопрос просто и радикально – он убил сводного брата, потенциального соперника в борьбе за власть. А затем издал закон, в соответствии с которым султан после восшествия на престол имеет право казнить своих братьев ради сохранения стабильности государства и во избежание будущих мятежей.
Закон Фатиха в Османской империи формально действовал на протяжении более чем четырёх веков, до конца существования султаната, упразднённого в 1922 году. При этом не стоит делать из Мехмеда II изувера, который якобы в обязательном порядке завещал своим потомкам нещадно уничтожать всех братьев. Закон Фатиха не говорил о том, что каждый новый султан обязан умерщвлять своих ближайших родственников. И многие султаны не прибегали к подобным радикальным мерам. Однако этот закон давал главе империи право посредством такого внутрисемейного «кровопускания» обеспечить политическую устойчивость всего государства. Кстати, данный закон не являлся жестокой прихотью султана-маньяка: его одобрили юридические и религиозные авторитеты Османской империи, посчитавшие, что такая мера оправдана и целесообразна. Закон Фатиха нередко использовался султанами Османской империи. Так, при своём восшествии на трон в 1595 году султан Мехмед III приказал умертвить 19 братьев. Впрочем, последний случай применения этой чрезвычайной юридической нормы был отмечен задолго до падения империи: в 1808 году пришедший к власти Мурад II приказал убить брата, предыдущего султана Мустафу IV.
Закон Фатиха: законы и сериалы
Вряд ли бы о законе Фатиха в наше время вспомнило бы столь большое количество нетурецкого, то есть не изучавшего деяния Мехмеда II в школьном курсе истории, населения, если бы не пресловутый сериал «Великолепный век». Дело в том, что сценаристы сделали закон Фатиха одной из главных сюжетных пружин всего повествования. Согласно сценарному замыслу, Хюррем, знаменитая наложница и любимая жена султана Сулеймана Великолепного, начала плести свои интриги против других наложниц и старшего сына султана Сулеймана. При этом главная её деятельность была направлена как раз против закона Фатиха о престолонаследии. Логика была такова: у султана Сулеймана был старший сын, рождённый другой наложницей. Следовательно, именно он имел самые высокие шансы занять престол отца. В этом случае новый султан мог пустить в ход закон Фатиха и убить своих братьев, сыновей Хюррем.
Поэтому Хюррем-султан якобы стремилась добиться от Сулеймана отмены данного закона. Когда же султан не захотел отменять закон даже ради любимой жены, она перенаправила свою деятельность. Не будучи в состоянии упразднить закон как угрозу своим сыновьям, она решила упразднить первопричину – и начала интриговать против старшего сына Сулеймана, чтобы дискредитировать его в глазах отца, а по возможности и уничтожить. Эта деятельность привела к усилению влияния Хюррем, ставшей, таким образом, родоначальницей той традиции, которая в истории Османской империи известна как «Женский султанат».
Версия в целом интересная и не лишённая логики, однако, всего лишь художественная версия. Хюррем-султан не является деятельницей «Женского султаната», это явление, характеризуемое большим влиянием женщин гарема на политическую ситуацию в стране и даже на верховную власть, возникло спустя полвека после её смерти.
К тому же опять стоит вспомнить, что закон Фатиха не предусматривал неизбежной расправы султана над братьями. Характерно, что в некоторых случаях закон обходили: например, в 1640 году, перед своей смертью, Султан Мурад IV приказал убить своего брата. Однако приказ не был выполнен, так как в случае его выполнения не оставалось прямых наследников по мужской линии. Правда, следующий султан вошёл в историю как Ибрагим I Сумасшедший, так что большой вопрос, правильно ли не выполнили приказ – но это уже другая история…
-.chuchotezvous
Поделиться765Суббота, 28 мая, 2016г. 19:56:36
Население империи
По приблизительным подсчетам, все население империи в период расцвета государства составляло около 22 млн человек.
Мусульмане и немусульмане – две большие группы в населении Османской империи.
Мусульмане, в свою очередь, делились на аскеров (всех военнослужащих и чиновников государства) и райя (дословно – «пасомые», сельские жители-земледельцы и простые горожане, а в некоторые периоды истории – и купцы). В отличие от крестьян средневековой Европы райя не были прикреплены к земле и в большинстве случаев могли переселиться на другое место или стать ремесленниками.
Немусульмане составляли три крупные религиозные части, в которые входили православные христиане (рум, или ромеи) – балканские славяне, греки, православные арабы, грузины; восточные христиане (эрмени) – армяне; иудеи (яхуди) – караиты, романиоты, сефарды, ашкенази.
Положение христиан и иудеев, т. е. немусульман, было определено исламским законом (шариатом), который позволял представителям других народов и вероисповеданий жить на территории империи, придерживаться своих верований, но обязывал уплачивать подушную подать как подданных, стоявших на ступень ниже, чем все мусульмане.
Все представители иных религий должны были отличаться по внешнему виду, носить другую одежду, воздерживаясь от ярких цветов в ней. Коран запрещал немусульманину жениться на девушке-мусульманке, а на суде в решении любых вопросов и споров приоритет отдавался мусульманам.
Греки в основном занимались мелкой торговлей, ремеслом, держали трактиры или посвящали себя морскому делу. Армяне контролировали торговлю шелком между Персией и Стамбулом. Евреи находили себя в выплавке металлов, ювелирном деле, ростовщичестве. Славяне занимались ремеслами или служили в христианских военных отрядах.
Согласно мусульманской традиции человек, освоивший профессию и приносивший пользу людям, считался счастливым и достойным членом общества. Все жители огромной державы получали какую-либо профессию, поддерживаемые в этом примером великих султанов. Так, правитель империи Мехмед II освоил садовое дело, а Селим I и Сулейман Великолепный были высококлассными ювелирами. Многие султаны писали стихи, прекрасно владея этим искусством.
