Тема для исторических фактов и других интересных сведений
КЕСЕМ СУЛТАН ИСТОРИЯ, ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ, СВЕДЕНИЯ и т. д.
Сообщений 961 страница 990 из 1000
Поделиться961Четверг, 23 июня, 2016г. 14:29:21
В настоящее время турецкая актриса Берен Саат проводит время со своим супругом в Лос-Анджелесе. Стало известно, что звезда получила предложение от друга и по совместительству режиссера Угура Юджела о съемке в новом фильме. Если артистка согласится то ей придется в скором времени вернуться в Турцию, чтобы приступить к съемочному процессу. Так как работа над лентой планируется летом, осенью Берен будет вновь занята на площадке сериала «Кесем Султан». Угур и Берен ранее уже работали вместе и по этой причине режиссер настаивает, чтобы именно она сыграла главную роль в его фильме.
Поделиться962Четверг, 23 июня, 2016г. 14:57:03
Известная артистка Хюлья Авшар, бросающая вызов возрасту, прошлым днём была замечена в торговом комплексе Истинье Парк. Увидев перед собой репортёров, улыбающаяся Авшар сказала: «Вы захотите взять у меня репортаж, но у меня очень много дел, мне нужно бежать. Сегодня я не смогу уделить вам время». После посещения многочисленных бутиков Хюлья выпила кофе в ресторане.
Источник: Gecce
-hulyavsr
Отредактировано Эля (Четверг, 23 июня, 2016г. 19:17:51)
Поделиться963Четверг, 23 июня, 2016г. 19:16:37
Новый автобиографический фильм Хюльи Авшар, где известная артистка покажет свою жизнь с необычной, философской точки зрения, будет называться «Селфи». На следующей неделе Хюлья Авшар отправится в Айвалык для съемок части фильма.
Источник: Haber Konseyi
-/hulyavsr
Отредактировано Эля (Пятница, 24 июня, 2016г. 16:06:50)
Поделиться964Четверг, 23 июня, 2016г. 19:34:01
"Я получила премию Московского Международного Кинофестиваля(за фильм "Берлин в Берлине"), и что стало потом? Ничего. Кто меня оценил? Какой сценарист, какой продюсер? Я думаю, что стала единственной актрисой, представляющей Турцию за рубежом. Я могу сыграть и мать, и отца, и деда. Эгоизм наших режиссёров, добившихся успеха за рубежом, делает их невежественными глупцами. Они говорят: «Эта женщина богата, знаменита, что мне с ней делать?» Долгое время премии зарубежных кинофестивалей получали только режиссёры. Потому что они постоянно выставляют себя на первый план. Я думаю, они слегка завидуют тому, что я являюсь красивой женщиной. Большинство режиссёров воздерживается от работы с красивыми и сильными женщинами.
После того, как я начала сниматься в фильмах, я больше не смогла уйти от этого дела. Чтобы работать в кинематографе, вам действительно нужно быть очень искренним и сильно любить свою профессию. Иначе будет очень тяжело. Были времена, когда я настолько сильно ненавидела кино... Мои отношения с кинематографом похожи на отношения жены с мужем." (с)
-club103767288
Она вошла в число избранных актрис Турции, которым покорилась самая престижная награда Международного кинофестиваля в Москве за лучшую женскую роль. Свой триумф девушка праздновала после съемок в фильме «Берлин в Берлине»1993г., в создании которого приняли участие Турция и ФРГ.
Отредактировано Эля (Четверг, 23 июня, 2016г. 19:35:55)
Поделиться965Пятница, 24 июня, 2016г. 15:59:49
Сразу после окончания съемок в сериале «Кесем Султан» турецкая актриса Хулия Авшар решила сменить имидж. Она покрасила волосы и изменила их длину. Звезда была замечена в торговом центре Истинье Парк, где совершала покупки. Хулия прошлась по многим торговым отделам, но причину такого массового шопинга комментировать не стала. От интервью она также отказалась: «Извините друзья, я поняла, что вы хотите взять интервью, но сегодня я спешу. Не смогу вам уделить много времени». Авшар зашла в ресторан Маса, где выпила чашку кофе и вышла из торгового центра.
Поделиться966Пятница, 24 июня, 2016г. 16:10:28
Хоть проект «Кесем Султан» ушел на летние каникулы, но в официальном аккаунте продолжается активность. Сотрудники сериала продолжают подогревать интерес зрителей к сериалу, к тому же с каждым днем он только увеличивается и обсуждение прошедших серий не утихает. В этот раз сотрудники проекта поделились фотографией, на которой запечатлен детский состав сериала, некоторые уже выбыли из каста, но работники «Великолепный век. Королева Кесем» решили таким образом напомнить зрителям о бывших участниках. Новый сезон выйдет осенью.
Отредактировано Эля (Пятница, 24 июня, 2016г. 16:40:07)
Поделиться968Пятница, 24 июня, 2016г. 16:42:18
за кадром
oyku_karayel_official
Поделиться969Пятница, 24 июня, 2016г. 17:10:31
Oyku Karayel
Дебют на большой сцене, спектакль «Красивые вещи на нашей стороне», в роли Айше.
сестры-близняшки.
oyku_karayel_official
Поделиться970Пятница, 24 июня, 2016г. 20:34:21
На 7 день после рождения ребенок получает имя, которым его будут называть в жизни. В соответствии с османскими обычаями, имя сопровождается: Титулом, который соответствует общественному положению или профессии.
У женщин:
-ханым, -хатун, -кадын, -калфа. Первые два для обращения к дамам, два последних – к служанкам и простолюдинкам.
У мужчин:
-ага – военачальник
-эфенди – к уважаемому господину, а так же к служителями культа или людям, близким к этой области жизни
-бей – не вполне определенный титул, который присваивался выходцам уважаемых семей
-баба, -деде, шейх – служители религиозного культа.
Прозвищем, которое отражало индивидуальные качества человека («чистый», «мудрый», «умный», «совершенный»); свидетельствовало об увлечениях («охотник»); указывало на физическое состояние («горбатый», «толстый») и т.д.
Так же прозвище могло идти с помощью связки –ибн, указывающую на отчество. К примеру: Измаил, сын Юсуфа – «Измаил ибн Юсуф».
Исламское богопочитание неизменно благосклонно к именам, которые когда-то носили Пророк Мухаммед и его Семья, а так же к именам, значение которых имеет религиозный смысл Вот некоторые из них:
Мужские:
Али - Высокий ( так же в честь халифа Али )
Хасан - Красивый
Хусейн - Красивенький
Абу - Имя Сподвижника Пророка Мухаммада
Омар - от слов со значением " жизнь "
Осман - в честь праведного халифа
Ахмад (Ахмед) - самый славный, достойный похвал
Мустафа - избранный, чистый, вышестоящий, наилучший
Абдулла - Раб Бога
Измаил - да услышит Бог
Исаак - радость Господня
Ибрагим - отец многих, патриарх
Сулейман - Защищенный
Абдуррахман - раб Всемилостивого
Юсуф - Имя пророка
Ильяс - Могущество Аллаха
Яхья - Имя пророка
Баязид - Молниеносный
Орхан - Имя одного из легендарных лидеров (значение неизвестно)
Ильхан - повелитель
Женские:
Фатима - о ребенке, которого отняли от груди
Марьям - любимая
Айшa - жизнь (жена Пророка)
Афифе - холодная
Джемиле - любезная
Хадидже – имя жены Пророка Муххамада , мир ему.
Кариме - щедрая, великодушная
Зайнеб - обладательница крепкого, здорового телосложения
Ширин - сладкая
Так же в ходу были следующие имена.
Мужские:
Арслан – лев
Ары – Пчела
Атилла – Тот, который на коне
Дженгиз - Океанический (Огромный как океан)
Ислам - Преданный Аллаху
Карим -щедрый, великодушный
Кудрет - сила, мощь
Маариф - известный
Маджид, Меджид - славный
Мансур - даруемый победой, победитель (часть полного титула халифа)
Махмуд - хвалимый
Мурад - желанный (ср.: слав. Бажан)
Мустафа - избранный
Мухаммад, Мухаммед, Магомет, Моххамед - хвалимый (Богом и людьми)
Мухитдин - оживляющий веру
Мухтар – избранный
Навид - добрые вести
Науширван - Бессмертная душа; вечная жизнь
Назир - предупреждающий
Насыр - помогающий; избавитель (ср.: Алексей)
Нурсултан - свет султана
Нуруддин, Нуреддин - свет (Божественной) веры
Омар, Умар - от слов со значением "жизнь"
Осман, Усман - в честь праведного халифа.
Раис - начальник
Рафик - товарищ, друг
Рахман - милосердный, милостивый
Рашад - здравомыслящий, хорошо руководящий
Рашид - благоразумный (справедливо управляемый)
Рияз - от «рияд» - луга, сады
Рияд - луга, сады
Рошан (перс.) - свет
Сабир - терпеливый
Саддам (перс.) - тот, кто противостоит
Саид - счастливый (ср.: Макар, Макарий)
Салих благочестивый - от древнееврейск. Мафусаил
Самир - компаньон в вечернем разговоре
Сафир - посол
Сейид - мастер
Сейфуддин меч - (Божественной) веры
Таркан - Король Лессер (легендарный герой с другом-волком)
Тагир, Тахир - чистый
Талиб - требующий (также: студент)
Угур - удача, счастье, счастливая судьба/хорошая примета
Халил – верный друг
Фарид - несравненный
allrpg.info
Поделиться971Пятница, 24 июня, 2016г. 20:58:59
Рождение и детство в Османской империи
Историки, занимающиеся исследованием жизни населения Османской империи, обычно уделяют мало внимания тому, как воспитывали детей. Даже жизнеописания великих людей, как правило, содержат мало сведений об их детских годах.