Такое положение дел сохранялось до 1839 г., когда все подданные империи согласно принятому закону во время начавшегося периода реформ (танзимата) получили равные права.
Положение раба в обществе османов было намного лучше, чем в античном мире. Специальные статьи Корана предписывали оказывать рабу медицинскую помощь, хорошо его кормить и помогать в старости. За жестокое отношение к рабу мусульманину грозило серьезное наказание.
Особую категорию населения империи составляли рабы (келе), бесправные люди, как и во всем остальном мире рабовладельцев. В Османской империи раб не мог иметь дома, имущества, не имел права на наследство. Заключать брак раб мог только по разрешению хозяина. Рабыня-наложница, родившая ребенка своему господину, становилась свободной после его смерти.
Рабы в Османской империи помогали вести хозяйство, служили сторожами в мавзолеях, медресе и мечетях, евнухами, которые охраняли гарем и своего господина. Женщины-рабыни в большинстве становились наложницами и служанками. В армии и сельском хозяйстве рабы использовались гораздо меньше.
-plam.ru/
Поделиться766Суббота, 28 мая, 2016г. 20:04:10
Неизвестные факты об Османской империи
Женщина в Османской империи
— Большая часть турецких историков, коими со времен Османской империи были в основном мужчины, выражает беспокойство вмешательством женщин в дела османского государства. Такая точка зрения сохраняется и в республиканский период.
— Тем не менее, примеры вмешательства валиде-султан, Кесем Султан, Турхан Султан в дела государства показывают, что оно главным образом носило вынужденный характер. Разве 11-летний ребенок может управлять государством!
— Участие женщин, носивших титул валиде-султан, в управлении страной в XVII веке было благоразумным и полезным для государственного развития. Они свято чтили государство в период ослабления правящей династии, выводили страну из кризиса.
– Хюррем Султан не сама управляла государством, ее эпоха пришлась на XVI век, а благодаря сериалу она обрела популярность у современников.
Жены падишаха
— Усиление какой-либо семьи на территории османских земель тоже было нежелательным. Отдать дочь в жены падишаха – значит породниться с ним и обрести влияние. А когда возникает более одного центра силы, государство шатается.
— После XVIII века жены падишахов в основном имели кавказское происхождение.
— В гарем женщин покупали в статусе рабынь.
— Принятие ислама не было обязательным. Жена Мурада II Мара не была мусульманкой.
— По закону Османской империи жениться можно было на четырех женщинах. Но на 90-95% доминировало единобрачие.
Выдающиеся личности
— Мурад II — единственный падишах Османской империи, который добровольно отрекся от престола до своей смерти. Отрекшегося от престола Баязида II заставили сделать это.
— Фатих Султан Мехмет стоит особняком в списке османских государственных деятелей. Это политик с цельным характером, который занимался философией, искусством. Он лично участвовал в 17 походах как главнокомандующий своей армии. Он много читал, по его приказу осуществлялись переводы иностранной литературы.
— Явуз Султан Селим — тоже разносторонний государственный деятель. Когда он находился в Египте, его очень заинтересовали египетские пирамиды.
— 46 лет Сулейман Кануни восседал на троне. Его сын султан Селим II считается бездарным правителем. Тем не менее, это не так. При нем были взяты Кипр, Тунис, Йемен.
— Эвлия Челеби — еще одна значимая личность в истории Османской империи. Имя этого путешественника следовало бы дать ныне строящемуся третьему аэропорту в Стамбуле. Оставшиеся после него десять томов письменных источников – бесценная работа, связанная не только с нашей страной, но и с историей более 20 государств и народов.
— Личность Ибрагима Мутеферрики (мусульманский первопечатник, государственный деятель Османской империи, дипломат, переводчик, – прим. перев.) тоже должна быть удостоена, может быть, даже большего анализа в учебниках истории, чем османские султаны.
— Архитектору Мимару Синану придавалось значение, пусть и не вполне достаточное. Это великий гений и автор почти 400 произведений.
— Здесь также следует упомянуть имя Абдуллы Эфенди, разрешившего типографию.
Султаны не совершали хадж
— Во времена Османской империи хадж длился девять месяцев. Отправляли на него заместителей. У султанов такой традиции не было. Дорога в хадж была небезопасной. Отправляться в путь нужно было с многочисленным сопровождением, чтобы защититься от кочевых разбойников.
— С появлением пароходов в XIX веке совершать хадж стало проще. Султан Абдул-Азиз едет в Лондон, Египет. Но не на хадж!
— Султан Джем был единственным представителем османской династии, который совершал хадж. Вахдеттин отправился в хадж после того, как его свергли с престола. Но он не смог его завершить по соображениям безопасности.
— Османская империя была турецким государством. Прадедов Османа Гази во всех родословных связывают с легендарным предком турок — Огуз-ханом. В последнее время идентичностям стали придавать особое значение. Хотя во времена Османской империи мусульманской идентичности было достаточно.
— Просвещенная интеллигенция, возникшая в Османской империи, стала размышлять над тем, как мы можем спастись от распада. Они предлагали: давайте говорить «мы — османы, а не турки». Они отстаивали этот тезис и делали это вполне искренне. Но ничего не получилось. Тогда они сказали: «Мы — мусульмане». Но тут взбунтовались албанцы, греки. Эти споры время от времени возникали и в Турции. А именно — споры о «турецкой» национальной идентичности. А это и есть главный скелет народа, государства. Когда вы от него отказываетесь, он исчезает.
Образование и религия
— Повсюду функционировали начальные школы. Приоритетной целью должно было быть элитное образование. Османской империи удалось сделать это. Она обеспечила справедливое иерархическое распределение. Прежде всего, принимали талантливых детей.