Тем не менее, при дворе султанов Османской империи важнейшие моменты жизни фиксировались на бумаге. На каждую наложницу, поступавшую в султанский гарем, заводилось что-то вроде «досье» и если она проводила ночь с султаном, то за ней начинал следить специально назначенный человек, который фиксировал все изменения и их время.
Если в результате наступала беременность и предстояли роды, то их обеспечением занимался специальный придворный врач, но основную роль при родовспоможении играли акушерки из числа наиболее опытных наложниц. Врач лишь подвала советы, оставаясь за занавеской, и даже не видел роженицу.
Простые люди также пользовались услугами акушерок, которым обычно помогали соседки.
Как только ребенок рождался, присутствующим тут же объявлялся его пол. Приносились соответствующие пожертвования, размер которых определялся уровнем достатка семьи.
Акушерка обмывала младенца, посыпала его солью, чтобы удалить всякие неприятные запахи, смазывала ему рот медом, чтобы его речь в будущем была сладкой и красивой и перерезала пуповину. Затем она завёртывала ее в пеленку и передавала главе семьи. Взамен она получала чистую пелёнку и кусок мыла. Ее угощали чаем и предоставляли комнату для отдыха. Акушерка находилась в доме роженицы шесть дней после родов.
Для матери и новорожденного готовили специальную постель. К ее одежде подвешивали бусинку от сглаза, а над головой помещали Коран. В течение шести дней роженицу не оставляли одну и следили за ее состоянием здоровья. На третий день после родов глава семьи брал ребенка и читал ему в ухо три раза азан, а затем три раза произносил имя, которое ему давалось.
На шестой день начинали праздновать рождение ребенка. Когда у султана Османской империи рождался первый сын, то народ оповещали об этом выстрелами из пушек. Если первой рождалась девочка, то это событие также отмечали, но менее торжественно. Рождение следующих детей отмечали еще менее пышно.
Через сорок дней, если ребенок выживал, проводилась так называемая церемония «40 хамамов»: ребенок, его мать и акушерка в сопровождении родственников и соседей семьи посещали хамам.
Султанские дети первые годы жизни проводили с матерью в Старом Дворце (сейчас на его месте расположен Стамбульский университет). Это был первый дворец султанов Османской империи, выстроенный вскоре после взятия города Мехмедом Фатихом. Он служил им резиденцией до постройки дворца Топ Капы. Большинство источников утверждает, что гарем до времени появления Хюррем-султан не располагался в Топ Капы, но женщины из гарема каждый день сопровождали своих детей туда на учебу.
(Когда Хюррем-султан умирала, ее перевезли из Топ Капы обратно в Старый Дворец). После вступления нового султана на престол, его мать с большими почестями доставлялась из Старого Дворца в Топ Капы, чтобы возглавить султанский гарем.
Султанским детям были положены сиделки и няни, роль которых выполняли гаремные наложницы.
На прогулку их выводили евнухи, охранявшие гарем. Для них в садах был устроен специальный парк для развлечений.
Когда эти дети достаточно подрастали, им начинали давать уроки учителя по различным предметам. По достижении совершеннолетия им отводились отдельные покои и приставлялись слуги. Сыновья султана обычно отсылались в различные провинции на должности губернаторов для того чтобы набраться опыта в управлении государством. Однако, когда стало ясно, что эта практика угрожает стабильности государства, ее отменили.
Дочери султана также получали образование, сравнимое с тем, что получали девушки из привилегированных классов в Европе: чтение, письмо, религиозное воспитание, рукоделие –все это было в программе обучения.
Они часто использовались своими отцами для укрепления государства путем создания выгодных для них брачных союзов, а их дети не могли претендовать на престол и не рассматривались как угроза безопасности правящей династии.
-/islam-today.
Поделиться972Пятница, 24 июня, 2016г. 21:20:54
Вспомним
Разбор фотографии на которой султан Сулейман трапезничает с визирями или ляпы в сериале «Великолепный век»
С начала показа сериал "Великолепный век" не перестает привлекать к себе внимание. В одной серии показана сцена, где султан Сулейман трапезничает со своими визирями. Султан сидит за одним столом, великий визирь Пири паша и визирь Ахмет паша сидят за другим. Нам стало интересно, соответствуют ли декорации, еда и столовые приборы тому времени, когда правил Сулейман Великолепный?
С этим вопросом мы обратились к нашим экспертам, в частности доценту кафедры гастрономии университета Йедитепе Озге Саманджи и писателю-историку Тургуту Куту. Islam-Today.ru предлагает перевод статьи взятой из haberturk.com. Рассмотрев одну единственную фотографию, эксперты пришли к интересным выводам.
1. Прислуга.
Тургут Кут: Головной убор стоящего на ногах юноши с локонами не соответствует времени.
Озге Саманджи: Во время трапезы султану прислуживало очень много людей. В этой сцене – всего лишь один.
2. Салфетки.
Тургут Кут: В то время трапезничающие вместо салфеток пользовались скатертью. На фотографии мы видим салфетки более поздних эпох.
3. Рассадка вельмож
Тургут Кут: Никто не мог не то что трапезничать а просто сидеть, повернувшись спиной к султану.
Озге Саманджи: Видно, как во время трапезы вельможи едят вместе с султаном. Это невозможно. Начиная с правления Мехмеда II, в соответствии с законом, султаны трапезничали в одиночку.
4. Свечи
Тургут Кут: Свечи на столах не соответствуют действительности. В то время свечи вешались на потолок и таким образом освещали помещение. На столе только ракии (анисовая водка – прим. переводчика) и вилок с ножами не хватает!
5. Чаши
Тургут Кут: Похожи на те, что дарят мальчикам после обрезания.
6. Хлеб
Тургут Кут: Видно, что хлеб только что из печки, да к тому же нарезан ножом. Во время Османов пекли караваи.
Озге Саманджи: Хлеб нарезан и сложен в одну тарелку. В то время пекли караваи, и их не нарезали.
7. Рис и мясо
Озге Саманджи: В то время рис и мясо подавались в отдельных тарелках, а не на одной, как показано в сериале.
8. Порядок на столе
Тургут Кут: Во времена Османов, блюда подавались одно за одним, а не все вместе, как мы видим на фотографии. Прислуга сначала приносила одну тарелку, когда еда на ней заканчивалась, забирала ее и подносила другую. Трапезный стол на фотографии больше напоминает стол рыцарей из западных фильмов.
Озге Саманджи: На столе мы видим несколько блюд. Однако нам известно из миниатюр и записок путешественников того времени, блюда подавались одно за другим, отдельно. Исключение составляли большие пиры.
9. Столовые приборы.
Озге Саманджи: Классические столовые приборы времени правления султана Сулеймана были из китайского или изникского фарфора, а также из меди и томпака.
10. Графин.
Тургут Кут: Не соответствует тому времени. Больше похоже на 19 век.
Озге Саманджи: Напитки подносились прислугой по требованию. На стол графин не ставился. Стеклянный графин не соответствует духу того времени.
11. Фарфоровая тарелка с крышкой.
Тургут Кут: Яркий пример посуды 19 столетия
12. Сервировочная посуда.
Тургут Кут: В то время ее не было. На столе стояла одна единственная тарелка, и все ели оттуда.
Озге Саманджи: В то время не было традиции подавать еду в отдельных тарелках. Такой порядок «а-ля франка» стал применяться после 50-ых годов 17 века.
13. Тарелка с фруктами.
Тургут Кут: Во время трапезы тарелку с фруктами на стол не ставили.
14. Ложки
Тургут Кут: Разве могли быть металлические ложки во времена правления султана Сулеймана, т.е. в 16 веке?! Напоминает 19 век. Во время Сулеймана пользовались ложками, сделанными из черепашьего панциря, которые назывались «бага».
Озге Саманджи: Металлические столовые приборы не использовались в Османском дворце 16 столетия. Ложки, которые видны на фотографии, не использовались в это время даже в Европе.
15. Зеленые яблоки
Тургут Кут: Зеленые яблоки прямо режут глаз. Это не местные яблоки. Их завезли из Европы в более поздние времена.
-haberturk.com
Перевод: Islam-Today
Интересно.а в "Кесем Султан" эти замечания взяли на заметку?
Поделиться973Пятница, 24 июня, 2016г. 21:51:59
Несбывшиеся мечты османских султанов
В XIX веке Османская империя вступила на путь вестернизации и модернизации. Были также разработаны планы по трансформации тогдашней столицы – Стамбула в современный мегаполис. Кое-что из намеченного удалось осуществить, а что-то так и осталось нереализованным.
Некоторые из проектов выглядят как откровенные фантазии и мечты султанов о рае на земле, а другие, напротив, могли быть реализованы в наше время.
Первый план реконструкции Стамбула разработал в 1839 году прусский генерал Гельмут фон Мольтке, которого султан Махмуд II нанял для создания карты города. Фон Мольтке предложил построить пять широких дорог, которые бы связывали центр с побережьем, где располагались древние византийские въездные ворота в город.
Предполагалось, что эти улицы будут шириной в 15 метров с тротуарами по обеим сторонам, на которых будут высажены деревья.
Он также предлагал расчистить пространство вокруг исторических зданий, например, мечетей, и создать ансамбли площадей на европейский манер.
Фон Мольтке справедливо указывал, что хаотичная застройка города создает благоприятную среду для распространения пожаров, так как огонь быстро охватывает нагромождения деревянных домов, а площади «рассекут» сплошные жилые массивы и станут препятствием на пути огня.
Мольтке также предлагал снести деревянные причалы в заливе Золотой Рог и построить вместо них каменные.
Тем не менее, дальше планов дело не пошло, а деятельность Мольтке ограничилась созданием карты города.
Однако необходимость планов по реконструкции выявил грандиозный пожар, все-таки произошедший в 1865 году и уничтоживший две трети города.
Султан Абдул Азиз и его визирь Кечиси заде Фуат – Паша пригласили с этой целью архитектора барона Хауссмана, который к тому времени прославился своей работой по перестройке Парижа.