— Османская империя была государством, которое пыталось претворять в жизнь исламское право. Но в последний период существования империи преобладало европейское право. Многие судебные разбирательства шли не в шариатских судах, а в регулярных судах европейского стиля. Произошла вестернизация.
— Распитие вина было личным грехом падишаха.
— В общественной жизни продажа алкогольных напитков мусульманам никогда не была свободной. Но в районе Галата это правило не действовало.
— Система девширме (принудительного набора мальчиков из христианских семей, – прим. перев.) не была повсеместной. Гораздо чаще дворец выбирал свой народ. Чиновничий аппарат и сословие улемов (мусульманских богословов и законоведов — прим.перев.) контролировали турки. Не было даже арабов. Все шейх-уль-исламы (титул высшего должностного лица по вопросам ислама, – прим. перев.) — турки.
14.02.2016
Аббас Гючлю (Abbas Güçlü)
Поделиться767Суббота, 28 мая, 2016г. 20:42:02
СУЛТАН КАТАСТРОФ
Осман, как и его отец - Ахмед I, взошел на трон в ненастные времена. Его правление сопровождалось стихийными бедствиями. В год его воцарения в Стамбуле произошли многочисленные пожары, Крытый рынок сгорел дотла. На следующий год пожары сменились селями. Вследствие 3-4-дневных дождей, улица Когаджи Деде близ Аксарая осталась под водой, в районе Касымпаша были разрушены дома. В том же году город окутала беда похуже : Таун-ы экбер (чума). В феврале 1621 года же замерзло море! Туги говорит: «Промежуток между Ускюдаром и Бешикташом стал сухопутным, тут проходят люди, из Ускюдара в Стамбул идут пешком.» Наима также пишет о замерзании пролива, добавляя, что только в центре течения есть участок, который еще не замерз окончательно. Поэтому корабли, обеспечивающие пропитанием Стамбул, не могли попасть в Босфор. В итоге, наблюдалось чрезвычайное подорожание продуктов. Бейзаде, говоря «Тот, кто может купить за 1 дирхем буханку хлеба, радуется весь день», показывает то, как это стихийное бедствие влияет на карман и желудок народа.
Рассказы про «катастрофы», рождающиеся вместе со всеми этими стихийными бедствиями, дошедшими пика в период Османа II, часто передавались как внутри, так и снаружи страны. Один из них перевёл Наима. Согласно рассказу, над венгерскими землями появляется чёрная круглая туча и начинает лить кровью. Затем сверкает огромная молния и показывается огонь в виде креста. За молнией следует густой туман и снова бьет молния, которая ошеломляет всех, кто её слышит. Животные склоняются и поднимают головы к небу. Потом разбегаются, многие из них пропадают бесследно. Небо вновь трижды гремит. Из той самой тучи выпадают три черные и круглые пули, которые зарываются в землю примерно на полтора аршина там, где упали. Когда люди выкапывают эти пули и взвешивают их, вес каждой пули оказывается равен 3 кантарам (кантар; также кантаро, кинтар, на Руси также контарь, кантарь — мера веса использовавшаяся в различных странах Ближнего Востока и Средиземноморья).
Комету, замеченную в годы рождения Османа и его восшествия на трон, также связали с несчастной судьбой султана.
mahpeyker_sultan
Поделиться771Суббота, 28 мая, 2016г. 21:22:25
Берен Саат прибыла в Ливан, чтобы получить награду "Murex d'or 2016" за лучшую женскую роль в сериале "Великолепный Век: Кёсем".
mahpeyker_sultan
Отредактировано Эля (Суббота, 28 мая, 2016г. 21:23:37)
Поделиться772Воскресенье, 29 мая, 2016г. 13:48:01
Исполнительница роли Сафие Султан в сериале «Великолепный век. Кесем Султан» Хулия Авшар дала интервью журналистам в котором сообщила, что в ее планах снять собственный фильм. «У меня много идей для собственного проекта. Но это требует концентрации, я не могу собраться в суете, нужна спокойная обстановка. Надеюсь, в течение двух лет у меня все получится», — поделилась Авшар.
После окончания съемок в «Кесем Султан» у актрисы появилось много свободного времени.
Также звезда прокомментировала отношения с дочкой: «У Зехры появилось больше свободы после 18 лет. Раньше я следила за ней и много не позволяла».
Отредактировано Эля (Воскресенье, 29 мая, 2016г. 14:07:35)
Поделиться773Воскресенье, 29 мая, 2016г. 13:49:39
В Ливане 28 мая, вчера, прошла торжественная церемония Murex d’or 2016. Актерам и режиссерам вручались призы на вклад в кинематограф. Приз за лучшую женскую роль был вручен исполнительнице роли Кесем Султан в одноименном сериале Тимура Савджи – Берен Саат. Продюсер также присутствовал на церемонии награждения. Лучшим актером в свою очередь был назван Мурат Йылдырым за роль в сериале «Королева ночи» этой же продюсерской компании. Берен была удостоена также награды за особый вклад к киноиндустрию Турции.
Отредактировано Эля (Понедельник, 30 мая, 2016г. 20:30:04)
Поделиться774Воскресенье, 29 мая, 2016г. 16:25:26
Хандан Султан и Бюль-Бюль ага в 21 веке.
/mahpeyker_sultan
Поделиться775Воскресенье, 29 мая, 2016г. 16:27:40
Монолог Султана Османа.
— Cпустя 11 дней с того дня, когда я убил своего брата, в Стамбуле начался снегопад. Снег падал целыми неделями, безостановочно. Это была такая зима, словно небеса спустились на землю. Mой город исчез во мгле. Мое сердце пылало, словно пламя, горящее на льду. Некоторые говорят, что это лютая зима пришла из-за меня. Это плата за мой грех. Поскольку я вновь начал братоубийство, с которым ранее было покончено... потому что я вновь разжег погасшее пламя... Аллах проклял меня. Он наказывает меня. Возможно, это правда. Так Всевышний испытывает меня.
Я – Осман. Султан Осман Хан.
В ту зиму я увидел холодное лицо реальности. Я понял, что Султанат заставляет сердце замерзнуть, голос совести замолкнуть, а уши крепко заткнуть. Это проклятье, от которого мутнеет рассудок. Я понял, что Султанат делает братьев врагами. Султанат-это подлый вор, который крадет невинность. В то же время, человек не может отвести с него глаз. Знает, что сгорит, но все равно летит на этот ложный огонек. Это помутнение. Но, в конце концов, наступает горькое осознание. Это дорога, у которой нет возврата, это глубокая пропасть, это зима, которая ведет человека к погибели.
Я – Осман. Во мне началась снежная буря, в тот день, когда я казнил брата. Такая ужасная, что ведет меня к моей неумолимой судьбе.
mahpeyker_sultan
Поделиться776Понедельник, 30 мая, 2016г. 20:48:13
-Я никогда не прощу брата Османа. Я его ненавижу.
Шехзаде Мурад.
А потом...
Султан Мурад IV (1612-1640) взошёл на трон 11-летним отроком и правил с 1623 по 1640 год. Это был наиболее кровавый из всех османских султанов, но он покончил с игом визирей и армейской анархией. "Убей или будешь убит" — стало его принципом, и он расправлялся с абсолютно невиновными — просто ради убийства. Но в казармы вернулась дисциплина, а в суды — справедливость. Он вернул империи Эривань и Багдад, но умер, сражённый лихорадкой и вином. Перед смертью решил остаться последним представителем династии и велел казнить брата Ибрахима — единственного наследника по мужской линии дома османов, но…
Султан Ибрахим (1615-1648), спасённый матерью, взошёл на престол и правил в 1640-1648 годах. Это был слабый, безвольный, но жестокий человек, безрассудный расточитель казны, ублажавший своих фавориток, которых отлавливали для него даже в городских банях. Был низложен своими янычарами (в союзе с высшим духовенством) и удавлен.
Отредактировано Эля (Пятница, 3 июня, 2016г. 17:52:19)
Поделиться777Вторник, 31 мая, 2016г. 19:17:58
Сафие султан, поняв, что она потеряла всю власть, которая у нее всегда раньше была она решила уступить Кесем в этой борьбе. Она сама лично сняла со своего пальца кольцо, которое ранее принадлежало Хюррем, и отдала его Кесем. История у кольца весьма интересная, в свое время Нурбану сняла его с руки мертвой Хюррем, каким образом оно досталось Сафие не известно. «Это кольцо носили только те султанши, которые этого достойны были. Я отдаю его тебе», — с этими словами великая Валиде отдала кольцо в пользование Кесем.
Отредактировано Эля (Вторник, 31 мая, 2016г. 19:29:53)
Поделиться778Среда, 1 июня, 2016г. 20:19:26
Мете Хорозоглу, купив и отреставрировав старинный дом, которому более 100 лет, займется туризмом. Знаменитый актер вместе с сестрами Сельмой Хорозоглу, Ясемин Мыстыкоглу и четвертым партнером Бельгин Юнал, переделали этот пятикомнатный дом в маленький отель. Отель начнет свою деятельность в праздничные дни под названием "Цветочный особняк".
mahpeyker_sultan
Поделиться779Среда, 1 июня, 2016г. 21:08:04
ЭПОХА КЕСЕМ СУЛТАН
(НАЧАЛО)
Одна из самых влиятельных и самых жестоких правительниц в мировой и османской истории – это Кёсем Султан, жена османского султана Ахмеда I (1603 – 1617) и мать султанов Мурада IV Кровавого (1623 – 1640) и Ибрагима I Безумного (1640 – 1648), бабушка султана Мехмеда IV Охотника (1648 – 1687), при котором она выполняла обязанности «Бюйюк» (старшей) Валиде султан. Кёсем Султан часто ставят в один ряд с такими беспринципными, влиятельными и полновластными правительницами, чьё правление вошло в историю большим количеством жертв, кровавых бунтов, мятежей, казней и интриг, как Екатерина Медичи во Франции, императрица Цы Си в Китае, Анна Иоанновна Кровавая в России, Изабелла Кастильская в Испании, Мария Тюдор в Англии. Власть этой женщины в Османской империи на протяжении почти полувека была практически безграничной. Благодаря своему уму, коварству, жестокости и непомерному властолюбию, Кёсем Султан виртуозно управляла сначала своим супругом Ахмедом, а впоследствии – детьми и внуками. Долгое время она оставалась наиглавнейшей фигурой османской политики первой половины XVII века, но всё возрастающее честолюбие и жажда власти привели её к трагическому и бесславному концу.
Ввиду многогранности и значимости личности этой женщины данная работа будет посвящена не только ей, но и личностям её близких, дабы проследить путь эволюции власти самой яркой представительницы «Женского султаната».
Точная дата рождения и само происхождение Хасеки Махпейкер Кёсем Султан (в турецком языке – Mâh-Peyker Kösem) неизвестны. Предположительно, она родилась в 1589/1590 г. и была гречанкой (также как вариант – боснийкой – О.К.) родом с острова Тинос в Эгейском море [Мусский И.А. Мурад IV Кровавый // 100 великих диктаторов. М.: Вече. 2002. С. 299 – 304. С. 299; Фрили Дж. Тайны Османского двора. Частная жизнь султанов. Смоленск: «Русич», 2004. 400 с. С. 122]. Среди наиболее распространённых версий её имени фигурирует имя «Анастасия». Также существует гипотеза о том, что будущая султанша родилась в семье священника, но никаких подробностей о её близких, точном происхождении, этнической принадлежности, имени и дате рождения не сохранилось. Однако, у тюркологов не вызывает сомнений тот факт, что Кёсем Султан до своего прибытия в гарем была христианского вероисповедания (вполне возможно, православного толка, в случае подтверждения греческой версии происхождения).