Однако его предложение – снести Гранд Базар и мечеть Нур-и-Османие для того чтобы продолжить широкий бульвар прямо от мечети Айя София не нашло у них понимания и проект был отклонен.
Новая попытка «европеизировать» Стамбул была предпринята султаном Абдул Хамидом II. По его указанию посол Османской империи во Франции Салих Мунир-паша обсудил мечты султана о реконструкции с губернатором Парижа. Тот рекомендовал ему главного архитектора парижского муниципалитета Жозефа Антонина Бувара, проектировавшего Всемирную выставку, прошедшую во французской столице в 1900 году.
Бувар предложил проект по превращению Стамбула в типичную европейскую столицу.
По разработанному им плану район Баязид должен был стать центром города. Он предложил построить башню, высота которой превосходила бы высоту минаретов мечети Баязида, а на месте медресе при этой мечети построить два высоких здания, в одном из которых располагался бы музей индустрии и сельского хозяйства, а в другом – Национальная Библиотека.
Предполагалось также снести часть жилых домов в этом районе, чтобы на их месте разбить сады во французском стиле.
В районе Султан Ахмет Бувар предложил также разбить парк во французском стиле и соединить сохранившуюся со времен Византийской империи площадь с соседними улицами каскадом ступеней.
Он также запланировал расширить площадь Султан Ахмет путем сноса одноименной мечети и дворца Ибрагима-паши (в нем в настоящее время находится музей Исламского искусства).
Кроме этого Бувар предлагал построить удлиненную копию моста Александра III в Париже, который он возвел в рамках подготовки к Всемирной выставке, через Босфор, вместо моста Галата.
Султан вначале поддержал планы Бувара. Но после того как были подсчитаны все расходы на строительные работы, стало ясно, что государственный бюджет вряд ли их осилит и план был отложен на неопределенное время.
Свои проекты по реконструкции Стамбула предлагал и другой французский архитектор – Фердинанд Арнодэн.
Он намеревался соединить азиатский и европейский берега двумя мостами: одним между Ускюдаром и Сарайбурну и другим – между Кандилли и Румелихисари.
По первому должна была пройти железная дорога из Ускюдара к вокзалу Хайдар –паша, что давало возможность путешествовать из Стамбула в Эдирне.
Второй мост, который Арнодэн хотел назвать «Хамидия» в честь султана Абдул Хамида II так и остался лишь в проекте.
В данное время Стамбул переживает очередной строительный бум. Древняя столица османов преображается в современный мегаполис, так, что попав в район новостроек и не поверишь, что перед тобой город, возраст которого насчитывает тысячелетия.
Лишь на «исторической миле», которая непосредственно примыкает к площади Султан Ахмед еще можно ощутить дыхание истории. Но и здесь подлинные исторические здания заменяются «новоделами».
Тенденция, однако…
Ильдар Мухамеджанов
Поделиться974Пятница, 24 июня, 2016г. 21:57:24
Грустная история потомков правящей династии Османов
Когда в 1922–24 гг. была ликвидирована Османская империя и халифат, остававшиеся на территории провозглашенной Турецкой республики 156 членов правившей династии Османов были выдворены за границу. Специальным законом от 3 марта 1924 года им было запрещено предоставлять турецкое гражданство. В изгнание также отправились верные слуги султанов, не пожелавшие расставаться со своими хозяевами.
Ни с одной из августейших династий, лишившихся тронов в результате революций, не поступали подобным образом. Исключением стала лишь династия Романовых, члены которой были уничтожены большевиками.
Первоначально депортированные члены династии Османов хотели поселиться в Египте, поблизости от границ бывшей Османской империи, но англичане не согласились на это, а египетский король Фуад отказал им в пристанище.
Затем они попытались перебраться в Сирию, но против этого были новые власти Турции, и, в конце концов, потомки Османов осели в Бейруте, под присмотром французской оккупационной полиции, а затем перебрались в Европу.
Стоит отметить, что на протяжении всего их скорбного пути их грабили все кому не лень и обманывали те, кому они рискнули доверить свои деньги и ценности.
Впервые в жизни им пришлось столкнуться не с обожанием толпы, а с ярко выраженной ненавистью к ним со стороны простого народа, что стало для них настоящим шоком.
Поначалу они думали, что их изгнание временное и что через несколько месяцев они смогут вернуться на родину.
Некогда богатейшие люди, теперь лишенные своих богатств, они вынуждены были заниматься самой непрестижной работой, чтобы прокормиться и даже нищенствовали.
Представители мусульманской аристократии из других стран, такие как Осман Али Хан, низам индийского княжества Хайдерабад Асаф Шах VII, египетский принц Умар Тусун, король Хиджаза Хуссейн бин Али пытались помочь членам османской династии финансами, но большая часть денег не достигла адресата, так как они рассеялись по всему свету, а турецкое правительство следило за их перемещениями.
В результате потомкам грозных султанов Франция отказала в гражданстве.
Однако они всеми силами пытались сохранять остатки былой чести и достоинства. Тяготясь той несправедливостью, которую проявила по отношению к ним их родина, они никогда не действовали против нее.
В конце концов, им удалось устроить свои жизни и на чужбине. Например, внук султана Абдул-Хамида Бюлент сделал успешную карьеру в компании «Мишлен», известной производством автопокрышек, и даже стал почетным советником министерства торговли Франции и кавалером ордена Почетного легиона.
Принц Орхан – последний прямой наследник трона Османов по мужской линии уехал в США, где сначала сделал карьеру военного, а затем гражданского летчика.
Именно он вывез последнего короля Албании Ахмеда Зогу из столицы страны – Тираны, после того как ее в 1939 году оккупировали итальянцы.
Наконец, в 1952 году правительство Аднана Мендереса разрешило женщинам из султанской семьи вернуться на родину.
В 1974 году, после смерти всех прямых потомков султанов по мужской линии, которые могли бы формально претендовать на престол, такое же разрешение было дано наследникам династии мужского пола. Однако турецкие власти опасались даже их – молодых людей, выросших за пределами исторической родины, и не сразу дали им гражданство, учредив за ними негласный полицейский надзор.
Поразительно, но люди, чьи предки прославили Турцию и турок были в течение долгого времени лишены возможности даже разговаривать на родном языке и умереть на родной земле.
В последнее время в Турции все громче и громче слышны голоса тех, кто призывает власти страны отдать должную дань уважения членам султанской семьи, частично вернуть им конфискованную республиканскими властями собственность и проявить о них заботу, учитывая великие заслуги их предков перед родиной.
-islam-today.
Поделиться975Пятница, 24 июня, 2016г. 22:03:19
Печальный итог роковой недальновидности османов
С конца XVI века нежелательные тенденции в Османском государстве нарастали.
Все началось с прироста населения в начале века. В то же время из-за появления на рынке дешевого серебра, вывозимого испанцами из Южной Америки, в стране началась инфляция. Постоянные войны требовали денег и их выжимали с населения, вводя все новые и новые налоги.
Молодые люди во время многочисленных войн нанимались в армию, но после их окончания им некуда было деваться, и они пополняли ряды бунтовщиков, основу которых составляли разорившиеся крестьяне.
Среди государственных деятелей Османской империи, прикладывавших усилия для того чтобы вывести государство из череды бед и нарождавшегося хаоса было немало известных персон, оставивших свой след в истории: Кочи-бей, Катип Челеби, Джедяльзаде Мустафа, Али Мустафа.
Все они были не просто чиновниками, достигшими своими стараниями и талантами высших должностей в империи, но прежде всего государственниками, радевшими за державу.
Для пользы дела они не боялись возражать даже султанам.
Как писал Джеляльзаде в своих воспоминаниях: «Я писал тайные повеления и приказы султана Селима, иногда я возражал и говорил: «Мой султан, следовало бы написать так…». Иногда он впадал в гнев, но я настаивал: «Мой сиятельный султан, приказ твой, но я советую, как лучше изложить его», — и он соглашался: «Пиши так».
Кочи-бей в своих «рисаля» предлагал султанам Мураду и Ибрагиму различные реформы, основываясь на изучении состояния дел в османских финансах и землевладении.
Он указывал, что всё большее значение в управлении государством приобретают придворные клики, группирующиеся вокруг султанского гарема и великого визиря, а также дворцовые части янычаров. Усиливается при дворе и в армии кумовство и протежирование в ущерб истинно способным чиновникам и военным.
Духовенство и связанный с ним институт судебной власти невежественно и должно повысить свой как культурный, так и профессиональный уровень, больше интересоваться современными науками. В то же время налоговое бремя для населения Османской империи следовало бы уменьшить.
В своих произведениях он призывал взять за образец времена Мехмеда Фатиха, Селима Явуза и Сулеймана Кануни.
Впрочем, даже будучи талантливыми учеными и государственными деятелями и патриотами империи эти, без сомнения, выдающиеся люди не могли до конца осмыслить того, что произошло тогда в Европе. А из-за дешевого серебра там произошла так называемая «революция цен» — процесс значительного повышения товарных цен вследствие падения стоимости драгоценных металлов, выполняющих функцию всеобщего эквивалента — денег.
Эта революция повлекла за собой революцию промышленную.
Для Османской империи, основу экономики которой составляло сельское хозяйство подобные революции уже не оставляли никаких шансов на лидерство. В итоге государственные расходы не компенсировались уменьшающимися доходами с земельных наделов, что породило огромный дефицит бюджета, который не мог быть покрыт ни порчей монеты, ни увеличением более чем в 5 раз налогов.
К тому же Великие географические открытия подорвали монополию Османской империи на торговлю между Европой и Индией.
Что же касается призывов османских интеллектуалов-государственников вернуться во времена Сулеймана Великолепного и Фатиха Мехмеда, то они, как бы прекрасно не звучали, лишь отражали непонимание тенденций развития мировой экономики, что постепенно переросло в низкопоклонство перед Западом и его бездумное копирование.