С достоверной точностью не известны причины и сроки появления гречанки Анастасии (будем придерживаться наиболее распространённой версии тюркологов – О.К.) в гареме Топкапы. Как предполагает в своей монографии профессор Дж.Фрили [Frehley John. Secrets of the Ottoman court. The Private Lives of the Sultans. By Orhan to Abdul Majid II (history of everyday life: lifestyle, customs, mentality). 1998. New York, London. 1190 р. Р. 755], будущая Кёсем Султан могла возникнуть на арене гаремных интриг, как и её предшественницы Нурбану и Сафие Султан: пленение – продажа в рабство – попадание в гарем. Вероятнее всего, в гареме она могла появиться в промежуток между 1600 – 1603 годами в возрасте 10-14 лет соответственно [Frehley John. Secrets of the Ottoman court. The Private Lives of the Sultans. By Orhan to Abdul Majid II (history of everyday life: lifestyle, customs, mentality). 1998. New York, London. 1190 р. Р. 758]. Ряд исследователей предполагает, что в гарем правившего в то время султана Мехмеда III (1595 – 1603) она могла не попасть потому, что ещё не достигла половой зрелости ввиду юного возраста.
После смерти Мехмеда III 22 декабря 1603 года в возрасте 35 лет новым султаном стал его старший сын, на тот момент 13-летний (родился 18 апреля 1590 года) Ахмед I, а его мать Хандан Султан стала Валиде. Как утверждает кандидат исторических наук И.Б.Мамедов, ссылаясь при этом на архивные источники, Мехмед III не имел Хасеки [Мамедов И.Б. Институт Хасеки в гареме османских султанов. // Известия Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена. 2009. №111. С. 33 – 40. С. 35 – 36]. У него от разных невольниц родились несколько сыновей, однако ни один из них не был отправлен в санджак и не был выделен перед остальными. Возможно, Мехмед следовал принципу «одна наложница – один сын», поскольку матери его сыновей Махмуда, Селима, Сулеймана, Ахмеда (будущий султан) и Мустафы были разными [Alderson A. D. The Structure of the Ottoman Dynasty. Oxford, 1956, Ceviri, Severcan S., Istanbul, 1998. 312 р. Р. 256]. Все сыновья родились до его восшествия на престол.
В связи с этим ученые делают закономерный вывод о том, что Хандан Султан, одна из наложниц покойного Мехмеда III и мать Ахмеда I, не обладала тем колоссальным влиянием на Мехмеда III, которым пользовались, влияя на своих супругов, Хюррем Султан, Нурбану Султан и Сафие Султан. Хандан Султан не смогла достичь того могущества и влияния, которым обладали её предшественницы. Став Валиде Султан в сравнительно молодом возрасте (28/29 лет), она не сумела также и подчинить себе волю своего юного сына Ахмеда, несмотря на то, что в течение 2 лет она официально управляла Османской империей на правах регентши (неофициально, впервые официальный титул регента получила как раз Кёсем – О.К.) при малолетнем султане. Юный султан Ахмед I, разумный и волевой, обладавший самостоятельностью мышления [Фрили Дж. Тайны Османского двора. Частная жизнь султанов. Смоленск: «Русич», 2004. 400 с. С. 121], порой либо игнорировал советы матери, либо успешно отражал любые попытки её и её приближённых на него повлиять. Как отмечал в своей монографии М.Чагатай Улучай [Улучай Чагатай М. Жёны и дочери османских султанов. Анкара. 1990. С. 114], до встречи с Кёсем Султан Ахмед I относился к советам и мнению женщин с некоторым пренебрежением, отводя им некую «домашнюю» роль, сводившуюся к ублажению мужчины и рождению ему здоровых детей. Хандан Валиде Султан скончалась 26 ноября 1605 года (её сыну на тот момент было около 15,5 лет) в возрасте 30/31 лет, и уже на следующий день была похоронена рядом с Мехмедом III в его усыпальнице. Ахмед I в тот момент собирался в поход с целью подавить мятеж в Анатолии, и даже смерть матери не заставила его задержаться в Стамбуле на положенные 7 дней до истечения срока траурных мероприятий: он отправился в поход на следующий день после похорон. Такое равнодушие и холодность по отношению к самому родному человеку удивили не только двор (предыдущие султаны долгое время скорбели о своих матерях), но и простой люд, что дало повод многочисленным слухам и кривотолкам: появилось предположение, что Ахмед отравил собственную мать из-за её вмешательства в его дела [Frehley John. Secrets of the Ottoman court. The Private Lives of the Sultans. By Orhan to Abdul Majid II (history of everyday life: lifestyle, customs, mentality). 1998. New York, London. 1190 р. Р. 759.]. Сэр Томас Шерли, английский путешественник, являющийся в 1602 – 1605 гг. заключенным в турецкой тюрьме, впоследствии писал, что Ахмед I, желая отделаться от непрошенных советов Хандан Султан, «не пощадил своей собственной матери и отравил её в августе 1605 года» [Фрили Дж. Тайны Османского двора. Частная жизнь султанов. Смоленск: «Русич», 2004. 400 с. С. 122]. (Учитывая указанный срок отравления и дату смерти Хандан Султан, вероятно, Т.Шерли имеет ввиду медленно действующий яд – О.К.).
Едва взойдя на престол, Ахмед отослал в Старый дворец своего единокровного брата (единокровный брат/сестра – дети от одного отца и разных матерей – О.К.), слабоумного Мустафу, вместе с его матерью, чьё имя не сохранилось (братоубийственный «Закон Фатиха» применил на практике отец Ахмеда, Мехмед III, казнивший по наущению своей матери Сафие Валиде Султан, 19 своих братьев. Дети, внуки и правнуки Мехмеда III, несмотря на то, что «Закон Фатиха» не был отменём юридически, этим законом пользовались не столько в борьбе за престол, сколько в результате династических интриг, за вычетом ряда случаев, носивших характер исключений, а не повсеместной практики, когда султаны уничтожали не всех своих родственников мужского пола, как предписывал «Закон Фатиха», а лишь тех, кто на тот момент олицетворял явную угрозу их власти – О.К.). Вскоре Ахмед тяжело заболел оспой, что вызвало опасения в возможности его смерти, и вельможи предложили вернуть в Стамбул Мустафу, но султан поправился, Мустафа остался в ссылке, а все визири-инициаторы дворцового переворота были отправлены в отставку [Hammer J. von. Histoire de l'empire ottoman. Paris, 1835-1837. Hazirlayan M.£tvik, Cilt 6, Istanbul, 2001. 712 р. Р. 468.].
Несмотря на то, что Ахмед I взошёл на престол, будучи бездетным и не имея беременных наложниц, он сумел быстро устранить этот недостаток правящего монарха. 3 ноября 1604 года, когда самому Ахмеду было всего 14,5 лет, родился его первый сын, будущий султан Осман II (годы жизни 1604 – 1622, правил в 1618 – 1622 гг.), от греческой наложницы Махфируз Хадидже Султан. В течение следующего года две другие наложницы, чьи имена остались неизвестными, родили ему ещё одного сына Мехмеда и старшую дочь Гевхерхан Султан [Frehley John. Secrets of the Ottoman court. The Private Lives of the Sultans. By Orhan to Abdul Majid II (history of everyday life: lifestyle, customs, mentality). 1998. New York, London. 1190 р. Р. 760.].
На втором году царствования Ахмеда I и появляется в числе его одалисок гречанка Анастасия. Учитывая, что они были, скорее всего, ровесниками, или отличались незначительной разницей в возрасте, гарем был одновременно и удивлён, и подготовлен к возвеличению новой фаворитки, получившей с принятием ислама имя «Махпейкер» (в переводе – «Луноликая», «Любимица» - О.К.). Удивление объяснялось тем, что до появления в его гареме Анастасии, Ахмед не привязывался сильно к своим женщинам, проявляя себя типично моногамным восточным деспотом. Подготовленность была продиктована тем, что Махпейкер шла по пути своих предшественниц, которые поднимались до своего статуса из рабынь, очаровывая падишахов красотой и умом, к чему гарем за почти 80 лет с момента появления при дворе Сулеймана Кануни Хасеки Хюррем Султан успел привыкнуть. Ахмед всем сердцем привязался к юной фаворитке, даровав ей, помимо имени Махпейкер, имя «Кёсем». Поскольку она была первой в группе молодых наложниц, появившихся в его личном гареме, имя «Кёсем» означало «Вождь, царица стаи» [Клуг Дж. История гарема в культурах народов мира. Смоленск: «Русич», 2004. 335 с. С. 101; Фрили Дж. Тайны Османского двора. Частная жизнь султанов. Смоленск: «Русич», 2004. 400 с. С. 122]. Махпейкер Кёсем сумела очень быстро стать любимицей Ахмеда и уже в 1605 году родила ему его вторую дочь Айше Султан. В течение последующих десяти лет Кёсем родила Ахмеду ещё несколько дочерей и сыновей. Совершенно точно известно, что её сыновьями, рождёнными от Ахмеда, были будущие султаны Мурад IV Кровавый (1623 – 1640) и Ибрагим I Безумный (1640 – 1648), а также шахзаде Касим. Также её сыном некоторые источники называют шахзаде Сулеймана. Дочерьми Кёсем Султан от Ахмеда были Айше Султан, Фатьма Султан и Ханзаде Султан, предполагалось также, что ещё одной дочерью Кёсем и Ахмеда была принцесса Гевхерхан Султан (не путать с Гевхерхан Султан, рождённой раньше дочери Кёсем Айше Султан – О.К.).
Будущие султаны Мурад и Ибрагим родились 27 июля 1612 и 9 ноября 1615 годов соответственно. Некоторые источники предполагают, что ещё четверо или пятеро детей Ахмеда и Кёсем умерли в младенчестве, т.е., учитывая общее количество детей и возраст Кёсем на момент смерти Ахмеда (27/28 лет), можно сделать вывод о том, что она рожала детей практически ежегодно, начиная с 14-15 лет.
Правление султана Ахмеда I очень напоминало времена султана Сулеймана Кануни. Кёсем очень быстро получила титул Хасеки, напомнив гарему о любви Кануни к Хасеки Хюррем. Хюррем была наиболее известной в Европе женщиной османской династии, однако сами подданные османского государства считали, что самой значительной и сильной, а также властолюбивой и жёсткой женщиной династии Османов являлась Кёсем Султан. Карьера Кёсем в основных своих чертах также напоминала карьеру Хюррем. Над ними не было сильных Валиде Султан, которые могли бы ограничивать их влияние на султанов. Кёсем также имела много детей, и в первые годы являлась единственной женщиной султана. Однако, в отличие от Хюррем, Кёсем своего абсолютного могущества достигла, став Валиде Султан, а не Хасеки [Мамедов И.Б. Институт Хасеки в гареме османских султанов. // Известия Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена. 2009. №111. С. 33 – 40. С. 36; Peirce P. Leslie. The Imperial Harem. Women and Sovereignty in the Ottoman Empire. Oxford, 1993. Ceviri.Berktay A., Istanbul 1993. 408 p. Р. 141-142]. Хотя, законной супругой Ахмеда она так и не стала, церемонии никяха с ней совершено не было, и, несмотря на наличие титула Хасеки и полагающиеся этому титулу выплаты и преимущества, Кёсем так и осталась наложницей султана, но не его супругой.