Итог известен: Османская империя теперь занимает место лишь на исторических картах.
islam-today.
Поделиться976Суббота, 25 июня, 2016г. 12:31:58
«Генч Осман» – символ начала конца Османской империи
В истории Османской империи немало случаев, когда факты перемешиваются с вымыслом, в результате чего возникают сюжеты, достойные экранизации или полноценного романа.
Это в полной мере относится к XVII веку – веку, в котором былое величие Османов начало меркнуть, чтобы окончательно закатиться двумя столетиями позже.
К тому времени уже миновала грандиозная эпоха султанов-строителей великой империи Мехмеда II, Селима I и Сулеймана Великолепного.
В начале столетия расширение территории империи остановилось из-за неспособности султанов к управлению государством и коррумпированности государственного аппарата, и разразился жесточайший экономический кризис, сопровождавшийся инфляцией и голодом.
В Анатолии свирепствовали шайки разбойников, и никто не мог защитить свою собственность и жизнь.
В довершение ко всему подняли мятеж курды-джелали - последователи алевитского проповедника Джеляля.
Именно в это смутное время (1618 год) в Стамбуле султаном был объявлен 14-летний сын султана Ахмеда I Осман. В народе он получил прозвище «Генч Осман» - «молодой Осман».
Историки изображают Османа II как смышленого, но неопытного, наделенного храбростью и беспощадного юношу, который мог принимать мудрые решения, но был чрезвычайно подвержен стороннему влиянию; жестокого мечтателя, охваченного великими идеями.
Все эти качества были по отдельности присущи многим османским султаном, но вот такой живой комок противоречий, собранных воедино стоило еще поискать.
Осман II, еще почти ребенок уже мечтал быть султаном подобным своим великим предкам – героям его детских историй. Однако юный султан испытывал влияние своей матери и воспитателей, которые образовали две соперничающих партии и всячески вмешивались в управление государством.
Кроме этого в качестве третьей силы проявили себя в тот момент янычары – могущественная военная организация, которая начинала играть свою собственную игру.
В 1620 году Осман начал войну с Польшей. Польские войска потерпели поражение в Цецорской битве. На следующий год Осман лично возглавил многочисленную армию для вторжения в Польшу, но потерпел поражение в Хотинском сражении, после чего был подписан Хотинский мирный договор. Поражение сильно подорвало престиж Османа II.
Провал военной кампании вызвал брожение и ропот в рядах янычар. Они обвинили юного Османа в неспособности руководить войсками. В то же время Осман выразил сомнение в их способности добыть победу для османской армии.
Сам Осман II был еще не в состоянии осознать до конца сложившуюся в государстве политическую ситуацию и действовать в соответствии с ней.
Как типичный подросток он считал, что ему удастся воплотить в жизнь все, о чем он мечтал. Когда мечта о покорении Польши не исполнилась, по его мнению, из-за янычар, он набрал юношей из Сирии и Анатолии и задумал создать из них новое войско, а янычар распустить.
Однако янычары были не только военной, но и политической силой и имели влияние на общественное мнение в стране.
Идея о ликвидации янычарского корпуса им, естественно, не понравилась.
Они начали агитацию против султана в среде городской черни. В Стамбуле начались волнения населения. Юный и неопытный султан выслал к недовольным янычарам своего Великого визиря и агу гаремных евнухов, чтобы попытаться договориться с ними и сообщить, что он уже отказался от своей идеи, но разъяренные янычары разорвали их в клочья.
Затем они ворвались во дворец.
То, что произошло далее иначе как позором и не назовешь.
Султана схватили и, совершенно раздетого, посадив на лошадь, потащили от Ага Капысы к центру города. По дороге янычары оскорбляли султана такими словами, что историки не отваживаются приводить их в оригинале, сообщая лишь, что издевательства, которым он подвергся, стыдно даже упоминать.
Но, даже опозорив Османа, и свергнув его с трона, они не решились пролить его кровь.
Убийцей его стал Кара Давуд-паша, шурин низложенного ранее психически больного султана Мустафы, которого и сменил на троне юный Осман II.
Для начала он подослал к султану, находившемуся в одной из тюремных камер замка Эдикюль, убийц, но обладавший большой физической силой юноша сам задушил их голыми руками!
Тогда Давуд-паша послал к нему известного стамбульского борца Пехлевана, который смог предать султана мучительной смерти. Это произошло 20 мая 1622 года.
Давуд-паша не надолго пережил молодого Османа. Он был удавлен в той же камере Эдикюля, что и молодой султан через год с небольшим в результате неудавшегося дворцового заговора.
Английский посол в Османской империи сэр Томас Роу бывший очевидцем этих событий прозорливо заметил по этому поводу: «Новый великий визирь Давуд-паша по повелению нового султана задушил Османа, брошенного в тюрьму всего четыре часа назад; первого султана, над которым когда-либо учинили насилие. Я думаю, что это признак их неизбежного упадка».
Именно тогда янычары осознали себя силой, которая могла свергать и возводить на трон султанов. Это было начало конца Османской империи.
И. Мухамеджанов
Поделиться977Суббота, 25 июня, 2016г. 13:02:49
Как Осман-гази стал основателем Османской империи
Суфийское предание
Предание гласит, что Осман-гази очень любил принимать у себя гостей. Откуда бы ни приходил путник, он приглашал его к себе в дом, кормил и оставлял ночевать, а наутро прощался с ним.
Однако его соплеменникам не нравилось, что Осман привечает путников, не являющихся им ни родственниками, ни соседями. Они посоветовались и решили потребовать от него прекратить вести себя подобным образом. В один прекрасный день они собрались и потребовали от него больше не водить к себе гостей.
Но он не прислушался к их требованию, и продолжал поступать так, как считал нужным. Это сильно рассердило его соплеменников, и они сказали, что если он не прекратит так себя вести, то они выгонят его из деревни.
Осман не испугался и все равно привел к себе гостя, и тогда его соплеменники заявили ему, что убьют его, если он немедленно не уйдет из деревни.
Осман был в растерянности и не знал куда идти. Он направился к своему шейху, который жил в соседней деревне. Придя к нему домой, он рассказал о том, что случилось. Шейх выслушал его и предложил отдохнуть, а случившееся обсудить утром и найти решение этой проблемы.
Осман проспал всю ночь в гостевой комнате. Проснувшись на тахадджуд и совершив намаз, он стал искать свиток Корана, так как обычно читал его в это время. К его ужасу он обнаружил, что Коран стоит на полке, к которой он развернулся ногами во время сна. Он взял Коран, поцеловал его и прижал к груди, а затем стал просить у Аллаха прощения за свое неуважение к книге Аллаха, хотя и непроизвольно проявленное во сне.
В ту же ночь его шейху приснилось, что он должен велеть ему покинуть деревню, так как ему предопределено сыграть великую роль в мировых делах.
Когда же шейх пришел к Осману, то застал его плачущим и прижимающим Коран к груди. Он спросил, что происходит и Осман рассказал, что проспал всю ночь ногами к полке, где стоял Коран.
Согласно увиденному в своем сне, шейх сказал, что Осман должен уйти, так как его ждет великое будущее. Осман еще больше расстроился, так как ему некуда было идти, а его шейх заставлял уходить.
Вскоре после того, как Осман ушел из деревни, он набрел на группу молодых людей, которые посвятили себя служению религии. У них не было руководителя, и никто из них не соглашался занять этот пост.
За ночь до этого они решили, что первый, кого они повстречают за пределами города, будет их амиром.
Так было предопределено, что первый, кого они встретили, был Осман.
Они рассказали ему о своем решении, и Осман согласился на их предложение.
После этого группа молодых людей вышла на путь Аллаха. Где бы они ни проходили, местные жители поражались их богобоязненности. На вопрос, куда они идут, молодые люди отвечали, что посвятили свою жизнь служению Аллаху.
В каждой деревне по нескольку молодых людей присоединялись к ним. Таким образом, набралось несколько сот человек молодежи.
На общем совете они решили защищать жителей приграничных городов и деревень, которые часто подвергались нападениям немусульман из соседних государств. Однако шпионы узнали о том, что большая группа, больше тысячи человек, мусульманской молодежи готова выступить на защиту своих единоверцев, подвергающихся нападениям извне, и донесли об этом своему королю.
Король был стар и не хотел воевать. Он предложил заключить мир и свою дочь в жены Осману в знак искренности своих намерений.
Осман посоветовался со своими товарищами и принял это предложение. Дочь короля приняла ислам и вышла замуж за Османа. Так как она была единственной наследницей трона своего отца, то после его смерти трон перешел к его зятю – Осману.
Когда Осман стал главой государства, он напомнил себе о том, с чего он начинал.
Его выгнали из дома его же собственные соплеменники, но за то, что он очень трепетно относился к Корану, Аллах даровал ему высокое положение в этом мире. Поэтому Осман решил, что законом его государства будет Коран. Таким образом был заложен фундамент Османской империи, которая стала исламским халифатом и обеспечила людям возможность жить в соответствии с волей Аллаха. Уважение одного человека к Корану дало возможность создать исламское государство.
Вместо послесловия
Современная турецкая историография (примером тому – классическая работа «История османского государства, общества и цивилизации» под редакцией профессора Э. Ихсаноглу) признает, что никаких точных сведений о начальном периоде становления Османской империи не сохранилось. Все, что есть, – это сведения из византийских летописей и легендарные предания, которые были зафиксированы такими авторами, как Ашыкпашазаде, Орудж-бей, Нешри и другими около XV века, и на содержание которых повлияло субъективное восприятие самих авторов, отражающее тогдашнюю точку зрения на события.
Однако турецкие историки сходятся в том, что Осман-гази возглавил группу выходцев их племени кайи, которое проживало в районе города Сегют. Обычно тюркские племена имели подразделения, которые назывались по именам их предводителей. То, что группа, которую возглавил Осман-гази, не носила имени его отца – Эрторгула, или деда – Гюндуза Алпа, позволяет сделать вывод, что в качестве вождя его выдвинули его соратники.
Историки также указывают, что в процессе своего усиления Осман-гази сохранял дружеские отношения с византийскими правителями. Усиление Осман-гази способствовало тому, что к нему присоединились не только окрестные туркменские бейлики, но и некоторые византийские правители. В своей политике Осман опирался в первую очередь на исламские источники права, суфийских шейхов и членов многочисленных суфийских тарикатов, хотя, по уверениям историков, прежде всего, западных, не отказывался он и от использования обычного племенного права.
В труде же османского литератора Ахмеди «Iskendernâme», считающимся первым источником по истории османов, говорится, что особое внимание Осман-гази уделял такому острому вопросу, как утверждение справедливости.
islam-today.
Отредактировано Эля (Суббота, 25 июня, 2016г. 13:04:00)
Поделиться978Суббота, 25 июня, 2016г. 13:12:50
Крымские татары и османы
Люди издревле населяли Крымский полуостров, о чем свидетельствуют результаты многочисленных археологических раскопок. Здесь жили скифы, греки, римляне и византийцы. В XIII веке сюда вторглись монголы. Вслед за ними пришли генуэзцы и венецианцы, основавшие свои города, как опорные пункты торговли на Черном море.
Татары в Крыму появились в те времена, когда им владели монголы. Они объявили себя потомками Чингиз-хана и создали свое государство в XV веке, провозгласив Хаджи-Гирей-хана своим правителем. Ему, правда, пришлось побороться за престол со своими противниками, но, в конце концов, он занял крымский трон в 1441 году.
После смерти Хаджи-Гирея в 1466 году его сыновья начали бороться за престол, и это позволило османам вмешаться во внутрикрымские дела, и взять под свой контроль Крымский полуостров. Новым крымским ханом при поддержке османов стал Менгли-Гирей. Он также поклялся им в вассальной верности, однако это не помешало ему вступить в союз с Московским царством, когда османы в 1475 году напали на генуэзские города и греческое княжество Феодоро, расположенные на южном берегу Крыма.
За это османы сместили его и назначили новым ханом его сына Нур-Девлета, который также принёс им клятву вассальной верности и помог захватить остальные генуэзские колонии. Однако, представители крымской знати, находившиеся на службе у османов, убедили султана Фатиха Мехмеда в том, что Менгли-Гирей больше подходит на роль предводителя крымских татар и способен возглавить их походы на север. Менгли-Гирей со своей стороны согласился оказывать османам необходимую военную и денежную помощь.
Таким образом османы установили свой контроль над Крымским ханством. Он сохранялся в течение трех веков и обеспечивал им не только контроль над Черным морем, но также и многочисленное конное войско. Власть крымских ханов не была чересчур сильной и не распространялась за пределы Крымского полуострова, но при помощи османов они могли успешно сопротивляться попыткам подчинения со стороны Московского царства. Они служили своеобразным буфером между Османской империей и Россией.
Крымские ханы имели право чеканить собственную монету и их имена также упоминали во время пятничных проповедей, что дает основания считать их независимыми правителями. Однако, с 1524 года османский султан получил право налагать вето на не устраивающую его кандидатуру на ханский престол. До конца XVI века ханство считалось отдельным государственным образованием со своим аппаратом управления и территорией, на которую распространялась его юрисдикция, однако для османов крымские татары были незаменимой военной силой, прежде всего, как легкая кавалерия, которую они активно использовали в своих многочисленных войнах с поляками, венграми и австрийцами.
Кроме своих всадников Крым поставлял в Османскую империю рабов, соль, пшеницу, рыбу и мясо. Работорговля приносила крымцам большие доходы, так как женщины-славянки очень ценились за свою красоту. По оценке историка Алана Фишера не менее миллиона человек из числа населения польско-украинского пограничья было продано в рабство крымцами в период с 1474 по 1694 годы.
Кроме этого Крымское ханство с Османской империей связывал и кровные узы. Женой султана Селима I стала Айше Хафса –дочь султана Менгли-Гирея, родившая Сулеймана, ставшего потом султаном по прозвищу Кануни, при котором Османская империя достигла своего наивысшего расцвета. Сулейман унаследовал трон в 1520 году и его мать, теперь уже как валиде-султан находилась при нем вплоть до своей смерти в 1534 году, пользуясь огромным влиянием при султанском дворе.
К этому же времени относится и постановление о том, что в случае полного отсутствия у османского султана потомков по мужской линии трон Османской империи может наследовать крымский хан.
Пика своего могущества Крымское ханство достигло в середине XVI века. Крымцы успешно воевали с Московским царством и даже сожгли Москву в 1571 году, однако в следующем году они потерпели сокрушительное поражение в битве при Молодях, недалеко от Москвы и им не смогли помочь даже турецкие янычары, прибывшие на подмогу. Из 120 тысяч крымских татар, выступивших в поход против Московского царства, домой вернулись не больше 20 тысяч.
Битва при Молодях положила конец их натиску на север от Черного моря.
С этих пор Крымское ханство начало слабеть, чем воспользовались запорожские казаки, которые сами стали совершать периодические рейды на территорию полуострова. Путешественник XVII века Эвлия Челеби, находясь в Крыму, отмечал, что торговля, приносившая ханству огромные прибыли в прошлом полностью нарушена казаками, а его города подверглись разрушению.
И хотя крымские татары продолжали участвовать в войнах Османской империи, былые победы османов сменялись поражениями, и им все чаще приходилось возвращаться домой без добычи. Кроме этого османы все чаще и чаще отказывались оплачивать их службу.
В это же время Россия, могучий северный сосед, все больше и больше усиливалась и демонстрировала стремление и решительность завладеть северным побережьем Черного моря. Все это вылилось в череду русско-турецких войн и, в результате очередной из них, в 1774 году, по Кучюк-Кайнарджйискому мирному соглашению Крым был провозглашен независимым от Османской империи, но лишь с той целью чтобы аннексировать его в 1783 году, под предлогом восстановления на троне свергнутого очередного хана.
С этого времени Крым вошел в состав России, что было признано Османской империей окончательно в 1791 году по условиям Ясского мирного договора, завершившего русско-турецкую войну 1787-1791 годов.
Поделиться979Суббота, 25 июня, 2016г. 13:34:36
Кат’и – исламское искусство вырезания из бумаги
Искусство вырезания из бумаги, которое называется «кат’и», зародилось в XIV веке вместе с искусством переплетения книг. Его название происходит от арабского «мукатата» - «резать на куски» и поначалу получило распространение в виде аппликаций из кусочков кожи разного цвета, которыми украшались обложки книг.
Первыми известными мастероми кат’и были Абдуллах Кат’и из афганского города Герата, его сын и последователь Шейх Мухаммад Дост и Мевляна Мухаммад Бакир. Искусство кат’и попало в Османскую империю в середине XVI века вместе с мастером Абдулхаем Али.
В XVII веке известными мастерами кат’и были Мевлеви Фахретдин Деде из Бурсы, Мевляна Мехмед бин Газанфер, Али Челеби, Абдул Карим Челеби, Накши и Махмуд аль- Газнави.
В XVIII веке эту традицию продолжали Дервиш Хасан Айюби, Халазаде Мехмет и Чамбазаде Осман.
В музее Топкапы хранятся великолепные работы в стиле «кат’и».
Стоит отметить, что этот вид изобразительно-прикладного искусства был тесно связан с деятельностью суфийских тарикатов, в частности, мевлеви и рифаи. Он требует особых навыков, терпения и твердости рук. Подобно искусству каллиграфии, кат’и несет в себе особую смысловую нагрузку, указывая на связь материальной формы с внутренним смыслом вещей, части и целого, формы и слова и их разных уровней понимания.
С помощью особого ножа – неврегена создавали сетку – комбинацию растительного или геометрического орнамента с силуэтами птиц, животных, ваз, кораблей, которая называется «саз».
Орнаментальная основа, формирующая как бы «негатив» картинки еще называется «женской» ее частью, «диси» по-турецки. При вырезании она удаляется с аппликации. Остающаяся часть – «мужская», или «эркек».
Удаленную часть также могли использовать в качестве узора, приклеивая на какую-либо поверхность.
Обе части играют важную роль: «женская» часть – основа рисунка, без которой узор теряет свой смысл. «Мужская» часть – это то, что формирует собственно изображение с присущими ему характерными особенностями.
Если нужно было изготовить несколько одинаковых копий, то несколько листов склеивали клейстером из кукурузного крахмала, разведенного водой – «мухаллеби». После того как они высыхали на них вырезался узор, после чего их помещали в воду и листы отклеивались. Их сушили и наносили красками, если требовалось, дополнительные узоры.
В этнографической секции музея Антальи хранится один из шедевров в стиле «кат’и», относящийся к XIX веку. Он выполнен переплетчиком Мухаммедом Рифатом.
Композиционно он состоит из пяти частей, выполненных каллиграфическим шрифтом сулуюс в обрамлении цветов и листьев, каждая из которых помещена в свой картуш (мотив в виде полуразвернутого, с надрезанными краями рулона бумаги) и скрепленных между собой. Фоном для них служит приклеенная сзади черная бумага.
На них вырезан текст молитвы, защищающей от чумы.
Здесь надо пояснить, что до середины XIX века в Анталье, как и во многих других районах Восточного Средиземноморья, были частые эпидемии чумы. Ещё раньше, в XIV веке пандемия чумы уничтожила треть населения Ближнего Востока. На протяжении нескольких столетий Малую Азию и Ближний Восток периодически охватывали чумные эпидемии.
С введением карантинных мероприятий в морских портах Средиземноморья в середине XIX века их периодичность уменьшилась, но ее заносили в регион торговцы, следовавшие сухопутными маршрутами.
В 1831 году во время эпидемии чумы в Багдаде из 150 тысяч населения города погибло 100 тысяч.