Став фавориткой Ахмеда, Кёсем заменила для него в этом качестве Махфируз Хадидже Султан, которую, по не слишком достоверным данным, отправили в Старый дворец, в то время как её сын, юный Осман, остался в Топкапы. Кёсем Султан взяла на себя заботу о мальчике и часто брала его с собой на прогулки, катаясь в карете по Стамбулу [Frehley John. Secrets of the Ottoman court. The Private Lives of the Sultans. By Orhan to Abdul Majid II (history of everyday life: lifestyle, customs, mentality). 1998. New York, London. 1190 р. Р. 762.]. Венецианские послы сообщали в своих донесениях, что во время этих прогулок Осман развлекался тем, что бросал прохожим пригоршни монет, а Кёсем, не желая показываться на глаза простолюдинам, оставалась в карете, прячась за занавеской. Венецианцы также отмечали исключительную привязанность Ахмеда к Кёсем, которая со временем стала превращаться в его политике во влиятельный закулисный фактор.
Отредактировано Эля (Четверг, 2 июня, 2016г. 19:45:58)
Поделиться780Среда, 1 июня, 2016г. 21:13:26
Кристофоро Вольер писал, что Кёсем «…может творить с султаном всё, что пожелает, и полностью завладела его сердцем, и ей ни в чём нет отказа». Симон Контарини отзывался о ней, как о «…женщине красивой и проницательной и, кроме того… обладающей многими талантами… Она прекрасно поёт, вследствие чего продолжает пользоваться любовью султана… Не то, чтобы её уважают все, но в некоторых делах к ней прислушиваются, и она – фаворитка правителя, который хочет, чтобы она постоянно была рядом с ним… Она проявляет немалую мудрость и сдержанность относительно слишком частых высказываний о серьёзных материях или государственных делах» [Фрили Дж. Тайны Османского двора. Частная жизнь султанов. Смоленск: «Русич», 2004. 400 с. С. 123 – 124.]. Также С.Контарини оставил более подробное описание внешности и характера Кёсем Султан: «…Фаворитка султана Махпейкер Кёсем Султан – женщина исключительной красоты… Она высока, отличается стройным станом и белым лицом. Черты лица её столь совершенны, что при дворе за красоту её называют «ангелом» или «пэри». Волосы у неё тёмные и волнистые, приятный нежный голос и очень красивые руки… Говорят, она отличается благоразумием и рассудительностью, порой немногословна, что многие склонны относить к её уму и коварству, и что, очевидно, имеет под собой основание, коли ей удалось избавиться от своей соперницы… Доводилось слышать, что при дворе о ней говорят, как о красивой, но смертельно опасной женщине, что придаёт ей сходство с ядовитым цветком…» [Frehley John. Secrets of the Ottoman court. The Private Lives of the Sultans. By Orhan to Abdul Majid II (history of everyday life: lifestyle, customs, mentality). 1998. New York, London. 1190 р. Р. 762 – 763.].
Некоторые исследователи видят именно Кёсем Султан причиной приостановления действия «Закона Фатиха», применяемого предшественниками Ахмеда I [Кинросс Л. Расцвет и упадок Османской империи. М.: Крон-Пресс, 1999. С. 201; Новичев А.Д. История Турции. Т.1. Л.: Издательство Ленинградского университета. 1963. С. 196 – 197.]. Поскольку Ахмед I, став отцом, доказал свою мужскую состоятельность, он, по сообщениям Контарини, дважды собирался отдать приказ об убийстве своего сумасшедшего брата Мустафы, но каждый раз менял своё решение. Официальными причинами этого значилось недомогание султана в первом случае и сильная гроза, напугавшая Ахмеда, – во втором. Контарини же уверен, что в обоих случаях имело место заступничество Кёсем Султан, сделавшей это из сугубо практических соображений: «…позаботиться, если возможно, о том, чтобы то милосердие, которое она проявила к брату (Мустафе), могло быть также проявлено по отношению к её сыну (Мураду)» [Фрили Дж. Тайны Османского двора. Частная жизнь султанов. Смоленск: «Русич», 2004. 400 с. С. 124.].
За время своего правления Ахмед проявил себя хорошим правителем, заботящимся о благе своего народа (осенью 1606 года в Стамбуле бушевали пожары, и Ахмед лично руководил борьбой с огнём, из-за чего получил увечье и долго лечился – О.К.), активно занимающимся строительством: при нём были построены Голубая мечеть (Султанахмет Джами), комплекс Топкапы дополнился 2 банями, маленькой красивой библиотекой и ещё рядом зданий, был построен кьёшк в садах (Четвертый двор – О.К.).
В 1610 году двадцатилетнего султана так описывает англичанин Ноулз: «Султану Ахмеду, о котором мы теперь говорим и который теперь царствует, было, как уже сказано, около пятнадцати лет, когда он взошёл на трон (в действительности 13 – О.К.), и теперь ему около двадцати двух лет (в действительности 20 лет – О.К.), круглолицый и полнолицый и вообще красивой наружности, однако на лице видны следы оспы. У него маленькая борода коричнево-каштанового цвета, растущая маленькими пучками в четырех разных местах, по одному на каждой щеке и на каждой стороне подбородка… Он ладно скроен, отличается здоровым цветом лица и склонен к полноте, как и его отец Мехмед; сильный и выносливый и к тому же живой… Он очень предан чувственности и наслаждениям, и потому есть надежда, что он в конце концов погубит себя, как это случилось до него с его отцом Мехмедом… Он упивается донельзя наслаждениями, которое предоставляет охота в поле, в особенности соколиная» [Фрили Дж. Тайны Османского двора. Частная жизнь султанов. Смоленск: «Русич», 2004. 400 с. С. 128.].