В Анталье эпидемии чумы были зафиксированы 1713, 1719, 1728-1729, 1739-1743, 1759-1765, 1784-1786, 1791-1792, 1813-1819 и 1835-1840 годах.
Подобные своеобразные молитвы-обереги, оформленные в виде аппликаций на бумаге, украшали стены домов Антальи.
К концу XIX века это искусство пришло в упадок. Однако в последние десятилетия можно наблюдать возросший интерес к различным видам мусульманского традиционного искусства.
Кат’и возрождается наряду с каллиграфией, резьбой по дереву и гравировкой по металлу.
Islam-Today
Отредактировано Эля (Суббота, 25 июня, 2016г. 13:36:09)
Поделиться980Суббота, 25 июня, 2016г. 14:08:45
Ювелирное искусство в Османской империи
С XV века золото и серебро стали активно использоваться при дворе османских султанов.
Например, султан Селим I (1512-1520) и его сын Сулейман Кануни (1520-1566) изучали ювелирное искусство в Трабзоне и, уже будучи султанами, на досуге занимались изготовлением ювелирных изделий, для чего во дворце имелась ювелирная мастерская.
Как и все ремесленники, ювелиры принадлежали к торговым гильдиям и их называли Эхль-и-Хиреф. Ювелиров называли «зергеран», чеканщиков по золоту – «зернисани», обработчиков драгоценных камней – «хаккакан».
Самым известным придворным ювелиром XVI века был Мехмет Уста, о котором, к сожалению, сохранилось мало сведений.
Кроме Стамбула ювелирными центрами были Дамаск, Алеппо и Диярбакыр.
Среди ювелиров было много представителей этнических меньшинств – армян, греков, персов, арабов, славян и евреев.
От византийцев османы переняли любовь к тисненому серебру.
Среди простых людей были распространенными украшения из меди и бронзы. Украшения из томпака (сплав меди и бронзы, покрытый смесью золота и ртути) также имели широкое распространение среди населения и даже среди придворных. Позже эти изделия перестали изготовлять из-за вреда, наносимого здоровью ремесленников.
Сегодня в музее Топкапы можно увидеть немало ювелирных шедевров того времени, которые были попросту недоступны обычным людям и доступ к которым для них был закрыт.
Они были в свое время найдены в хранилище реликвий, принадлежавших пророку Мухаммаду, да благословит его Аллах и приветствует, и его сподвижникам. К ним, прежде всего, принадлежат ларцы, в которых хранились одежда и другие реликвии пророка, да благословит его Аллах и приветствует, а также замки и ключи от Каабы.
Кроме них в музее Топкапы можно увидеть украшенное золотом и драгоценными камнями оружие, и оборонительное снаряжение – панцири и шлемы, которые использовались в основном для парадных церемоний или в качестве подарков.
Характерное для сельджуков использование бронзы начало сокращаться к XVII веку, хотя из нее делалось немало домашней утвари, в первую очередь, ламп для освещения и подсвечников.
Особую группу изделий составляли банные принадлежности – кувшины и другие сосуды для мытья, черпаки для воды.
Столовая утварь также часто изготовлялась из золота, серебра, томпака и бронзы и украшалась различными орнаментами.
Отдельно следует упомянуть и конскую сбрую, также богато украшавшуюся золотыми и серебряными инкрустациями и даже драгоценными камнями.
Основными орнаментами для украшения бытовых предметов были растительные и так называемые арабески - орнаменты сродни растительным, но отличавшиеся от них более причудливыми формами.
У османов имелся собственный декоративный стиль в ювелирном искусстве, который сильно отличался от арабского и персидского и даже от сельджукского. Они чаще всего использовали изображения гвоздики, розы, тюльпана и гиацинта. Кроме этого мастера всегда оставляли на своих изделиях именное клеймо.
В начале XVIII века в ювелирных украшениях стали заметны европейские веянья: стали модны узоры в стиле рококо и барокко.
В то время большое распространение получили мундштуки и охлаждающие сосуды для наргиле из серебра, украшенные орнаментом в подобных стилях. Их особенно часто использовали для подарков послы, прибывавшие ко дворам европейских королей и императоров. Их и сейчас можно встретить в экспозициях различных европейских музеев. Другим распространенным подарком было оружие, украшенное драгоценными металлами и камнями. Большое количество изделий османских оружейников и ювелиров есть в Оружейной палате московского Кремля.
Стоит отметить, что османское влияние чувствовалось и в дизайне предметов христианского культа: хотя их изготовляли в византийском стиле, с соблюдением канонических правил, но украшали растительным орнаментом и арабесками в чисто османском стиле.
Поделиться981Суббота, 25 июня, 2016г. 14:26:37
Заплечных дел мастера. Палачи в Османской империи
Важное место в отправлении правосудия в Османской империи играли казни. Множество государственных деятелей поплатились жизнью за свои ошибки. Однако особого внимания заслуживает деятельность тех, кто приводил казни в исполнение.
Требования к вакансии палача
Одним из главных требований к палачам были немота и глухота. Именно этим объясняется их легендарная безжалостность. Они попросту не слышали криков свих жертв и оставались, в буквальном смысле глухи, к их страданиям.
Правители Османского государства стали прибегать к услугам палачей с 15 века. Обычно их выбирали из числа хорватов или греков. Кроме этого из янычарского отряда бостанджи выделялось пять человек для совершения казней во время военных походов. У палачей был свой начальник, который отвечал за их деятельность. Начальник «гражданских» палачей, в свою очередь, подчинялся командиру бостанджи. В его обязанности кроме всего прочего входили казни государственных деятелей.
Потенциальный кандидат в палачи, начинал свою практику «заплечных дел мастера» в качестве ассистента у кого-нибудь из своих более опытных коллег, пока не постигал всех тонкостей своего ремесла. Палачи знали анатомию человеческого тела не хуже врачей и могли доставить своей жертве как максимум страданий, так и быстро отправить на тот свет без всяких мучений.
Интересно и то, что палачи никогда не женились и после смерти как бы полностью исчезали из общества, которое бы испытывало определенный моральный дискомфорт в случае присутствия в своих рядах потомков людей такой профессии.
Способы, которыми казнили палачи
Приказ умертвить того или иного провинившегося представителя знати поступал от главы бостанджи, который для этого вызывал к себе главного палача. Османское государство придавало большое внимание тому, какое положение в обществе занимал осужденный на казнь человек. Например, если казнили великого визиря, то его обычно душили, а простым янычарам отрубали голову топором. Один из экземпляров такого топора, кстати, демонстрируется в музее Топкапы.
Если к смерти приговаривался член правящей династии, то для его умерщвления использовалась тетива от лука, которой его душили. Это была очень «чистая» смерть без малейшего следа крови, которая и полагалась членам «касты избранных».
Государственных служащих обычно обезглавливали мечом. Однако не все осужденные на смерть могли отделаться так легко: признанные виновными в воровстве, убийстве, пиратстве и грабежах подвергались болезненной казни путем подвешивания на крюк за ребро, сажания на кол или даже распятия.
Где проводились казни?
Главными тюрьмами во времена Османской империи были Эдикюль, Терсане и Румели Хисар. В Терсане содержались осужденные на галеры, военнопленные и приговоренные к каторжным работам. Тех, кто был приговорен к сравнительно небольшим срокам помещали Эдикюль или Румели Хисар. Сюда же сажали послов тех государств, с которыми османы находились в состоянии войны.
Во дворце Топкапы между башнями Бабус-Салям располагался секретный проход к помещениям, где находились палачи и куда уводили осужденных османских вельмож Последнее, что они видели в своей жизни – двор султанского дворца.
Именно здесь задушили знаменитого великого визиря Ибрагим-пашу. Перед Бабус-Салям палачи водружали на колонны головы казненных ими людей в назидание публике. Ещё одним местом казни была площадка у фонтана перед дворцом. Именно в нем палачи омывали свои окровавленные мечи и топоры.
Обвиняемых,а на рассмотрение дел высокопоставленных преступников уходило порядка трех дней, содержали либо в замке Балыкхане, либо в Эдикюле. Свою участь они узнавали по цвету шербета, которую им приносили охранники. Если цвет был белым, то это означало оправдание, а если красным, то – признание виновным и смертную казнь. Казнь происходила после того как осужденный насмерть выпивал свой шербет. Тело казненного выбрасывали в Мраморное море, головы отправляли для подтверждения факта казни великому визирю.
Из истории известно, что подозреваемых и обвиняемых в средневековой Европе подвергали разного рода жестоким пыткам; в Амстердаме даже есть музей пыток.
В Османском государстве такой практики не было, так как ислам запрещает пытки. Но, в отдельных случаях, по политическим мотивам или для того чтобы продемонстрировать определенный урок обществу тех, кто совершил тяжкие преступления подвергали пыткам. Одним из самых распространенных видов пыток были удары палками по пяткам – «фалака».
Тех, кто вымогал у людей деньги и имущество, совершал грабежи, убивал государственных чиновников, подрывал основы государственной власти, так же подвергали пыткам перед приведением смертного приговора в исполнение.
Сила османских султанов заключалась в том, что когда они выпускали свои указы – «фирманы», все без исключения, должны были повиноваться им и никто не смел ослушаться, так как каждому было известно, что ослушника ожидает серьезное наказание.
Поделиться982Суббота, 25 июня, 2016г. 15:08:28
Османы и море
Османы – потомки кочевников. Им гораздо привычнее скакать по бескрайним просторам степей, чем путешествовать по волнам. Тем не менее, как только османский бейлик получил выход к морю в 1437 году, османы начали осваивать морские просторы.
Баязид Молниеносный оценил важность проливов Босфор и Дарданеллы, и по его приказу на полуострове Галлиполи была построена судостроительная верфь. На флот стали набирать молодых холостых людей – азебов («’азаб» по-арабски –«холостяк»).
Для страны, имевшей протяженное морское побережье, защита водных рубежей становилась все более и более важным делом.
Появление Османского флота
Поначалу модели судов копировали с венецианских галер. Их маневренные качества как нельзя лучше подходили для действий в прибрежной полосе, а весла давали возможность двигаться во время штиля. Галеры стали основными кораблями средиземноморских мусульманских корсаров.
Они активно использовались при взятии Константинополя, а их экипажи внесли свой существенный вклад в победу османов.
Во времена султана Мехмеда Фатиха флот усилился настолько, что османы смогли обеспечить с его помощью 13-месячную осаду итальянского города Отранто в 1480 году.
16 век – время начала расцвета османской морской мощи. При сыне Мехмеда Баязиде II началось строительство больших кораблей. Завоевание островов в Средиземном море потребовало привлечение опытных моряков. В его время османскими адмиралами стали известные мореплаватели Кемаль-реис и Бурак-реис.
Османский флот помог армии под предводительством Селима Явуза завладеть Сирией и Египтом.
В Суэце были построены новые верфи и уже в то время был поднят вопрос о строительстве Суэцкого канала, чтобы суда могли проходить в Красное море и дальше – в Индию, но в то время этот проект не мог быть осуществлен.
В 1517 году был завоёван Йемен, а в 1534 году – Басра. Османы вели у побережья Индии бои с португальцами и помогали местным мусульманам отбиваться от натиска колонизаторов.
Османский флот на пике моущества
Завоевание Красного моря способствовало расцвету торговли в этом регионе.
Правление султана Сулеймана Великолепного ознаменовало собой дальнейшее укрепление и развитие флота. В 1522 году при его активном участии был завоеван остров Родос, а в 1538 году корсар, принятый на османскую службу – знаменитый Хайретдин-паша по прозвищу Барбаросса захватил Отранто. Барбаросса был удостоен звания «капудан-и-дерья» - то есть адмирала. Ему было дарован титул паши и постоянное место в Государственном совете – диване.
Он воспитал целую плеяду талантливых флотоводцев: Тургут-реиса, Пиале-пашу, Клыч Али-пашу.
Османам активно противостояли генуэзцы, испанцы и венецианцы, объединившиеся в «Священную лигу». Шла борьба за побережье Северной Африки. В 1551 году османы захватили у испанцев Триполи, а в 1567-70 годах им удалось захватить Кипр.
Однако, сколь талантливы не были османские адмиралы не обходилось и без поражений, самым громким из которых стала битва при Лепанто в 1571 году.
Тем не менее, османы не опустили руки: по приказу великого визиря за пять месяцев на галлиполийской верфи было построено 200 кораблей. Это повергло в настоящий шок членов «Священной лиги», которые продолжали праздновать победу над османами.
В 1574 году у испанцев был захвачен Тунис. После 1574 года война на море постепенно пошла на спад, хотя в 1578 году был разбит португальский флот у Каср-аль-Кебир. В этом морском сражении погиб сам король Португалии.
В XVI веке османские адмиралы Пири-реис и Сейид Али-реис составили прекрасные карты Средиземного моря и написали подробные книги по кораблевождению и мореходству.
Однако с XVII века начался упадок османского флота, связанный с тем, что на командные должности стали назначать людей не за их заслуги и опыт, а по протекции.
Османы стали проигрывать морские бои венецианцам и мальтийским рыцарям-госпитальерам.
Все же после 1695 года усилиями великого визиря Амджаде Хуссейн-паши и капитан-и-дерья Мезоморта Хуссейн-паши удалось возродить мощь османского флота.
Закат Османского флота
Началом конца морского могущества османов стала битва при Чесме в 1770 году, во время русско-турецкой войны 1768-1773 годов, в которой османский флот был полностью уничтожен.
И хотя по мощи он был сопоставим с российским, решимость командующего русским флотом Алексея Орлова, подкрепленная солидным морским боевым опытом нанятых на службу английских адмиралов Джона Эльфинстона и Самуила Грейга помогли, ему одержать решительную победу, уничтожив большую часть турецких кораблей.
Во время следующей русско-турецкой войны 1787-1791 года русский адмирал Ушаков серьезно потрепал турецкий флот.
Следующий разгром турецкого флота случился в 1827 году во время войны за независимость Греции, когда объединенная англо-франко-российская эскадра полностью уничтожила османские корабли.
Его потери составили более 60 кораблей и несколько тысяч человек убитыми и ранеными. Союзники не потеряли ни одного корабля.
Строительство и содержание кораблей требует очень больших денег, а финансовое положение Османской империи год от года становилось все хуже и хуже.
В конце XIX начале XX-го века турки уже не могли строить современные корабли и им приходилось покупать их за границей. Финансирование подобных закупок стало источником финансового кризиса, а как результат – невозможность иметь полноценные морские силы.
В последней войне Османской империи – Первой мировой, ее военно-морские силы себя толком не проявили. Положение не спасла даже покупка двух современных немецких крейсеров.
Былая морская мощь османов навечно канула в историю вместе с их государством.
Поделиться983Суббота, 25 июня, 2016г. 15:33:29
Как сын рабыни стал султаном науки
Абуль-Фатх Абд Ар-Рахман аль-Хазини (ум.1121) – известный мусульманский средневековый физик и астроном. Он усовершенствовал целый ряд классических научных инструментов, среди которых диоптр, трикветрум, различные квадранты и астролябии.
Он также известен своими сочинениями по гидростатике, определению веса тел в различных средах, но больше всего получил признание как астроном, который отталкиваясь от теоретических знаний, систематически изложил различные вопросы, возникшие в ходе развития такой науки, как астрономия.
Удивительнее всего то, что он был самого незнатного происхождения – сын рабыни, захваченной в завоевательном походе и проданной на одном из невольничьих рынков Хоросана.
Некоторые источники указывают, что родился около 1077 года в Мерве, в доме казначея правителя города Али бин Мухаммада аль-Марвази, которому предположительно приписывают его отцовство.
Хозяин был настолько впечатлен тягой ребенка к наукам, что разрешил ему учиться.
Годы учебы
Мерв в то время был центром наук и образования и привлекал искателей знаний своими библиотеками. Стоит отметить, что одним из учителей аль-Хазини был знаменитый Омар Хайям. Кроме него он посещал занятия у знаменитого аль-Исфарази – изобретателя различных астрономических инструментов, Мухаммада Абу Бишра аль-Марвази, а также Хакима аль-Хуссейна ас-Самарканди – ведущих астрономов того времени.
Со временем аль-Хазини и сам внес огромный вклад в развитие астрономической науки. Его самая известная работа «Аз-Зидж Ас-Санждари», посвященная сельджукскому султану Санджару бин Маликшаху, правившему Хоросаном, отличается тщательной проработкой деталей и является систематическим изложением проблем астрономии и примыкающих к ней вопросов математики с доказательствами, описаниями методики наблюдений и проверки данных. Зидж содержит хронологические таблицы, таблицы тригонометрических функций, таблицы функций сферической астрономии для широт Мерва и Багдада, уравнение времени, таблицы средних движений Солнца и Луны, таблицы движений планет, их соединений и противостояний, солнечного и лунного параллакса, звёздный каталог, таблицы для подсчета времени наступления религиозных праздников, времени мусульманского поста Рамадан, развитие теории визуального наблюдения планет и таблицу солнечных затмений.
В своей другой работе, «Трактате об астрономических инструментах», он описывает трикветрум, секстант, астролябию, нивелир и другие инструменты. Его астролябия, снабженная самовращающейся сферой, интересна тем, что сочетает знания по астрономии и механике. Сфера, на которой были обозначены различные звезды, приводилась в движение с помощью песка, высыпающегося из специального резервуара.
Задолго до немецкого математика Кристиернуса Морсиануса аль-Хазини описал, как ведет себя абстрактный вес масс, составленных из двух различных материалов. Он доказал, что принцип Архимеда применим к газам так же, как и к жидкостям.
Эти открытия способствовали изобретению барометра и вакуумного насоса.
«Весы мудрости»
Еще один его труд, «Мизан аль-Хикмат» («Весы Мудрости»), считался утерянным до тех пор, пока Генеральный консул Российской империи в Персии Николай Ханыков не обнаружил его в Тебризе. Он опубликовал описание этого труда в «Журнале американского общества ориенталистов» в 1859 году, подчеркивая важность содержащихся в ней сведений по механике и физике.
Эта энциклопедическая работа представляет собой одно из наиболее значительных сочинений по механике, гидростатике и физике в средние века. Она содержит в себе подробные оценки физических принципов, которые лежат в основе статического и гидростатического баланса, а также сведения по конструированию и использованию различных инструментов для проведения опытов. «Весы мудрости» — это равноплечие рычажные весы с пятью чашами и передвижной гирей, с помощью которых можно взвешивать разные грузы в воздухе и в воде. И хотя у трактата была сугубо практическая цель – отличать чистые металлы от сплавов, чтобы не допустить попадания в сокровищницу султана фальшивых ювелирных изделий, она способствовала развитию прикладной механики, которая исследовала теоретические проблемы, сформулированные еще Аристотелем, Евклидом и Архимедом.
Кроме этого аль-Хазини разработал метод определения Киблы, направления для совершения молитвы в сторону Мекки, с использованием механических элементов.
При всем этом он лично был аскетом и довольствовался малым.
Когда султан Санджар прислал ему тысячу динаров в качестве вознаграждения за составленный им Зидж, аль-Хазини отослал их обратно, сказав, что у него есть десять динаров, а на жизнь ему требуется три динара в год. Семьи у него нет, а из домашней живности — одна кошка.