В 1612 году Ахмед I выдал двух своих дочерей Гевхерхан Султан 8 лет отроду и Айше Султан 7 лет (от Кёсем – О.К.) замуж. Гевхерхан Султан была выдана замуж за полководца Кара Мехмеда-пашу, которому исполнилось 55 лет. Её единокровная сестра Айше Султан через 5 месяцев после этого была выдана замуж за Великого визиря Насуха-пашу (всего Айше Султан была выдана замуж 6 раз. Насух-паша через 2 года был казнён, два других мужа погибли в сражениях, трое умерли естественной смертью – О.К.). Подобные серийные браки были обычным явлением в политической практике османских султанов, что позволяло династии создать сеть союзов с наиболее могущественными пашами. Кёсем Султан именно благодаря бракам своих дочерей сохраняла многолетнее влияние. В 1626 году, уже будучи Валиде Султан, она писала Великому визирю Хафизу Ахмеду-паше за несколько месяцев до того, как он стал третьим мужем её дочери Айше: «Как только вы будете готовы, дайте мне знать, и я буду действовать соответственно. Мы сразу же позаботимся о вас. У меня есть султанша наготове. Я поступлю также, как тогда, когда выдавала свою Фатьму» [Фрили Дж. Тайны Османского двора. Частная жизнь султанов. Смоленск: «Русич», 2004. 400 с. С. 130 – 131; Frehley John. Secrets of the Ottoman court. The Private Lives of the Sultans. By Orhan to Abdul Majid II (history of everyday life: lifestyle, customs, mentality). 1998. New York, London. 1190 р. Р. 769.].
Ахмед I умер от тифа на двадцать восьмом году жизни 22 ноября 1617 года и был похоронен рядом с построенной им Голубой мечетью. Смерть Ахмеда вызвала династический кризис в Османской империи. С одной стороны, сыновья Ахмеда были ещё слишком юными, чтобы наследовать престол, и Диван опасался возможной гражданской войны в случае воцарения подростка-султана. С другой стороны, их дядя Мустафа, будучи взрослым, был неизлечимо болен, страдал тяжёлым психическим недугом и не мог быть восприемником трона. К тому же, в течение не одного столетия престол в Османской империи передавался строго от отца к сыну, а воцарение брата умершего султана меняло весь порядок престолонаследия. Однако Диван после долгих колебаний пришёл к решению посадить на престол слабоумного Мустафу I (1617 – 1618, 1622 – 1623) [Lewis B. The Political Language of Islam. Chicago, 1988. 832 р. Р. 518.].
Печеви, являвшийся современником тех событий, предполагает, что инициатором изменений закона о престолонаследии стал начальник чёрных евнухов Мустафа-ага, «…в чьём ведении находились все государственные дела в царствование Ахмеда» [Penzer N. M. The Harem. London, 1936, Ceviri, Sahin D., Istanbul, 2000. 332 p. Р. 249; Ulucay, Cagatay M. Harem, Ankara, 1985. 245 p. Р. 142.]. Его точку зрения категорически опровергает Симон Контарини, который считает, что избрание Мустафы преемником Ахмеда было инициировано Кёсем Султан, надеявшейся, что Мустафа сможет пощадить её сыновей, в отличие от Османа, который вполне мог возобновить практику братоубийственного «Закона Фатиха».
После смерти Ахмеда и воцарения Мустафы наложницы и дети покойного султана были отправлены в Старый дворец. В их числе была и Кёсем Султан со своими сыновьями, которая на 6 лет, вплоть до воцарения её сына Мурада, полностью отошла не только от политических, но и от гаремных дел. Однако, всё то время, пока Кёсем находилась в Старом дворце, ей продолжали выплачивать пособие, и она сохраняла свой статус, несмотря на то, что она уже являлась наложницей умершего султана – Кёсем продолжала ежедневно получать пособие в 1000 акче золотом, как Хасеки покойного султана [Мамедов И.Б. Институт Хасеки в гареме османских султанов. // Известия Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена. 2009. №111. С. 33 – 40. С. 37; Başbakanlik Arşivi, Maliyeden Mudevver Defterleri, 954.].
Психически больной султан Мустафа I продержался на престоле всего 96 дней, после чего был низложен и отправлен в «Кафес». Его падение стало результатом наивности его матери и интриг начальника черных евнухов Мустафы-аги, убедившего улемов выпустить фетву о том, что новый султан страдает душевной болезнью. Фетва стала приговором правлению Мустафы: он был низложен и заключён к «Клетку», а престол унаследовал его племянник и старший сын Ахмеда I Осман II (1604 – 1622 годы жизни; 1618 – 1622 правление). На момент воцарения Осману было 13,5 лет, как и его отцу когда-то. Тюркологи предполагают, что его мать Махфируз Хадидже Султан, даже став Валиде Султан, осталась в Старом дворце и не заняла места при дворе, полагающегося ей по статусу (такой вывод сделан на основании многочисленных исследований гаремных книг расходов: ни в одной из них нет даже упоминания о том, что Махфируз вернулась из ссылки и заняла апартаменты, полагающиеся Валиде Султан, а также нет записей о её расходах по возвращении в Топкапы). Махфируз умерла в 1620 году и была похоронена без особой пышности возле мечети Эйюба.
Всё это время Кёсем Султан оставалась в Старом дворце, вместе с ней там были не только её родные сыновья, но и сыновья Ахмеда от других наложниц. Профессор Дж.Фрили полагает, что именно благодаря дальновидной политике и умелой дипломатии Кёсем, этих мальчиков не постигла страшная участь убийства в целях сохранения единства престола [Фрили Дж. Тайны Османского двора. Частная жизнь султанов. Смоленск: «Русич», 2004. 400 с. С. 133; Frehley John. Secrets of the Ottoman court. The Private Lives of the Sultans. By Orhan to Abdul Majid II (history of everyday life: lifestyle, customs, mentality). 1998. New York, London. 1190 р. Р. 764.].