Аль-Хазини посвятил всю свою жизнь науке, которую поставил на службу мусульманам.
islam-today
Поделиться984Суббота, 25 июня, 2016г. 16:34:58
Исполнители ролей Давут Паша и Мехмет Гирей из сериала «Кесем Султан» получили новые роли. Мустафа Устюндаг и Кадир Догулу будут сниматься со следующей недели в сериале «Белая ночь». Кадир был утвержден ранее, а Мустафа присоединился недавно. В пару Догулу, в итоге была выбрана актриса Седа Бакан после прохождения многочисленных кастингов. Показ сериала будет осуществляться на Фокс ТВ. Поклонники персонажей уже вовсю обсуждают возможные образы актеров. Кадир более охотно дает интервью относительно нового проекта.
Поделиться985Суббота, 25 июня, 2016г. 16:36:44
Фанаты выступили в защиту своей любимицы Берен Саат, которая исполняет роль Кесем Султан в одноименном сериале. Ранее Берен обвиняли в без эмоциональности, на что поклонники прочитав историю, начали публиковать в социальных сетях посты, о том, что в исторических фактах Кесем и была достаточно сдержанной, не проявляла истерик и всегда шла на холодный расчет. «Берен хорошая актриса, и показывает те эмоции в ходе сцен, которые требуются», — пишут фанаты артистки, как на своих страницах социальных сетей, так и в комментариях к ее постам.
Поделиться986Суббота, 25 июня, 2016г. 17:45:03
Основание династии
Основателем династии правителей Крыма был Хаджи-Гирей. Он происходил из рода Тукатимуридов – одного из ответвлений потомков Чингизхана. По другой версии, корни династии Гиреев происходили от монгольского рода Киреев, а к Чингизидам они были приписаны уже позже, чтобы оправдать свое право на власть.Хаджи-Гирей был рожден около 1397 года на территории современной Беларуси, в то время относившейся к Великому княжеству Литовскому (ВКЛ).
В тот период Золотая Орда переживала не лучшие времена, фактически распавшись на несколько независимых государств. Власть в Крыму при поддержке литовского князя удалось в 1441 году захватить Хаджи-Гиреею. Таким образом, он стал родоначальником династии, которая правила в Крыму почти 350 лет.У истоков могуществаМенгли-Гирей – хан, который заложил фундамент могущества Крымского ханства. Он был сыном Хаджи-Гирея, после смерти которого (в 1466 году) разгорелась борьба за власть между детьми.Изначально ханом стал старший сын Хаджи-Гирея – Нур-Девлет. Но Менгли-Гирей решил оспорить это право. Несколько раз в ходе этой междоусобной борьбы у Крымского ханства менялся правитель. При этом. если Нур-Девлет в своих притязаниях опирался на силы Золотой Орды и Османской империи, то Менгли сделал ставку на местную крымскую знать. Позже к борьбе присоединился ещё один брат – Айдер. В 1477 году престол удалось захватить Джанибеку, который вообще не принадлежал к династии Гиреев.
Наконец, в 1478 году Менгли-Гирей смог окончательно победить своих соперников и утвердиться у власти. Именно он заложил основы могущества Крымского ханства. Правда, в ходе борьбы с другими претендентами ему пришлось признать вассальную зависимость своего государства от Османской империи и отдать юг Крыма, который колонизировали его союзники - генуэзцы, в непосредственное управление турок.
Крымский хан Менгли-Гирей заключил союз с Московским государством против Большой Орды (наследницы Золотой Орды) и Литвы. В 1482 году его войска разорили Киев, который в то время принадлежал ВКЛ. При нем крымские татары совершали массовые грабительские набеги на земли Великого княжества Литовского в рамках соблюдения договора с Москвой. В 1502 году Менгли-Гирей окончательно уничтожил Большую Орду.Умер Менгли-Гирей в 1515 году.
Дальнейшее укрепление ханской власти.
Ещё больше укрепил государство Мехмед-Гирей – хан, правивший после смерти Менгли-Гирея и приходившийся ему сыном. В отличие от отца, он с молодости готовился стать правителем, получив титул – калга, который соответствовал званию наследного принца. Мехмед-Гирей руководил многими походами и набегами, организованными Менгли-Гиреем.Ко времени своего вступления на престол он уже держал в своих руках все нити управления государством, так что попытки его братьев поднять мятеж были обречены на провал.В 1519 году Крымское ханство значительно усилилось, так как на его территорию переселилась часть Ногайской Орды. Это было вызвано тем, что ногайцев разбили казахи, и тем пришлось просить убежище у Мехмеда-Гирея.
При Мехмеде произошла смена курса внешней политики Крымского ханства. После того как Большая Орда была разгромлена его отцом, потребность в союзе с Московским княжеством отпала, поэтому Мехмед-Гирей-хан заключил союз с Литвой против Руси. Именно при нем в 1521 году был организован первый крупный поход крымских татар на Московское княжество.Мехмеду-Гирею удалось посадить на престол Казанского ханства своего брата – Сахиба-Гирея, тем самым распространив свое влияние на Среднее Поволжье. В 1522 году он захватывает Астраханское ханство. Таким образом, Мехмеду-Гирею фактически удалось подчинить себе значительную часть бывшей Золотой Орды.Но, пребывая в Астрахани, хан настолько был упоен своим могуществом, что распустил армию, чем воспользовались недоброжелатели, организовавшие заговор против Мехмеда-Гирея и убившие его в 1523 году.
Вершина могущества
В период с 1523 по 1551 год попеременно правили братья и сыновья Мехмеда-Гирея. Это время было насыщенно острой борьбой внутри Крымского ханства. Но в 1551 году к власти пришел Девлет-Гирей - сын Мубарека, который, в свою очередь, был отпрыском Менгли-Гирея. Именно во время его правления Крымское ханство достигло пика могущества.Девлет-Гирей – крымский хан, который особенно прославился набегами на Русское государство. Его поход 1571 года увенчался даже сожжением Москвы.Девлет-Гирей находился у власти 26 лет и умер в 1577 году.Ослабление ханстваЕсли сыну Девлета-Гирея Мехмеду II ещё удавалось держать престиж Крымского ханства, то при его преемниках значение татарского государства на международной арене значительно упало. Сам Мехмед II в 1584 году был свергнут турецким султаном, а вместо него посажен брат Ислям-Гирей. Следующие крымские ханы были мало чем примечательными правителями, а в самом государстве смуты стали довольно частым явлением.В 1648 году на арену большой политики попытался выйти Ислям-Гирей III, заключив союз с запорожскими казаками в освободительной войне против Речи Посполитой. Но этот союз вскоре распался, а гетманщина перешла в подданство к русскому царю.
Последний правитель
Последним правителем Крымского ханства оказался хан Шагин-Гирей. Ещё во время правления его предшественника Девлета-Гирея IV, в 1774 году, Крымское ханство получило независимость от Османской империи и признало протекторат России. Это было одним из условий Кючук-Кайнарджийского мира, завершившего очередную русско-турецкую войну.Крымский хан Шагин-Гирей пришел к власти в 1777 году как ставленник России. Он был возведен на престол вместо протурецки настроенного Девлета-Гирея IV. Впрочем, даже поддержанный русским оружием, на троне он сидел некрепко. Об этом свидетельствует то, что в 1782 году он был смещен с престола своим братом Бахадыр-Гиреем, пришедшим к власти на волне народного восстания. С помощью русских войск Шагин-Гирею удалось вернуть трон, но дальнейшее его правление стало фикцией, так как реальной власти он уже не имел.В 1783 году эта фикция была устранена. Шагин-Гирей подписал отречение от престола, а Крымское ханство было присоединено к Российской империи. Так закончился период правления Гиреев в Крыму.
Свидетельством правления Шагина теперь могут служить разве что монеты хана Гирея, изображение которых можно наблюдать выше.Шагин-Гирей после отречения сначала жил в России, но потом переехал в Турцию, где в 1787 году был казнен по приказу султана.
Гиреи после потери власти
Султан Хан-Гирей – не единственный представитель рода, который стал широко известным после потери власти династии над Крымом. Знамениты были его братья – Султан Адиль-Гирей и Султан Сагат-Гирей, которые прославились на военном поприще во благо Российской империи.Двоюродный племянник Хан-Гирея Султан Давлет-Гирей стал основателем адыгского театра. Брат последнего, Сутан Крым-Гирей, являлся председателем комитета конной дивизии. Оба были убиты в 1918 году большевиками.
В настоящее время на титул крымского хана номинально претендует Джеззар Памир-Гирей, который проживает в Лондоне.
Значение рода Гиреев в мировой истории
Род Гиреев оставил заметный след в истории Крыма, да и мировой истории в целом. С именем этой династии практически неразрывно связано существование Крымского ханства – государства, которое в свое время играло одну из ведущих ролей в Восточной Европе.Гиреев помнит и нынешнее поколение крымских татар, ассоциируя этот род со славными временами в истории народа. Недаром от них исходит инициатива переименовать в Хан-Гирей Херсон.
-fb.ru/
Отредактировано Эля (Суббота, 25 июня, 2016г. 18:00:33)
Поделиться988Суббота, 25 июня, 2016г. 20:04:15
За кадром
club67557611
Поделиться989Суббота, 25 июня, 2016г. 20:16:51
Берк Джанкат (Искендер) за серию ВВК получал - 22 000 турецких лир ( 574 915 российский рубль). Отметим, что деньги выплачиваются актёрам даже в том случае, если они и не присутствуют по сценарию в самой серии. К примеру, Искендера мы не можем увидеть по сюжету в сериале последние две серии, но выплата за серию всё также отправляется актёру Берку Джанкату.
berk_cankat
Поделиться990Воскресенье, 26 июня, 2016г. 11:22:17
Стало известно, что специфика выплаты гонораров актерам сериала «Кесем Султан» строится следующим образом: артист получает гонорар даже после выхода из проекта, но в том случае если его имя продолжает упоминаться в титрах. Таким образом, после смерти своего персонажа Экин Коч – Султан Ахмед несколько серий еще продолжал получать по 40 тысяч турецких лир за серию. В переводе на рубли это более одного миллиона. Первый сезон закончился, а во втором произойдет смена актерского состава, и надписи в титрах будут изменены.